Подписаться
Курс ЦБ на 16.07
70,79
80,83

Анатолий Бартенев: «Все же видят, что бизнес затухает». Почему бизнесмены никому не нужны

Анатолий Бартенев
Анатолий Бартенев. Автор фото: Игорь Черепанов. Иллюстрация: DK.RU

«Раньше я мог прийти к министру и переговорить. Помню, без записи попал к замминистра автопрома СССР. Как сейчас попасть к начальнику отдела на региональном уровне? Да никогда не попадешь!»

Президент ГК «Автобан» Анатолий Бартенев в этом году отмечает 40-летие работы в автобизнесе. Как он рассказывал DK.RU, после окончания института у него была одна дорога: парень по распределению пошел работать на оборонное предприятие, где была полная тишина и защищенность и за тебя уже несколько поколений подумали и расписали каждый твой шаг. Оставалось лишь следовать инструкции: как взять секретный портфель, как его пристегнуть и куда отнести. Вскоре Анатолий ушел в свердловский областной центр АвтоВАЗа — не за деньгами, а просто ему хотелось больше самостоятельности. 

Что молодому мужчине нужно? Автомобили, оружие. А деньги? Зарплаты везде были примерно одинаковыми. Я шел ради интереса, а не ради риска. Но получил и то, и другое. 

Дело в том, что в конце 1980‑х предприятие акционировалось одним из первых в регионе, и Анатолий Бартенев вкусил «лихих 90-х» сполна. Однако не растерялся тогда, прошел все кризисы и продолжает работу сейчас.   

Что собой представлял автомобильный бизнес в тот момент, когда вы туда попали?

— В 1979 году я начал работать в свердловском спецавтоцентре АвтоВАЗа. Тогда это не называлось бизнесом, это было государственное предприятие, которое подчинялось отечественную автогиганту, а завод, в свою очередь, — министерству автомобильной промышленности СССР. Я работал начальником планового отдела, затем стал директором по производству, а в 1986 году был назначен генеральным директором. Потом в стране началось акционирование предприятий, и спецавтоцентр прошел через это одним из первых, когда еще даже не было закона об акционерных обществах. Помню, существовало только 661-е постановление, которое разрешало акционироваться, и мы руководствовались этим документом. Свидетельство акционерного общества я ездил получать в российский Минфин. И потом, когда стало много проверяющих, которые въедливо интересовались, законно ли мы акционировались, то свидетельство сослужило нам добрую службу. Когда они видели бумагу, подписанную министром финансов, вопросов у проверяющих уже не было.   

В общем, я работал в спецавтоцентре не покладая рук, а в 1990-х в городе стали появляться первые независимые автосалоны, продавцы. В автопром тогда пошли и криминальные структуры, так что в «лихие» годы у нас бывали с ними трения. Потому что мы работали по инструкции и им мешали. Иногда происходили стычки.

Приезжали братки с оружием? 

— Все было. Я очень долго добивался того, чтобы наше предприятие охраняла милиция. Сейчас просто: пошел заключил договор и все. А тогда нужен был приказ по Министерству внутренних дел, отданный в Москве. Вот я ездил в столицу, общался с помощником министра, уговаривал его. И в итоге вышел приказ по МВД: организовать отдельный взвод охраны на наш спецавтоцентр. Это было отдельное структурное подразделение во главе с майором, которое охраняло нас от бандитов. Потому что лезли они к нам каждый день. 

А что им было нужно?  

— Они хотели собирать дань — с каждого рабочего, с клиентов автомойки. Помню, я уехал в командировку в Китай, возвращаюсь, мне докладывают: пока меня не было, на мойку пришли какие-то жулики и со всех клиентов собирают за въезд по 50 рублей. Милиция тогда не особенно вмешивалась в такие дела, но я давно уже работал и имел связи. Я знал, что платить рэкетирам нельзя: дашь пальчик — оттяпают всю руку. Старался действовать через правоохранителей. В тот раз поехал в милицию, просил помощи, в итоге они провели спецоперацию: всех этих бандитов вычислили за неделю, а потом приехали в спецавтоцентр, положили там всех на пол, в том числе наших работников. Наших ребят не тронули, а тех заковали в наручники и увезли.

Вам тогда было страшно?

— Наоборот! Я был молодой, лез во все эти дела. Сейчас иногда смотрю документальные фильмы про 1990-е, про войны на АвтоВАЗе — там такое творилось в Тольятти! Вот сегодня мне страшно. А тогда я находился в гуще событий, и казалось, что все нормально. Хотя и квартиру мне поджигали, и дачу: я дом еще не успел построить — спалили. Ну, что делать. Все это понимали, и семья тоже.   

