Подписаться
Курс ЦБ на 07.05
91,31
98,47

Александр Оглоблин: Кажется, еще чуть-чуть, и всем крышка. Но это заблуждение

Александр Оглоблин
Александр Оглоблин. Автор фото: Игорь Черепанов. Иллюстрация: DK.RU

«Быть частью крупной структуры выгоднее, чем единоличным владельцем мелкого бизнеса. К сожалению, ритейлеры Екатеринбурга этого еще не поняли». Глава «Елисея» — об ошибках региональных игроков.

Рубрика «Особое мнение» на DK.RU 

Александр Оглоблин, президент торговой сети «Елисей»

— Тенденция последнего времени — лавинообразный рост дискаунтеров. Они работают почти у каждого из 27 магазинов «Елисей» в Екатеринбурге. Иногда — дверь в дверь. Быстрее других развиваются лидеры рынка «Пятерочка» и «Магнит» — за последние два года именно на эти сети пришлось 2/3 новых открытий. Конкуренция заставляет екатеринбургских ритейлеров сокращать расходы, в том числе, вести переговоры с собственниками торговых площадок о снижении арендных ставок. И всякий раз у нас за спиной маячат федералы, предлагающие арендодателю более выгодные условия. Зачастую — только  на словах. Получив свое, они не стесняются менять правила игры.

У нас был случай, когда владелец  помещения отказался снижать арендную плату, мотивируя тем, что «Пятерочка» готова забрать объект на тех же условиях — мы съехали. Но жадность вышла собственнику боком — федералы быстро отказались от своих слов, а других желающих уже не было. И ему пришлось сдать помещение на 40% дешевле!

Региональный ритейл постепенно вытесняют на обочину. В этом году практически исчезла торговая сеть «А-Продукт», 13 магазинов закрыл «Звездный», сейчас «Пикник» закрывает несколько магазинов. С одной стороны, работают законы конкуренции, но там где конкурентов не остается, федералы монополизируют рынок. Самая дорогая продовольственная корзина «Магнита» сегодня — в магазинах Краснодарского края, откуда эта сеть родом. Сровняв местный ритейл с землей, «Магнит» начал диктовать покупателям свои условия. То же самое произойдет во всех регионах, где крупнейшие сети окажутся в большинстве.

Но я хочу, чтобы меня поняли правильно. Ритейлеры Екатеринбурга не бегут от конкуренции. В последнее время в городе начали появляться новые (или хорошо забытые старые) форматы — пекарни, мясные лавки, магазины, торгующие фермерскими продуктами. Борьба за покупателя усиливается, но жить становится интереснее. У наших супермаркетов есть свои преимущества, ставшие очевидными в кризис. В частности, на фоне общего падения выручки, хорошую динамику показывает продажа еды собственного производства — выпечки, салатов, полуфабрикатов и готовых блюд. Их покупают те, кому не хочется терять время на кухне, а ужинать в ресторанах и кафе стало не по карману. Поэтому даже в кризис мы инвестируем в централизованную фабрику-кухню, где мы контролируем все процессы — от сырья до готовой продукции.

Нам говорят: опыт европейских стран показывает, что рано или поздно торговые сети из ТОП-5 захватят 70-80% рынка. Ход истории предопределен – сопротивление региональных компаний бессмысленно. События последних двух лет как будто подтверждают этот тезис – екатеринбургские ритейлеры сокращают свою долю рынка.

Кажется, еще чуть-чуть, и всем крышка. Но это заблуждение. Пусть и не такими высокими темпами, но продолжают развиваться лидеры регионального ритейла «Кировский» и «Монетка». В следующем году «Елисей» тоже планирует открывать новые точки. И посмотрите — первые места в ТОП-5 ритейлеров многих западных стран занимают не торговые сети с громкими именами — Auchan, Carrefour, Aldi, METRO и проч., а кооперативы, объединяющие тысячи частных магазинов и небольших сетей. Их бизнес устойчив, потому что вместе они прошли долгий путь, начавшийся еще в прошлом веке. А всему российскому ритейлу нет и тридцати лет. Пример иностранных коллег показывает, что быть частью крупной структуры выгоднее, чем единоличным владельцем мелкого бизнеса. К сожалению, ритейлеры Екатеринбурга этого еще не поняли.

