Подписаться
Курс ЦБ на 28.04
91,77
98,02

«Капитан-антимаркетинг»: как музыкант из Екатеринбурга открыл кофейню в Петербурге

«Капитан-антимаркетинг»: как музыкант из Екатеринбурга открыл кофейню в Петербурге
Иллюстрация: личный архив

10 лет назад Евгений Миру переехал из Екатеринбурга в северную столицу. В 2014 г., имея в кармане лишь кредитную карту на 100 тыс. руб., он открыл кофейню. Туда начали приходить известные артисты.

Кофейня MIRU находится в креативном кластере «Флигель». Это очень характерное для Санкт-Петербурга место: в центре, но не на виду — в глубине типичных «питерских» дворов. Евгений начинал свое дело в совсем крохотном помещении, затем перебрался в более просторное, не меняя локации.

Благодаря соседству со студией звукозаписи его гостями становились люди яркие и известные — Дэвид Браун (лидер американской рок-группы Brazzaville), Кирилл Толмацкий (получивший известность в конце 1990-х гг. под сценическим псевдонимом Децл), Манижа (российская певица таджикского происхождения, которая сейчас представляет страну на конкурса «Евровидение») и многие другие. Однако на стенах кофейни нет ни одного фото звезды в компании владельца заведения. Евгений рассказал, почему не использует столь очевидный маркетинговый ход и как ему удалось осуществить мечту и открыть кофейню без финансовых накоплений и посторонней помощи.

Расскажите о своем бэкграунде: что привело вас в Петербург? Как родилась идея открыть свое заведение?

— В Екатеринбурге я учился в Гуманитарном университете и, чтобы подработать, устроился в популярную тогда сеть «Кофе Хауз». Мне повезло пройти обучение у ныне звезды кофейного сообщества Сергея Митрофанова (прим. ред.: бариста, чемпион России по приготовлению кофе с 2016 г.), который работал тогда тренинг-менеджером бариста в этой сети. Спустя время мне удалось поработать в другой, более современной на тот момент кофейне. Там я приобщился к культуре спешелти-кофе (продукт повышенного качества). А потом влюбился в девушку из Петербурга и переехал сюда, уволившись с работы и отчислившись из университета.

Здесь я быстро нашел работу бариста. Естественно, мечтал об открытии собственной кофейни, но понимал, что никогда не найду на это средства. Все изменилось после посещения «Лофт Проекта Этажи» на Лиговском проспекте. Я увидел, что молодые и талантливые ребята открывают там небольшие магазинчики и кафе. Все очень скромно, но в то же время мило. Понял, что смогу подыскать место и тоже попробовать, ведь для такого стартапа не нужно много денег.

В интернете «нагуглил» информацию об открытии креативного кластера «Флигель». В тот момент на площадке оставалось единственное свободное помещение — площадью 8 кв. м. Я понял, что это судьба, и сразу его арендовал. Концепции заведения в тот момент у меня не было, впрочем, как и денег, лишь кредитная карта на 100 тыс. руб.

Помещение сдавалось без пола, с кирпичными стенами и протекающей крышей. Все соседи по площадке делали ремонты. Когда они выкидывали добротные материалы — фанеру, ДСП, доски, брусья, я их забирал, чтобы использовать в своем ремонте. Выяснилось, что у меня хорошие плотницкие и столярные навыки — я с детства люблю пилить, строгать, собирать, поэтому все делал собственными руками. Покрасил кирпичные стены в белый цвет, сделал пол, потолок и сконструировал барную стойку — в целом, управился за месяц.

Сейчас в моем заведении стоит топовое оборудование, а в тот момент я купил на «Авито» то, на что хватило денег — я понимал, что справлюсь и с очень простой техникой. Я даже немного стеснялся своей кофемашины и кофемолки и продумал эргономику рабочей зоны так, чтобы их почти не было видно. Надо сказать, что в те годы Петербург еще не был так разбалован кофе, как сейчас, достаточно было делать его сносным.

То есть, на старте у вас не было ни концепции, ни бизнес-плана?

