Подписаться
Курс ЦБ на 17.04
75,55
90,46

«Хотели бороться с коррупцией, получился хаос». Что происходит на российской таможне?

Герман Цыпляев
Герман Цыпляев. Иллюстрация: Универсальная логистическая компания

Техника из Китая, помидоры из Узбекистана и прочий импорт могут сильно вырасти в цене. Причина — не очередное снижение курса рубля, а новый порядок регистрации таможенных деклараций.

С 1 февраля у экспортеров и импортеров появилась новая головная боль — автоматическая диспетчеризация таможенных деклараций. Процедура оформления, и без того непростая, стала непрозрачной и непредсказуемой: грузы «зависают» на транспортных узлах на несколько дней, а издержки — репутационные и денежные — несут участники ВЭД (внешнеэкономической деятельности). Можно предположить, что увеличение финансовых рисков для них отразится на ценах для потребителей.

Суть изменений в следующем: до сих пор компании, ведущие ВЭД, самостоятельно или через посредников выбирали пункт таможенного оформления, исходя из расходов на довоз, склад и практики работы с конкретным Центрам электронного декларирования. Теперь декларации автоматически распределяются по ЦЭДам (в России их 16) по трем критериям: тип груза, вид транспорта, которым прибыл или отправляется товар, и место регистрации декларанта. На «бумаге» все красиво и логично, на практике — иначе.

Почему нововведения стали шоком для импортеров, экспортеров, таможенных брокеров и самих таможенников, рассказал Герман Цыпляев, исполнительный директор таможенного представителя «Универсальная логистическая компания»:

— По замыслу таможенных органов автоматическая диспетчеризация должна облегчить жизнь участникам ВЭД и способствовать борьбе с коррупцией. Считается, что декларации на товары должны попадать в ЦЭДы, имеющие практический опыт работы с той или иной группой товаров, что поспособствует ускорению выпуска деклараций. На деле она привела к хаосу. Мы не понимаем логики, по которой происходит распределение.

Вот реальная ситуация: в 9.00 в Кольцово стоит самолет с грузом в Узбекистан, экспортер зарегистрирован в Екатеринбурге, готов оплатить пошлину. Мы подали декларацию в Уральскую электронную таможню. Логично? Вполне. Однако в рамках новой системы диспетчеризации ее отправили на авиационный ЦЭД в Шереметьево. В семь утра московские таможенники не работают. Самолет стоит. Через два часа декларацию зарегистрировали.

Теперь у таможенников есть четыре часа на принятие решения о ее выпуске. Они не понимают, о чем речь, груза не видят, поэтому выставляют нам требование о предоставлении дополнительных документов. Срок на принятие решения автоматически продлевается. Мы отправляем документы, москвичи их смотрят, а самолет стоит. «Наш» экспортер оплачивает простой.

Изъять «проблемный» груз с борта нельзя, поэтому Кольцово не могут покинуть грузы нескольких компаний. А кто-то ждет их в Узбекистане. Наконец, в 20.00 мы получаем разрешение на вылет. В итоге транспортировка груза обходится нашему клиенту в разы дороже, чем он предполагал. Кроме того, он и прочие участники «несчастливого» рейса могут попасть на штрафные санкции за нарушение сроков поставки товаров.

Еще хуже, когда декларация уходит в ЦЭД на Дальний Восток — разница с Екатеринбургом составляет пять часов. Девять контейнеров нашего клиента с грузом из Китая прибыли в Екатеринбург. Компания зарегистрирована здесь, поэтому мы подали таможенные декларации в местный ЦЭД. В результате восемь из них в него попали, а девятая «улетела» во Владивосток, где у таможенников уже закончился рабочий день. Итог: контейнер «застрял», и клиенту пришлось за это заплатить. Поясню: до момента выпуска декларации груз находится на складе временного хранения (СВХ). Почти все склады временного хранения в России — коммерческие, стоимость хранения на разных СВХ может серьезно отличаться.

Возникли проблемы с лицензируемыми товарами. Декларации на них рассматривает Центральная акцизная таможня. Но после введения автоматической диспетчеризации они стали «улетать» по всем городам и весям. Если такую декларацию получит таможня в Екатеринбурге, которая не уполномочена с ней работать и не может переслать ее в «правильный» ЦЭД, она оформит запрет регистрации декларации.