Несколько лет назад шесть местных сетей — «Елисей», «Звездный», «А-Продукт», «Пикник», «Бест-маркет» и «Элект» создали закупочный союз в расчете на долгий совместный бизнес, однако просуществовал он недолго. Менталитет некоторых собственников и коммерсантов помешал осуществиться задуманному. Были и объективные причины, в том числе, разные форматы торговли, финансовая устойчивость и так далее. Но есть успешная практика других российских кооперативов. Например, три крупнейших ритейлера в Архангельске объединили значительную часть закупок и успешно противостоят федеральным сетям. Или вот: две сети — одна в Красноярске, другая — в Иркутске, лидеры местного ритейла, работающие в тысяче километров друг от друга — объединили закуп по федеральным контрактам и остались в выигрыше, получив в целом 3% снижения цен. При миллиардных оборотах это очень хорошие деньги.

Возможно, дистанция в тысячу километров упрощает задачу этим сетям — их нельзя назвать прямыми конкурентами в отличие, например, от «Елисея» и «Звездного».

Несмотря на то, что битва с федералами нас сплотила, я не могу попросить Александра Райсиха поделиться коммерческими секретами его бизнеса.

Хотя время от времени обращаюсь за этим к знакомому коллеге из Калининграда, чья сеть успешно развивается в кризис — он всегда готов меня принять, ответить на любые вопросы или свести со специалистами. Тут нам есть, над чем работать.

И еще одно обстоятельство. Я считаю, что региональная власть способна помогать местному ритейлу. Это — нормальная практика, распространенная даже в Соединенных Штатах.

Мэр Остина (США), приезжавший в Екатеринбург несколько лет назад, рассказывал, что отцы города не пустили в новый аэропорт национальные сети фастфуда, отдав предпочтение местным фирмам.

И заявили иностранной компании, которая хотела открыть в Остине торговлю кофе, что ее присутствие нежелательно. У них не вызывало сомнений, что интересы локального бизнеса надо отстаивать.

Я не говорю, что дискаунтеры — это плохо. В той же Германии состоятельные люди не считают зазорным покупать еду в магазинах-дискаунтерах Aldi. Она намного дешевле продукции известных брендов. При этом ее качество не вызывает сомнений. В России все не так. Мой знакомый, работающий на мясокомбинате и предлагавший «Елисею» выпускать продукты под СТМ, рассказывал, что поставляет в сеть дискаунтеров тушенку по 30 руб. за банку. «Ты, конечно, понимаешь, что мяса там нет», — говорит он.

Я за то, чтобы покупатель мог выбирать между тушеным нечто за 30 руб. и тушенкой за 100 руб. Но кое-где такой возможности уже не осталось.

Самое читаемое
  • В Екатеринбурге выбрали еще два участка под КРТ. На этот раз — в центральных районахВ Екатеринбурге выбрали еще два участка под КРТ. На этот раз — в центральных районах
  • «Ситуация на рынке труда сложная, но управляемая. Теперь все зависит от смекалки HR-ов»«Ситуация на рынке труда сложная, но управляемая. Теперь все зависит от смекалки HR-ов»
  • В РФ 20 млн владельцев криптокошельков плюс юрлица. Что изменит для них закон о майнинге?В РФ 20 млн владельцев криптокошельков плюс юрлица. Что изменит для них закон о майнинге?
  • Рекорд за всю историю наблюдений. Россияне стали чаще покупать загородные домаРекорд за всю историю наблюдений. Россияне стали чаще покупать загородные дома
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.