— Я был очень наивным (наверное, таким и остаюсь) и считал, что деньги не главное. Их просто должно хватать на существование бизнеса и на хлеб. Так и работал. Потом нашелся инвестор — коренной петербуржец, предложивший расширить заведение. Мы договорились на словах, что он вложит деньги, а я буду идейным вдохновителем, прибыль будем делить поровну, когда «отобьем» его расходы. Тогда я не понимал, как правильно договариваться с инвестором, и не особо об этом задумывался — мне было достаточно просто иметь классную кофейню.

Мы арендовали соседнее помещение площадью 15 кв. м и сделали добротный ремонт. Вскоре я заметил, что доходы бизнеса не растут, но деньги приходится делить, и средств на развитие нет. Партнеру эти копейки были не особо интересны, я предложил вернуть ему вложенные деньги и оставить кофейню за собой. Он согласился.

В тот момент долг казался мне гигантским, словно речь шла о миллионах. Чтобы быстрее расплатиться, я буквально поселился в кофейне и не тратился на аренду жилья. К счастью, договорился с близлежащим хостелом, что буду ходить к ним в душ. В течение года я рассчитался с инвестором.

Прибыль постепенно росла, что позволило заняться улучшением кофейни. Я перешел на другое оборудование и решил переделать интерьер, чтобы идти «в ногу со временем». Подружился с дизайнерами Кириллом Покровским и Тимофеем Вишняковым, отгрохал ремонт с супердизайном, с которым даже пришлось поучаствовать в конкурсе ADD AWARDS (проект занял второе место по Санкт-Петербургу). Не знаю, что это, но дизайнеры гордились таким результатом.

Я недолго проработал в этом идеальном интерьере, так как во «Флигеле» освободилось другое помещение, прямо на входе (предыдущее было в конце двора). Я перебрался туда, продав право аренды ребятам, искавшим место для веганского кафе. Именно продал, поскольку просто передать полностью отремонтированное помещение было жалко. На новом месте обошелся легким косметическим ремонтом. Друзья-дизайнеры, конечно, меня не поняли, ведь они так старались над тем интерьером, но я их убедил, что все к лучшему. Признаюсь, я ни разу не пожалел о своем решении.

«Капитан-антимаркетинг»: как музыкант из Екатеринбурга открыл кофейню в Петербурге 1

Вы и владелец MIRU, и бариста. Получается некий монобизнес. Так было всегда?

— Да, кофейне 7,5 лет, и все это время я работаю один. Возможно, это какое-то психическое отклонение, но я не умею отдыхать. Я получаю удовольствие от своей работы. Пытался сделать воскресенье выходным, но меня хватило буквально на четыре недели: за эти дни я посетил все, что хотел. Хотя на дверях заведения обозначено, что воскресенье — выходной, максимум, что я могу себе позволить — прийти чуть позже или закрыться чуть раньше, если образовались какие-нибудь дела.

Основной трафик генерирует кластер или у вас свой круг гостей?

— Скорее второе. Ко мне приходит абсолютно разношерстная публика: и офисные работники, и творческие люди — музыканты, художники. В основном это те, кто знает меня как профессионала или как славного парня, с которым можно поболтать и выпить кофе. Я уделяю колоссальное значение качеству продукта, который выдаю, но это нечто само собой разумеющееся. Люди приходят к «Женьке».

Я работал в продажах, в общепите и знаю, как привлечь дополнительный трафик, но не занимаюсь этим. Наверное, я неосознанно стараюсь не высовываться и ни с кем не конкурировать. Сижу в своем гнездышке и несколько философски смотрю на бизнес: кому надо, тот придет. Даже соцсети веду неохотно и крайне редко что-то «пощу».

Правда ли, что в MIRU заглядывают известные музыканты?

— Раньше за стенкой располагалась студия звукозаписи, куда постоянно приходили звезды разного масштаба: от питерских рок-групп, типа групп «Алиса» и «Пилот», до мировых звезд, как Дэвид Браун. Можно сказать, что мы с ним подружились. Он иногда передает мне привет из Барселоны, когда общается со звукорежиссером, который частенько ко мне заходит. Манижа часто забегала, когда записывалась здесь.

