Подписаться
Курс ЦБ на 16.04
93,58
99,79

Александр Спасский: «Уралтранс» идет своим путем и никого не догоняет»

— Александр Евгеньевич, почему Вы избрали для себя именно рекламно-издательский бизнес? Насколько известно, по образованию Вы — экономист. — На рынок рекламы я пришел не сразу. В начале перестройки

16 августа в ресторане «Харбин» состоялась презентация путеводителя по Екатеринбургу, первого из новой серии полноцветных карманных справочников «Екатеринбург на ладони». Один из инициаторов проекта — Александр Спасский, ген. директор издательского дома «Уралтранс», известный в деловых кругах города как издатель серии карманных справочников «Банки», «Все для офиса», «Безопасность» и др. Наш корреспондент взял у него интервью. Спасский Александр Евгеньевич родился в 1950 году в Екатеринбурге, в 1971 г. закончил СИНХ по специальности «Планирование промышленности», преподавал в Свердловском мединституте, учился в аспирантуре Института Экономики УРО РАН. Женат. Сын, Максим Александрович — заместитель директора в этой же фирме. Дочь — школьница.

— Александр Евгеньевич, почему Вы избрали для себя именно рекламно-издательский бизнес? Насколько известно, по образованию Вы — экономист.

— На рынок рекламы я пришел не сразу. В начале перестройки отдал дань модным поветриям — торговал компьютерными программами, затем давал консультации по экономическому законодательству. Был период специализации на финансовом рынке, когда мы в крупных объемах торговали ценными бумагами. Просчитывали и прогнозировали взлет и падение цен на ваучеры, в зависимости от ситуации в стране — и играли на этом на фондовых биржах.

Сегодня компьютерный и рынок ценных бумаг уже стабилизировались, а рынок рекламных и полиграфических услуг продолжает бурно развиваться, здесь будут крутиться весьма солидные деньги.

— Организовать дело без стартового капитала — задача почти невыполнимая. Распространено мнение, что в основе большинства нынешних коммерческих фирм лежат либо партийно-комсомольские, либо мафиозные деньги — других капиталов в то время в стране не существовало...

— Мой стартовый капитал — это мои знания, мои идеи. До перестройки я 18 лет преподавал политэкономию в Свердловском мединституте. В этой науке много шелухи, но если ее отбросить, то она о богатстве, о том, как делать деньги.

Организация первых кооперативов для меня означала только одно: возрождается капитализм. Вначале меня это шокировало, но затем ко мне все чаще за советами стали приходить мои бывшие студенты и оказалось, что мои знания могут реально помогать в становлении дела.

Жизнь менялась на глазах, выходило много новых законов, нормативных актов, которыми мало кто умел пользоваться. Я разработал несколько методик — благодаря им промышленные предприятия могли экономить значительные валютные средства. Уже через 10 месяцев наш кооператив (7 человек) заработал свой первый миллион рублей. В 1989 году это были сумасшедшие деньги.

Я начал создавать одно предприятие за другим, мне было интересно реализовывать свои идеи — раньше такой возможности не было. Всего учредили более 80 предприятий, на Урале, в Москве, других регионах, на которых работало около 1,5 тыс.человек. Директорами стали мои друзья и знакомые. Когда фирмы встали на ноги, появились стабильные доходы — начались дележки и конфликты со мной как с соучредителем. Я воспринял эти разборки очень болезненно. Ушел из всех фирм, сосредоточившись на одной — бизнес-центре «Директория», где начал почти с нуля. Впрочем, нет худа без добра, новую фирму я поднимал вместе с сыном, и в результате сегодня Максим — моя правая рука, заменяет десятерых.

— Рекламно-издательский бизнес более выгоден сегодня, чем когда-то торговля компьютерами или ценными бумагами?

— По жизни я всегда делал только то, что мне интересно, а не то, что выгодно. А потом оказывалось, что интересные дела приносят доход моей фирме и моим партнерам.