Причина отказа — «подача декларации в ненадлежащий таможенный орган». В этом случае экспортеру придется по новой заполнить документы, отправить их в «правильный» ЦЭД, еще раз заплатить пошлину в 12 тыс. руб. и надеяться, что на сей раз декларация не попадет под автоматическое распределение.

Многие грузы по стране встали, потому что таможенники на местах не знают, как с ними работать. К примеру, в нашем регионе постоянно оформляют рапс (масличная культура). Когда декларация на него уходит во Владивосток, сотрудник местной таможни теряется. У него возникают вопросы: почему рапс отправляют в мешках, а не навалом, какова его рыночная стоимость и пр. Добросовестный сотрудник начинает собирать информацию, смотреть правила оформления. Четырех часов на изучение предмета может не хватить, тогда, чтобы не стать «крайним», он попросит предоставить дополнительные документы. Процесс затянется, а там и рабочий день подойдет к концу. 

Мы регулярно подаем декларации компании из Уфы, импортирующей товары широкого потребления из Китая и продающей их через сеть магазинов в Москве. Груз идет транзитом через Екатеринбург, поэтому обычно оформляется здесь. Местная таможня отлично знает нас как таможенного представителя и этого клиента, не раз проверяла цены на ввозимые им товары, поэтому выпускает декларации на раз-два. И вот после 1 февраля декларация уходит в Уфу (по месту регистрации декларанта). Сотрудники местной таможни впервые видят нас, клиента и груз, поэтому запрашивают документы, подтверждающие стоимость товаров. Потом начинают проверять декларацию. По закону на принятие решения у них есть 10 рабочих дней. В этот раз нам «повезло»: груз простоял всего два дня.

В целом новая система вызвала каскад проблем вместо решения имеющихся. Федеральная таможенная служба говорит, что под автоматическое перераспределение попадает лишь 5% деклараций (всего в год обрабатывается 5 млн деклараций), в основном это морские и авиационные грузы.

5% в масштабах страны — много это или мало? Могу сказать, что для попавшей в «жернова» компании это чувствительная ситуация. На ее плечи ложатся последствия от простоя транспортных средств, увеличения сроков доставки грузов, дополнительных расходов на проведение досмотра. Не будем забывать, что вместе с ее грузом простаивают грузы других игроков — так формируется цепочка из пострадавших.

Кто-то из участников ВЭД никогда не столкнется с автоматической диспетчеризацией, но есть «счастливчики», чьи декларации будут распределяться таким образом раз за разом. Как и таможенные брокеры, вроде нас, которым приходится оправдываться перед клиентами за проблемы, которых они не создавали.

Мы отправили в Федеральную таможенную службу предложение сделать работу ЦЭДов круглосуточной или настроить систему таким образом, чтобы декларации направлялись в регионы с близкими часовыми поясами. Эти действия могли бы смягчить последствия от введения автоматической диспетчеризации. Но ФТС разместила у себя на сайте пресс-релиз об успешном запуске системы и что у участников ВЭД почти нет жалоб и претензий. Так что мы не надеемся, что нас услышат.  

Но вернемся к борьбе с коррупцией — то, ради чего ввели автоматическую диспетчеризацию. Если 5% деклараций перераспределяется произвольно, а 95% по-прежнему попадает в знакомый Центр электронного декларирования, о какой эффективности в борьбе с коррупцией может идти речь? Повышать процент деклараций, распределяемых автоматически, ФТС, кажется, не планирует…

>>> Читайте также на DK.RU: Павел Блохин: «Это чисто спортивная конкуренция: отработать там, где другие не успевают»

Обсудить

Самое читаемое
  • Убытки крупнейших российских авиакомпаний выросли в десятки раз. Кто смог выйти на прибыльУбытки крупнейших российских авиакомпаний выросли в десятки раз. Кто смог выйти на прибыль
  • Сергей Бидонько снова нацелился на ГосдумуСергей Бидонько снова нацелился на Госдуму
  • H&M вернулся в «Гринвич», но намерен отсудить у него деньги за простойH&M вернулся в «Гринвич», но намерен отсудить у него деньги за простой
  • «Мы хотим стабильных отношений». Байден произнес примирительную речь после ввода санкций«Мы хотим стабильных отношений». Байден произнес примирительную речь после ввода санкций
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.