Как-то в студии ждали в гости лидера группы Pink Floyd Роджера Уотерса с командой молодых музыкантов, которую он набрал, чтобы дать тур по всему миру. Но накануне он неаккуратно высказался о Донбассе и, чтобы избежать преследований со стороны журналистов, предпочел остаться в гостинице. В студию приехали только его музыканты, они пили у меня кофе и общались.

Однажды поднимаю глаза — и вижу перед собой [поп-певца] Диму Маликова. Он заехал в студию, чтобы снять несколько кадров для клипа, где выступил в коллаборации с Юрием Хованским (первый стендап-комик в рунете, который сейчас работает в стиле рэп).

Ко мне регулярно заходил Децл — кумир детства. Последние годы жизни он записывался на этой студии. Удивительнейший человек. Приходил с сыном — точной копией себя и с супругой. В последний раз он заглядывал сюда за пару месяцев до смерти.

Вы берете деньги со звездных гостей?

— Да, потому что я делаю вид, что передо мной обычные посетители. Друзья ругают меня за то, что я не фотографируюсь с селебрити и не развешиваю эти снимки по стенам. Один приятель называет меня «капитан-антимаркетинг». Я избегаю навязчивости, не хочу уподобляться людям, пытающимся урвать кусок одежды или чего-нибудь у знаменитости. Мне интересно просто разговаривать с ними о том о сем.

В общем, когда в кофейню приходили люди разной степени значимости для моей души, я всегда сохранял внешнее спокойствие, хоть сердце иногда и рвалось наружу. Кстати, у меня все-таки есть совместная фотография Манижи, Антона Севидова (основатель электропоп-группы Tesla boy) и звукорежиссера Романа Уразова в Инстаграм, но это они решили сняться.

В Екатеринбурге вы занимались музыкой. Что стало с этим увлечением после переезда в столицу русского рока?

— Гитара стоит, я даже играю на ней, когда идет дождь и нет посетителей. Я отошел от музыки до переезда в Петербург из-за учебы и работы. В подростковом возрасте я мечтал заниматься музыкой и об успехе на этом поприще, но, наверное, не хватило веры в себя. Музыка осталась не более чем увлечением. Однако музыкантов вокруг меня по-прежнему много. Например, недавно я подружился с двумя альтистами из филармонического оркестра Санкт-Петербурга. Притянул, видимо.

Сейчас во «Флигеле» находится Stage StandUp Club — знаменитая в Петербурге стендап-площадка. Это сказывается на кофейне? Комики сюда заглядывают?

— Я не слежу за стендапом. Единственный дорогой моему сердцу человек из этого мира — Антон Лапенко. Мне нравится веб-сериал «Внутри Лапенко», в котором он играет. В нем показаны события конца 80-х — начала 90-х гг. Я родился в 1989 г. и не особо помню то время, но все равно испытываю какую-то ностальгию. 

Один из совладельцев Stage StandUp Club продюссирует этот сериал, поэтому премьеры новых сезонов анонсируются на этой площадке. В такие дни здесь собирается невероятное количество людей. Сам Антон Лапенко в кофейню не заглядывал, но сотрудницы клуба любезно приносят мне постеры с его автографами.  

«Капитан-антимаркетинг»: как музыкант из Екатеринбурга открыл кофейню в Петербурге 2

Из-за эпидемии и локдауна рестораны и кафе оказались в сложной ситуации, на грани выживания. Как ваше заведение пережило 2020-ый?

— Владельцы площадки скрепя сердце дали арендаторам скидку 50%. Кофейня была закрыта буквально неделю. Потом власти разрешили продажу еды и напитков навынос, и я начал работать за закрытыми дверями. На какое-то время количество посетителей сократилось. Тем не менее, я в этой ситуации ликовал, поскольку у меня нет сотрудников, которым надо платить зарплату, кофейня находится не в замкнутом пространстве, типа ТЦ, и стоимость аренды здесь не сумасшедшая. Лето 2020 г. вообще стало самым финансово успешным за семь лет работы. Рестораны были закрыты, и люди активно потянулись в пространства, где можно собираться, как в нашем дворике. 