Очень распространенная ошибка — неспособность признать достоинства другого человека. Даже чужую новую идею руководитель обычно отвергает, а потом, уверив себя, что это его идея, принимает к исполнению. Я никогда не работаю один, умею признать чужой талант. Подготовка нового дела обычно занимает 3-6 месяцев, зато потом учреждается целая серия предприятий. Методика такая: первое — проанализировать рынок, понять, в чем есть потребность. Второе — сформулировать конкретно, что это должен быть за продукт, третье — найти партнеров, которые могут вместе со мной этот продукт сделать. Проект продвигает объединенная команда.

Рекламный бизнес в «Директории» мы начали раскручивать в 1993, и вскоре постоянно обслуживали около 18 предприятий, хотя фирму особо не афишировали. В течение нескольких лет делали компьютерную графику для телекомпании «Четвертый канал», а затем для 51-го канала. Свой продукт метили латинской транскрипцией названия фирмы — BCD Ltd. Известность «Директория» обрела после серии справочников «Деловой Екатеринбург». Карманный формат, 60-100 страниц. Многие справочники пережили два-три издания, спрос был очень хороший. Деньги мы зарабатывали на размещении рекламы на страницах наших изданий, сами справочники распространяли бесплатно (правда, наши оптовые партнеры их продавали — по символической цене). Мы были первыми в этой технологии распространения. Принцип фирмы — не догонять других, идти своим путем, на котором конкуренция просто отсутствует на первых порах.

— В городе есть издательские фирмы, и весьма преуспевающие, которые предпочитают не связываться с производственным процессом, сотрудничают с типографиями на основе договорных отношений. Вы пошли своим путем из принципа?

— Типографским делом мы занялись не от хорошей жизни. Нас просто доконали необязательность и неисполнительность местных полиграфистов. Это — не работа. Русские люди горазды обещать, но не горазды делать. В чем им не откажешь — так это в умении объяснять, почему именно они не смогли выполнить обещание.

— Это что, проклятье какое-то лежит на нашем народе?

— У меня был период, когда по полгода жил в Москве, плотно работал с бизнесменами разных национальностей. Ближе всех к русским — американцы. И в то же время они совсем другие. Русские более талантливы, но я знаю много способных людей, которые в жизни ничего не добились, потому что никак не могут выдать готовый продукт — не хватает последней ночи для завершения гениального труда. Американцы — суше, прагматичнее, но всегда думают не столько о самовыражении, сколько о потребителях своего труда, завершают свой труд в оговоренные жесткие сроки. Продукт должен быть хорошим и не обязательно отличным. Потом они его совершенствуют.

Когда американцы к нам приезжают и видят, что мы ходим в костюмах, белых рубашках, ездим и работаем на таких же машинах, как и они, — у них возникает иллюзии, что мы такие же, как они. А мы другие! Прежде всего для российского человека деньги не играют той роли. Русские умеют делать большие деньги, но деньги для них — не самоцель, а средство для чего-то. Для самоутверждения, игры, любви... Русские — очень женская нация и живут не столько логикой, сколько чувствами и эмоцией.

У американцев можно учиться самоорганизации и нормальному отношению к бизнесу. Долгая плодотворная работа возможна, если совмещать ее с полноценным отдыхом. Раньше я работал с 9 утра до часу ночи и без выходных. Что называется, на износ, и это самогорение не могло длиться вечно. Теперь день строю так: работаю часов до 6, потом ужинаю и отдыхаю часов до 8 вечера. Потом работаю часов до 11. Если не увлекусь.

— Покупка типографского оборудования — достаточно дорогое удовольствие.

— Вначале мы купили простое чешское черно-белое оборудование, объединив усилия с одной из местных типографий. Затем приняли участие в предвыборной компании Валерия Заводова, руководителя Уралтрансбанка, который баллотировался в областную думу. Два года назад «Директория» и банк создали ТОО «Издательский дом «Уралтранс». Банк предоставил $ 214 тыс. кредита, мы купили на эти деньги офсетный двуцветный станок для высококачественной полиграфии, затем полноцветное современное американское оборудование. Сейчас мы можем изготавливать 80 тыс.экз. формата А3 полноцветных оттисков за сутки. За последний год заработали $ 360 тыс.