Тогда вы защищали чужой бизнес, а когда создали уже свой?  

— В конце 1990-х в городе начались продажи иномарок, но на ВАЗе нам не разрешали этим заниматься, говорили: «Хотите торговать иномарками — давайте сами». Я и начал сам. Мои сыновья тогда были студентами, я их стал подтягивать к работе, они у меня были и перегонщиками, и продавцами. К 2000-м у меня уже было два автосалона, получались неплохие проекты, в частности, с Chevrolet. У АвтоВАЗа был с этим концерном контракт по Chevrolet NIVA, в его рамках производитель должен был предоставлять дилерство по Opel. Наш бизнес стал развиваться, помню, в день продавали по 150-200 авто. Мы смогли построить салон на ул. Щербакова — там начались продажи Opel и американских Chevrolet. Дела тоже шли успешно, на заработанное мы построили салон на ул. Металлургов и дальше уже развивались по тем брендам, которые нам нравились.

А так как мы вышли с ВАЗа, нас больше тянет на массовые авто. Попробовали поторговать машинами Cadillac, но это не очень интересно. Куда больше драйва, когда продаешь каждый день автомобили штуками, а не реализуешь одно авто целый месяц.

Сейчас, когда с оружием уже никто в салоны не приезжает, работать проще? 

— В чем-то проще, конечно. С криминалом вопрос решен, кроме того, стало больше возможностей в поставках. Но и тяжелее теперь тоже. Очень мучает бюрократия — просто невозможно!

Я за всю свою трудовую деятельность открыл более 20 салонов. Каждые два года я или строил, или открывал объект. Сегодня, чтобы запустить автоцентр, нужно минимум пять лет — на бумаги, ответы, запросы. Вроде бы сделали единое окно — должно стать удобнее и быстрее, но по факту это капец: отдал бумагу, и концов потом не найдешь!

Мы иногда пишем письмо, отправляем, и потом секретарь там неделями ищет, где оно у них, какая на нем резолюция, кто работает с нашей заявкой. И ни к кому не пройдешь, чтобы этот вопрос уточнить. Раньше я мог прийти к министру — на любом уровне — и переговорить. Помню, когда я строил салон в Нижнем Тагиле, я к заместителю министра автомобильной промышленности СССР без записи пришел. Сел в приемной, четыре часа высидел, и он меня принял. Замминистра автопрома огромной страны! Как сейчас попасть к начальнику отдела на региональном уровне? Да никогда не попадешь! Нужно записаться за месяц-два, а на телефонные звонки там не отвечают тотально.     

Анатолий Бартенев, ГК "Автобан"

Тоже интересно: задаешь чиновникам вопрос, на который можно ответить за пять минут, причем три из них можно потратить на перекур. Так отвечают ровно на 31-й день. А могут не дать ответа, попросить пояснений. Хотя в письме указан исполнитель — позвоните ему и все уточните! Но нет.

Не знаю, почему так, но в работе не заинтересован никто. Может быть, их запугали… Я иногда спрашиваю у чиновников: «Вы почему отвечаете на обращение в самый крайний срок, положенный по закону? Почему не можете на второй день дать ответ, а не спустя месяц?». Говорят: «Ваше письмо находится в отдельной папочке, которую мы откроем на 30-й день и начнем отвечать на запросы, который находятся в ней. А если мы вам ответим раньше, у нас моментально начнется внутренняя проверка — почему мы вам на второй день дали ответ, а не на 30-й. Вдруг вы нам взятку дали». Я отвечаю: «И чего вы боитесь-то? Я же вам ничего не давал. Пусть хоть запроверяются». Боятся. 

А я помню случай: я только пришел работать в спецавтоцентр, директор представил меня плановому отделу, я сел в кабинете. Через полчаса ко мне пришел человек, представился: оперуполномоченный ОБХСС такой-то. Я чуть со стула не упал! Мне от одного названия его должности чуть плохо не стало. Причем я еще ни одной бумаги не подписал! Я тогда пошел к юристу, спросил, что делать. И его ответ я запомнил на всю жизнь. Он сказал: «К рукам не прилипнет — никто тебе ничего не сделает. Зубами будут скрежетать, но не сделают. Самое худшее — выгонят с работы». И я не понимаю, чего же так боятся наши чиновники, если руки-то чисты.   

Может быть, не столько боятся, сколько просто не хотят работать? 

