Подписаться
Курс ЦБ на 28.01
62,30
68,77
Деловой квартал / Новости / АСВ сыграла в ящик РЕН-ТВ

АСВ сыграла в ящик РЕН-ТВ

05:00   24.11.2003

АСВ (Ассоциация cвободных вещателей) была создана в 1991 г. Жанной Телешевской, которая до ухода в частный бизнес в течение 20 лет работала на СГТРК: возглавляла редакцию военно-патриотического вос

С 1 января 2004 г. из екатеринбургского эфира уйдут программы телеканала АСВ (ЗАО «Телекомпания АСВ-Престиж»). Компанию, владеющую лицензией на вещание на 49 ДМВ канале, приобрел медиа-холдинг REN-TV, которому программы АСВ оказались не нужны. По мнению специалистов, АСВ – первая ласточка: не исключено, что вслед за детищем Жанны Телешевской с рынка будут вынуждены уйти и другие местные телекомпании, занимающие низшие строчки в рейтингах.

АСВ (Ассоциация cвободных вещателей) была создана в 1991 г. Жанной Телешевской, которая до ухода в частный бизнес в течение 20 лет работала на СГТРК: возглавляла редакцию военно-патриотического воспитания и спорта, готовила сюжеты для программы «Время» и передачи для Гостелерадио. Одна из первых отечественных негосударственных телекомпаний стартовала довольно мощно: программы АСВ, транслировавшиеся в прямом эфире, для региональных телестудий того времени во многом были новаторскими. Однако впоследствии АСВ растеряла все преимущества, полученные на старте. Конкуренты развивались гораздо динамичнее.

В 1993 г. на 49 канале начали выходить программы телекомпании «ТВ-6 Москва», который стал первым сетевым партнером АСВ. Сотрудничество с сильным федеральным каналом не могло изменить ситуацию в принципе – последние 2-3 года рейтинги АСВ были невысокими. Ситуация не стала иной и после того, как АСВ выбрала другого сетевого партнера – в декабре 2002 г. им стала REN-TV. Андрей Боголепов, директор исследовательского центра ExMedia: В «новейшей истории» екатеринбургского телерынка позиции 49 ДМВ канала усиливались на некоторое время – после перехода команды Евгения Киселева на ТВ-6. Однако уже с осени 2002 года доля АСВ в общем телесмотрении оставалась на уровне около 1-1,5% (правда, по данным Gallup, доля АСВ несколько выше – например: за период с 1 по 15 октября 2003 г. она составила 3%). Таким образом, нельзя говорить о том, что АСВ продали из-за падения рейтингов – они были стабильно низкими на протяжении длительного времени.

По мнению Ильи Удачина, генерального директора телеканала «РТК» и первого заместителя гендиректора «Студии-41», рейтинги АСВ вполне позволяли ему окупать затраты и даже извлекать прибыль. Бывший генеральный директор «АСВ Престиж» Павел Телешевский утверждает, что телеканал действительно не был убыточным: Пошли какие-то кривотолки, дескать, канал продается в связи с тем, что он не может выживать, денег у него нет. Это не так. Мы получали прибыль, и так продолжается по сей день. Причем исключительно от производства и размещения рекламы. Политика приносила нам доходы только в периоды предвыборной агитации. С самого начала мы не ориентировались на средства спонсоров.

Основная причина продажи контрольного пакета АСВ, по словам г-на Телешевского, высокая цена, предложенная холдингом REN-TV. Эксперты говорят, что стоимость 100% пакета акций телеканала «АСВ Престиж» может составлять от $500 тыс. до $1 млн. Илья Удачин: Вряд ли сумма сделки превышает $1 млн. Проданной компании принадлежит только лицензия на вещание. Ни площадями, ни оборудованием она не владеет.

Хотя сделка по приобретению АСВ завершилась еще в сентябре 2003 г., информация об этом появилась в СМИ только тогда, когда коллективу канала стало известно, что REN-TV сохранит местное вещание до конца года.

Причины, побудившие REN-TV установить 100-процентный контроль над региональным каналом и избавиться от трансляции его программ, довольно прозрачны. Удерживать аудиторию в условиях острой конкуренции может только телекомпания с выверенным форматом. В этих условиях передачи местных телевизионщиков, «размывающие» жестко форматированные программы федеральных каналов, оказываются для них помехой. Причем рейтинг регионального телепродукта оказывается не самым главным фактором. Андрей Боголепов: Доля местного вещания на 49 ДМВ канале в последнее время составляла около 15%. Часть передач, которая шла в прайм-тайм, имела нормальные рейтинги – без особых всплесков и провалов. Что случилось бы, если в это же время шли запланированные REN-TV программы, вряд ли кто-то может сказать.