Сегодня мы изготавливаем годовые отчеты и другую презентационную продукцию для банков, вкладыши компакт-дисков для студий звукозаписи и т. д. Выпущено более 600 различных календариков, каждый тиражом в 2-3 тыс. экз.

Нам интересны крупные заказы, тиражи 3-15 тыс.экз. Чтобы не связываться с мелкими заказами (до 2 тыс.экз.), завышаем цену.

В «Уралтрансе» печатались разные политические блоки, такие как «Преображение Урала», «Наш дом — наш город», «Горнозаводской Урал». В нашей типографии было сделано 95% полиграфической продукции для предвыборной компании Эдуарда Росселя в период выборов губернатора Свердловской области. У нас со всеми хорошие отношения. На страницах путеводителя есть напутствия как от Росселя, так и от Чернецкого. Уралтрансбанк в дела издательского дома практически не вмешивается.

— С приобретением собственных печатных станков проблемы с качеством печати и исполнительской дисциплиной были решены?

— Мы обещаем не великолепное, но хорошее, стабильное качество. В папке образцов хранят обычно самые лучшие экземпляры. У нас в директорской папке — самые типичные экземпляры. Никогда не экономим деньги на мелочах, расходных материалах. Салфетки, смывка для рук печатников, смывка краски с машины, резина (офсетное полотно) — все это у нас фирменное, производства США, Германии, Англии. Мы начинали как любители и на всякий случай делали все точно по технологии, не халтурили. И этот подход себя оправдывает.

— Расскажите поподробнее о серии «Екатеринбург на ладони».

— В сентябре выйдет справочник «Банки» — полноцветного исполнения и карманного формата (евростандарт). Такой же, как и путеводитель, который мы готовили вместе с агентством «Релиз» (ре

дактор Алексей Бабетов). Их часть — сбор информации, ведение рейтингов, наша — полиграфия. Вместе с Музеем фотографии сделали набор открыток «Улицы старого города». Мы открыты для сотрудничества со всеми, кто желает участвовать в серии «Екатеринбург на ладони».

Раньше мы выпускали специализированные справочники. Сейчас — универсальные издания небольшого объема (максимум 112 стр.) с периодичным обновлением. Ориентация — на гостей города, приезжих. Планируем англо-язычные варианты справочников. С помощью агентства «Релиз» проводим исследования, какие еще издания необходимы деловым людям, кроме уже традиционных — «Все для офиса», «Все для дома», «Авто», «Право», «Безопасность».

В перспективных планах — выпуск ежемесячной полноцветной газеты для деловых людей.

— Как скоро начнут приносить прибыль новые издания?

— Путеводитель будет планово убыточным в течение трех первых выпусков. Справочник по банкам принесет прибыль быстрее. Многие не понимают, зачем выпускать заведомо убыточное издание. Но это только начало многоходовой комбинации. Один из элементов — затратный, но косвенная выгода может быть даже большей — устанавливаются отношения с перспективными деловыми партнерами.

— Как Вы оцениваете уровень конкуренции на рынке полиграфических услуг — сейчас и в перспективе?

— Российский человек всегда дружит против кого-то и легко втягивается в драки абсолютно бессмысленные. Нас неоднократно подталкивали к конфликтам с местными типографиями. И каждый раз я отвечал, что для нас нет соперников в Екатеринбурге или на Урале, серьезные конкуренты — в других странах.

Самые крупные заказы по цветной полиграфии богатые уральские фирмы все еще размещают за рубежом — в Эмиратах, на Кипре, в Финляндии, в Чехословакии, в последнее время — в Германии и Голландии. Через несколько лет европейские типографии начнут производство здесь, на Урале, и постепенно отодвинут на обочину все местные типографии, в том числе и такие крупные как «Уральский рабочий». Времени для закрепления на местном рынке нашим типографиям отпущено совсем немного.