— Мне кажется, с них не спрашивают. Или пришла плеяда молодых безынициативных людей. Не знаю. Но никто из чиновников в городе сегодня не заинтересован в строительстве нового автосалона. На словах хором будут говорить: «Конечно, автоцентр нужен!». На деле же видно, что все не так. Вот мы построили салон Volkswagen, там нужно было сделать канализацию — 5 метров. Так мы ее согласовывали года полтора. Я как-то на совещании сказал: «За то время, что вы согласовываете, мы сами могли бы чайными ложками эти пять метров выкопать». Просил: разрешите нам, мы сами прокопаем эту траншею — что я и сделал, в конце концов. Но они отвечают: «Вы не имеете права копать, это должны делать мы». Говорю: «Делайте». Они: «А у нас очередь на полтора года».

Раньше такого не было. Сейчас они все закрылись бумагами — то ли это их инициатива, то ли сверху их заставляют так работать...   

То же самое с газом. Мы купили полносборную газовую котельную, есть все документы. Года два мы ее согласовывали. Звонят чиновники: «А мы сами хотим посмотреть». Посмотрели. «А вот мы сами хотим сделать экспертизу». Говорю: так экспертиза уже есть, ее делает завод, есть все согласования. «Нет, мы сами», отвечают. Потом говорят, вы нам дайте всю документацию, мы ее переделаем, подпишем, и вроде как сами сделали новую экспертизу. Маразм. В этом плане стало очень тяжело.  

Анатолий Бартенев, ГК "Автобан"

Это я еще не говорю про проверки. Какая это теперь головная боль для всех! Пример: построен автоцентр, предварительно, естественно, проведена экспертиза, есть согласования со всеми инстанциями. В итоге приходят пожарные, говорят: «Лестницы должны быть в два раза шире». Спрашиваем: «Как же так? Ведь пожарные согласовали проект». Отвечают: «А теперь другие условия». И что делать? Сносить здание? Говорят: «Мы не знаем, мы вам в акте напишем, что если что-то произойдет, вы будете виноваты». Вот так. 

Вы сказали, раньше такого не было. Раньше — это когда, какие годы?

— Я застал времена, когда чиновники были заинтересованы в развитии бизнеса в городе. Когда мы начинали строить первые салоны, всегда на площадку приезжал мэр со свитой, спрашивал, что мы будем строить, как. Если у меня были вопросы, просьбы, он тут же раздавал всем поручения. Мог во время строительства еще заехать и — обязательно — перед завершением. Смотрел, что получилось, насколько обещанное совпало с результатом. Тут же мы решали какие-то вопросы, по тому же благоустройству территории рядом — просил помочь с этим. А когда мы строили салон Volkswagen — его мы открыли в 2015 г. — на объект не приезжал никто.

Никому дела нет, и это я вижу сегодня. Власти не заинтересованы в развитии бизнеса, что бы они ни говорили. Я имею в виду свой рынок, может быть, в сфере высоких технологий все не так. Но у нас ситуация печальная, хотя мы платим налоги, даем рабочие места молодежи.     

Новых автосалонов при таком раскладе ждать не стоит?

— Есть у меня мысль построить еще один салон. И вот мы пишем письма, идет переписка. Раньше как было: записываешься на прием к руководителю, приходишь, объясняешь, он дает команды своим сотрудникам. Сейчас никто не хочет никаких встреч. Вот и пишем письма, что мы готовы создать 200 новых рабочих мест, платим такие-то налоги, но никому ничего не интересно. Хотя все говорят, что бизнес надо развивать. И не развивают. Просто стена.  

Анатолий Бартенев, ГК "Автобан"

Я, например, не знаю, как взять землю под новый салон. Пойду в региональное Мингосимущества, чтобы задать вопрос министру: «Как найти участок?». Я видел, как устроена система за границей: там в кабинете чиновника висит карта, где отмечена вся готовая земля. К части площадок подведено электричество, канализация, дорога — это обязательно, и их можно покупать. Если готовые участки тебе не подходят, можно присмотреть другие. Там сразу понятно, когда их подготовят к продаже — есть четкий план, сроки, все прозрачно.

А я сегодня не знаю, кому задать вопрос по земле у нас. Мне говорят: «Ты ищи землю и у нас спрашивай, можно ли ее взять». Я говорю: «Вот участок рядом с моим салоном, он пустует 10 лет. Его можно?». Мне говорят, нет, эта земля занята. При том, что участки выдаются для строительства на три года, и если ты не успел начать осваивать площадку, ее должны забрать и перераспределить. Но у нас пустыри стоят десятилетиями, никто их не изымает, и взять их ты не сможешь. И никого не интересует, как сделать так, чтобы каждый метр земли давал доход городу и области. 