Андрей Боголепов не считает, что простое удаление из эфира местного вещания существенно повлияет на позиции REN-TV в екатеринбургских рейтингах: О серьезном прорыве речь, наверное, вести не стоит. Рынок Екатеринбурга весьма конкурентный, и для укрепления позиций нужно приложить достаточно серьезные усилия по продвижению. Пока промоушн REN-TV в регионах не был особо заметен. Безусловно, федеральные телеканалы продолжат наступление на рынки региональной телерекламы. Однако эксперты уверены в том, что ниша для местного телевидения, по крайней мере для 4-5 наиболее сильных игроков, у нас сохранится. По данным ExMedia, в эфире Екатеринбурга самая высокая среди российских городов-миллионников доля местного вещания. С ноября, после перехода «4 канала» на собственное программирование, она составляет почти 30%. Илья Удачин считает, что в ближайшие годы у нас сохранится вещание на всех частотах, на которые выданы лицензии. Новые игроки вряд ли появятся. А вот среди тех, кто уже присутствует на рынке, вполне возможна перегруппировка по сценарию REN-TV – АСВ. Андрей Боголепов: Тенденция простая – слабые должны уйти, чтобы освободить место более сильным.

Обратная связь: zhdanov@apress.ru

 

Досье

«Канал радовался жизни и приносил прибыль»

Бывший генеральный директор телекомпании «АСВ-Престиж» Павел Телешевский рассказал корреспонденту «ДК» об обстоятельствах сделки с REN-TV.

Как долго обсуждались с REN-TV условия продажи вашего пакета? И каков его размер?

– Мне и Жанне Матвеевне Телешевской принадлежал контрольный пакет акций. Их мы продали еще летом. Процесс скупки у других акционеров АСВ начался в марте или апреле. Акции консолидировались в московских компаниях, занимающихся операциями на фондовом рынке. И к сентябрю сделка была завершена. REN-TV приобрело сразу 100% одним пакетом.

– Действительно ли REN-TV нарушило договоренность, достигнутую при продаже, о сохранении собственных программ АСВ в эфире?

– На финальной стадии переговоров эта договоренность, изначально существовавшая только в устной форме, вылилась в условие, что собственное вещание сохранится лишь до конца года.

Вы и Жанна Матвеевна планировали остаться в качестве топ-менеджеров на канале?

– Это вопрос не к нам, а к новым собственникам – планировали они это или нет. Мы прекрасно понимаем, что если продаем вещательную станцию, то рано или поздно собственное производство закроется. И, ясен перец, нам-то здесь будет делать нечего. Сидеть, возглавлять канал, работать на кого-то – нам, людям, которые всегда создавали свой бизнес и были его владельцами, – зачем это нужно?

Как вы думаете, были ли допущены какие-то ошибки, которые и привели в конечном итоге к необходимости продажи канала?

– Давайте расставим все точки над i. Начну с того, что наш канал, как очень немногие другие екатеринбургские телекомпании, всегда жил и развивался исключительно за свой счет. Не хотел бы бросать камни в огороды других телеканалов – у каждого своя судьба. Но некоторые изначально создавались под каких-то спонсоров. А мы развивались самостоятельно. Все годы канал радовался жизни и приносил прибыль. REN-TV, покупая канал, имеет на руках совершенно достоверные расчеты срока окупаемости своих инвестиций.

– Почему же вы продали прибыльный канал?

– У всех людей рано или поздно возникает желание поменять обстановку. Если ты наемный работник, тебе проще – уволился из одной организации и пошел в другую. А собственнику никуда не деться. Есть и другая причина. Сегодня на телеканалах города очень мало осталось реального творчества в интересах зрителя. Большинство телевизионщиков сделали из своих каналов конвейер для зарабатывания денег. В эфире только те программы, которые выстроены под какой-то определенный сегмент рынка. Они мало интересны зрителям, зато востребованы рекламодателем – такие глянцевые тележурналы. Или новости, которые выверены строго по схеме. Есть те, кто работает по идеологии BBC-НТВ. Это, например, «Четверка» или, в своей, конечно, интерпретации, «41 канал». Схема предполагает жесткий отсев новостей, преобладание официоза. Места для творческих находок не остается. Зато такой подход оправдан с финансовой точки зрения. Есть и те, кто пытается оригинальничать. У одних получается похабно, другие, правда крайне редко, отыскивают изюминки. Так что нам захотелось выбраться из этой плоскости. Предложения продать канал поступали с 98 г. В свое время порядка 30% акций мы продали ТВ-6. Помимо ТВ-6, канал хотели купить ТВС, ТВ-3, НТВ. Но последнее предложение REN-TV с финансовой точки зрения оказалось очень интересным. Для местных каналов сумма, мягко говоря, беспрецедентна. Это и стало решающим аргументом.

О какой сумме идет речь?

– Не скажу. В REN-TV подсчитали, что средства они будут окупать 15-20 лет. Для них это стратегическое приобретение.

В какую отрасль вы будете инвестировать полученные средства? У вас ведь есть бизнесы, не связанные с телевидением, – автомойки, автосервисы…

– Действительно, я один из учредителей в нескольких предприятиях. Но это не мои компании, а моих друзей. Эти фирмы мы продвигали с помощью рекламных возможностей АСВ, и только. Мы, люди, всю жизнь связанные с телевидением и разбирающиеся в нем очень хорошо, конечно же, будем развивать проекты, близкие к телевизионному бизнесу. Какие именно – не скажу, чтобы не сглазить.

Беседовал Алексей Жданов

Система Orphus
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter.
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 5 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.
Читайте лучшие публикации каждое утро. Подпишитесь на рассылку «Делового квартала».
Я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.