Конечно, типографии города имеют свои достижения. Например, «Полиграфист» — первый в области печати этикеток, у «Уральского рабочего» — опытные кадры и т. д. Общий недостаток — устаревшее оборудование и негибкость, неспособность издательств к переменам. Издательский дом «Уралтранс» на этом фоне выгодно отличается — оснащен самым современным оборудованием, коллектив очень мобильный.

— Кадры решают если не все, то очень многое. Какими принципами Вы руководствуетесь в подборе сотрудников?

— В штате издательского дома — 42 человека, из них в типографии — 10. Менеджеров и рекламных агентов у нас — единицы, зато есть свой фотограф и мощная дизайнерская команда, которая обеспечена самой лучшей техникой. В Екатеринбурге много талантливых дизайнеров, но увы, большинство из них привыкли работать в черно-белой технике. Переход на полноцветную полиграфию требует переучивания, а на это идут немногие, предпочитают почивать на лаврах. Они остаются на том уровне, который был очень приличным, но жизнь ушла вперед, а они остались на прежнем месте.

У нас высокая текучесть кадров. Например, из пяти дизайнеров остается один. В творческих профессиях довольно быстро становится заметно, растет человек или остановился. В этом случае мы мягко даем понять сотруднику, что ждем от него большего — или расстаемся. Сложнее заменить руководителей среднего звена — но тоже возможно. Пару лет назад был случай, когда одна фирма переманила у нас сразу шесть дизайнеров вместе с начальником отдела. Это был для нас удар, но мы не только не рухнули, наоборот, приняв новых дизайнеров, почувствовали, что развитие фирмы ускорилось. Лучше всего принимать новичков и затем подтягивать их до нашего уровня. Это весьма трудоемкий путь, но наиболее верный.

— Традиционный вопрос — о перспективах развития.

— В ближайшее время мы намерены купить самую современную машину «Speedmaster» фирмы «Хайдельберг», которая стоит около $600 тыс. Ее производительность — сотни тысяч и миллионы экземпляров. Таким образом мы сможем освоить рынок этикеток, в т.ч. для газированных и спиртных напитков. У нас уже печатаются небольшие ликеро-водочные заводы, из Каменска-Уральского, Тюмени и Челябинска. Будем продолжать издание календариков, открыток с видами Екатеринбурга, возможно, почтовых открыток.

Еще одно направление — расширение мелкооптовой торговли бумагой для пишущих машинок, принтеров, ксероксов, и т.д. Сегодня мы продаем около 20 т/мес., что составляет около 7% потребности города, в перспективе надеемся накрывать 30%. Покупаем бумагу у крупных московских фирм, таких как «Комус», иногда — у местных фирм. Этим делом мы начали заниматься тогда, когда окончательно надоели постоянные проколы со стороны смежников. В сфере торговли бумагой также никого не догоняем, идем своим путем, наша ниша — высококачественная бумага с доставкой до рабочего стола.

 

 

 

Издательский дом

«Уралтранс»: 23-03-83

Самое читаемое
  • Молодцы, черти! «Автомобилист» сыграет за выход в финал Кубка Гагарина в седьмом матче 1/2Молодцы, черти! «Автомобилист» сыграет за выход в финал Кубка Гагарина в седьмом матче 1/2
  • У осужденного экс-владельца банка «Югра» хотят забрать пятизвездочный отель Four SeasonsУ осужденного экс-владельца банка «Югра» хотят забрать пятизвездочный отель Four Seasons
  • Загородные дома в Свердловской области подорожали на 46%Загородные дома в Свердловской области подорожали на 46%
  • 40 торгцентров и галерей, принадлежавших владельцам Auchan, проданы российскому покупателю40 торгцентров и галерей, принадлежавших владельцам Auchan, проданы российскому покупателю
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.