Если бы вам сейчас было 20 лет, вы бы пошли в бизнес?  

— Однозначно. После института меня распределили в очень хороший научно-исследовательский институт атомной промышленности, современный, мощный. Мне там в целом нравилось, но вся моя трудовая жизнь была расписана: на работу к 8 утра, домой — в пять вечера, все было очень сильно нормализованно. А мне хотелось больше проявлять инициативу и самостоятельность. И когда я перешел в спецавтоцентр, поле деятельности стало намного шире, и пространство для маневра увеличилось: начались командировки, мне нравилось ездить на разных машинах и решать поставленные задачи.

Какой бы бизнес я выбрал сейчас, я не знаю. Я и тогда-то стал работать с автомобилями, потому что жил на Химмаше, а там был спецавтоцентр АвтоВАЗа. Если бы там стоял «Газпром», может быть, я бы туда пошел. Но точно не усидел бы в кабинете.

Люди, которые, как и вы, не могут усидеть и идут в бизнес — они особенные? Для занятий предпринимательством у человека должна быть жилка, или каждый может научиться?  

— Наверно предпринимательская жилка быть должна, но это не залог успеха. Важнее, чтобы в стране для бизнеса существовала среда. Сегодня я не представляю, как с нуля начать заниматься автобизнесом. Мне кажется, это невозможно. Когда я начинал, мне никто не давал денег, я из простой семьи, но у меня получилось — благодаря кредитам. Когда я строил свой первый автосалон, у меня ничего не было, никаких залогов, поручителей. Я взял кредит, построил, рассчитался. Второй салон — то же самое: взял кредит, построил, рассчитался. Да, я делал бизнес-планы, чтобы получить займы, но деньги реально было взять — у банков тоже раньше была заинтересованность в развитии бизнеса.

А поставь меня в сегодняшних условиях строить автоцентр, я бы не смог работать. Банки не хотят давать деньги начинающим, им нужны залоги и супернадежные клиенты. Может быть, это потому, что банковскую систему часто обманывают заемщики… Не знаю.   

И в итоге мы видим: на нашем рынке нет новых игроков. Иногда к нам приходят москвичи, сейчас открылись челябинцы, но местных новичков не появляется. Автобизнес — дело очень капиталоемкое, без банков сюда не зайти. Да и по продовольственному ритейлу видно — работают, в основном, крупные федеральные сети. А нужно бы начинать с малого бизнеса, развивать его, чтобы он вырастал и становился крупным. Но банки не хотят с ним работать.  

По-вашему, ситуация изменится?  

— Должна измениться. Потому что если ничего не поменяется, мы придем к тому, что у нас во всех сферах будут работать только олигархи — те, у кого есть большие деньги, и кто входит в высокие кабинеты, открывая двери ногой. От этого экономика будет только страдать. Все же видят, что бизнес затухает, и так будет, пока людям не дадут возможность создавать свои компании, не заинтересуют этим вновь.

Раньше многие хотели работать на себя, создавали кооперативы. Да, были упущения, в частности, то, что в бизнес запустили криминал. Это очень навредило предпринимательству, многие ушли. Но в целом была огромная заинтересованность в развитии бизнеса — и у властей на всех уровнях, и у контролирующих органов. 

Я сам жду, что ситуация изменится. Жизнь заставит. Все равно прорвемся.

Самое читаемое
  • В Екатеринбурге активисты начнут сбор подписей за прямые выборы мэра. СноваВ Екатеринбурге активисты начнут сбор подписей за прямые выборы мэра. Снова
    30 221
  • «На семью в США приходится четыре единицы огнестрельного оружия. Для России это — нонсенс»«На семью в США приходится четыре единицы огнестрельного оружия. Для России это — нонс...
    14 222
  • Банкротство ТЦ, открытие кинотеатров, обвинение Сафронова в госизмене. Главное 13 июляБанкротство ТЦ, открытие кинотеатров, обвинение Сафронова в госизмене. Главное 13 июля
    16 906
  • На Среднем Урале инспектор Ростехнадзора пойдет под суд за взяткуНа Среднем Урале инспектор Ростехнадзора пойдет под суд за взятку
    19 543
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.
Читайте лучшие публикации каждое утро. Подпишитесь на рассылку «Делового квартала».
Я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.