Видео, которое Евгений снял во время карантина: «С ума сходил на карантине. Снял короткометражку на немецком. Это исследование боли, гнева и одиночества. Но, в то же время, фильм веселый. Я бы сказал ЗАЖИГАТЕЛЬНЫЙ».

С момента открытия кофейни рынок Петербурга сильно изменился: в каждом доме по заведению. Не боитесь, что более активные конкуренты перетянут гостей? Думаете ли о развитии в другой локации?

— Друзья часто надо мной подтрунивают по этому поводу, спрашивают, когда уже я выберусь из своего двора. Есть люди, готовые вложиться в новое заведение. Но я хочу быть себе хозяином и не хочу влезать в долги.   

К тому же мое представление о хорошей локации отличается от общепринятого. Многим кажется, что кофейня должна находиться неподалеку от метро, на проходной улице. Но в моем представлении через такие пространства люди именно проходят, они не хотят там задерживаться, как и возвращаться туда. Мне бы хотелось открыть кофейню на спокойной улице по соседству с парком. Чтобы гости могли спокойно присесть на скамейку, почитать книгу, послушать птиц. Возможно, когда-нибудь я отыщу такое место.

В последние годы на рынке появились коммерческие заведения, сделанные очень качественно, с налетом крафтовости. Порой у меня возникает мысль уйти в такой формат или создать под него другой бренд. Но мне сложно переобуться.  

Вы бываете в Екатеринбурге? 

— Да, раз в два-три года, но сейчас планирую прилетать чаще. Основная работа по кофейне проделана, в плане бизнеса меня все устраивает, какое-то имя я себе здесь сделал, так что могу немного расслабиться. Обычно я летаю куда-то на неделю после новогодних каникул. Это мертвый сезон, когда я ничего не теряю.

В последний раз в Екатеринбурге я был этой зимой.

Каким видится город, ведь за последние годы он очень изменился?

— Когда я переехал, Петербург по сравнению с Екатеринбургом казался мне цветущим городом. Я просыпался с мыслью: как здорово, что я здесь. Меня это здорово вдохновляло. Потом либо город изменился не в лучшую сторону, либо мое восприятие. Я прилетел в Екатеринбург, когда город был в снегу, и мне он показался идеально чистым и ухоженным. Много новостроек. Порой я шел по улицам и не узнавал мест. Я не увидел ни одного пьяного или бомжа. Конечно, я сейчас говорю о центре. В Юго-Западном районе, где я жил, особо ничего не поменялось.

Заметил, что самое доступное и популярное развлечение в Петербурге — сходить в бар, а в Екатеринбурге — на фитнес, в СПА и так далее, по крайней мере, у людей из моего окружения. Возможно, у меня синдром туриста по отношению к Екатеринбургу, из-за которого город кажется идеальным.

Так, может, вернуться?

— Только в крайнем случае, хотя родители не раз говорили: «почему бы тебе не открыть кофейню здесь». Для меня возвращение в Екатеринбург стало бы шагом назад. Да и со стороны это выглядело бы как поражение: уехал покорять Петербург — и не смог. Если я и уеду отсюда, то в другой город. 

Обсудить

Источник фото: личный архив Евгения Миру, специально для DK.RU

Самое читаемое
  • «Уралмаш» в игре! В Екатеринбурге пройдет четвертый матч серии ¼ плей-офф против «Зенита»«Уралмаш» в игре! В Екатеринбурге пройдет четвертый матч серии ¼ плей-офф против «Зенита»
  • УБРиР подтвердил смерть акционера банка Сергея СкубаковаУБРиР подтвердил смерть акционера банка Сергея Скубакова
  • Сеть кофеен Coffee Like купила конкурентов из Екатеринбурга и Санкт-ПетербургаСеть кофеен Coffee Like купила конкурентов из Екатеринбурга и Санкт-Петербурга
  • «Каждый объект, который строишь, должен быть лучшим». Как рождалась династия Ананьевых«Каждый объект, который строишь, должен быть лучшим». Как рождалась династия Ананьевых
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.