Подписаться
Курс ЦБ на 31.07
73,13
86,99

Успешная карьера и сломанная психика. Чем рискуют дети из элитных школ-пансионов

Успешная карьера и сломанная психика. Чем рискуют дети из элитных школ-пансионов
Иллюстрация: pixabay.com

Отправить ребенка на обучение в британскую школу-пансион мечтают многие. За годы обучения ребенок получит множество полезных связей и проблемы, с которыми разберется не каждый психолог.

Британские частные школы-пансионы известны во всем мире. Это не только качество образования, но и социальные связи и навыки, которые помогают их выпускникам всю дальнейшую жизнь. Однако такой вид обучения может обернуться серьезными психологическими проблемами, ведь ребенка вырывают из привычной среды.

По данным Ассоциации школ-пансионов, сейчас   британских школах-пансионах учатся примерно 75 000 детей, в том числе 2500 россиян. Чаще всего это частные школы, хотя есть и несколько государственных, которые изначально предназначались для детей военных, родителей которых могли командировать в любую точку мира.

Школы позиционируют себя как способные дать ребенку качественное образование и сформировать стойкий характер. Также они почти гарантируют дальнейшее поступление в хороший университет. При этом в Британии, пишет ВВС, есть сеть психотерапевтов, специализирующихся на помощи «пережившему школу-пансион». Также выпускникам помогает благотворительная организация «Поддержка учеников школ-пансионов». Психотерапевт Ник Даффелл одним из первых указал на то, что школы-пансионы могут травмировать детей на всю жизнь. Зачем же выпускникам элитных школ психологическая поддержка?

Обучение и проживание в школе-пансионе обходится родителям в среднем в 35 тысяч фунтов в год (более $47 тысяч). Это огромная сумма даже для британского среднего класса. 

Ребенка отрывают от родителей, от братьев и сестер, от дома, своей комнаты, от любимых домашних животных, от его детского беспорядка, — говорит Ник Даффелл. — Тебе не разрешают показать, что ты по всему этому скучаешь, что ты скучаешь по мамочке. Ребенку говорят - это все делается ради тебя. Эта школа обходится родителям дорого, они многим ради тебя жертвуют.

В 1990 году психотерапевт написал статью о травме, получаемой ребенком, отправленным в пансион, в британской газете Independent. Она вызвала фурор, ему пришли тысячи писем, в которых Даффелла благодарили за то, что он привлек внимание к этой проблеме. Были и письма с угрозами.

Терапевты особенно не советуют отсылать ребенка в пансион в раннем возрасте. «Ребенок в возрасте семи-восьми лет еще не способен выразить, почему ему плохо. Ему просто не хватает слов, — поясняет Маргарет Лаутон, директор благотворительной организации «Поддержка учеников школ-пансионов». — Если дети постарше, им легче. Они могут сказать: «Мне здесь не нравится», — и объяснить, почему».

В любом возрасте, по мнению Ника Даффелла, показывать слабость в таких условиях нежелательно. «Чтобы выжить в условиях школы-пансиона и не стать жертвой буллинга, нужно скрывать слабости, отказаться от своей уязвимости», — говорит психолог.

Одна из проблем в том, что, попадая в пансион, многие перестают верить, что их любят родители. Лаутон оговаривается, что опыт школы-пансиона травмирует не каждого ребенка. Однако сам факт того, что в ее организацию обращаются за помощью тысячи людей, заставляет более критически читать красочные брошюры британских школ-пансионов.

Читайте также: «Есть разница — привести сына в офис или по­ехать в лес, который его отец вырастил»

Особенности обучения

Оборудование и развитие

«В дополнение к выдающемуся уровню образования, в пансионах у детей есть доступ к первоклассному оборудованию. Пансион помогает развивать детей. Дети в пансионах находятся на территории школы дольше, чем обычные ученики, и у них больше возможностей попробовать что-то новое», — говорит Робин Флетчер, директор Ассоциации школ-пансионов.

Во многих школах-пансионах оборудование, классы и лаборатории действительно лучше, чем в государственных школах, но это скорее относится к наиболее известным из них. Уровень образования в пансионах второго звена вовсе не обязательно лучше, чем в государственных школах.

Уверенность в себе

«Дети учатся жить вместе с другими учениками со всего мира. Это делает их более независимыми и уверенными в себе», — рассказывает Робин Флетчер.

Детям- иностранцам ради получения этих «мягких навыков» часто приходится преодолевать трудности в языке. Это мешает общению, адаптации и учебе.

Ни Лаутон, ни Даффелл не считают, что пансион — это лучший способ развивать уверенность в себе.

Уверенность в себе развивается, когда точно знаешь, что тебя любят родители. Маленький ребенок, которого послали в пансион, не в состоянии понять, почему его оторвали от родителей, — отмечает Маргарет Лаутон.

«В школах-пансионах детям, чтобы выжить, приходится отказаться (деассоциироваться) от своих чувств, от своей уязвимости, а это является травмой для ребенка, — говорит Ник Даффелл. — Это травма, вызванная тем, что тебе приходится справляться с трудными обстоятельствами в одиночку и будучи ребенком. Возраст от восьми до 18 лет, когда дети живут в этих интернатах, - это детство».

Травма ведет к разрыву привязанности к родителям. Память об этой травме вызывает повышенную бдительность у тех, кто учился в этих школах-пансионах.

Неумение любить и стратегическое выживание

За внешнюю уверенность в себе, которую учатся изображать ученики пансионов, приходится дорого платить, полагает Ник Даффелл.

«Мой клинический опыт показывает, что этим людям с трудом дается роль мужа, отца. Им очень трудно устанавливать контакт с людьми, знать, как любить, — рассказывает терапевт. — Чтобы пережить этот опыт потери связи, у школьника в пансионе формируется «личность стратегического выживания».

Дети перестают доверять людям, строят стену между собой и всеми окружающими.

Специалисты используют термин «синдромом школы-пансиона», вот его симптомы:

  • проблемы во взаимоотношениях;
  • трудоголизм;
  • злоупотребление наркотиками;
  • изоляция;
  • раздражительность;
  • неспособность расслабиться;
  • чувство собственной несостоятельности;
  • проблемы со сном и сексом;
  • буллинг;
  • «эмоциональное отсутствие» при встрече с родными и близкими;
  • неспособность чувствовать горе при утрате родителей.

«Нейропсихология показывает, что для развития действительно устойчивого характера нужно иметь крепкую привязанность к другим людям, — объясняет Ник Даффелл. — Это означает, что нужно иметь (необязательно идеальные) приличные отношения с обычными родителями в достаточно теплой семье».

Даффелл рассказывает, что, по его опыту, выпускники пансионов — трудные клиенты. Они часто обращаются к терапевтам после развода или потери работы, а еще в момент, когда их ребенку исполняется восемь лет. «Они начинают понимать, что их именно такими «малышами» послали в пансион, оторвали от родителей», — говорит терапевт.

Они трудные клиенты, потому что у них хорошо подвешен язык, у них маска уверенности. Они перехитрят любого психотерапевта, — рассказывает Даффелл.

Адаптируясь к жизни в общественном учреждении, ребенок быстро понимает, что плакать и жаловаться бесполезно — его просто станут называть плаксой. Умение скрывать свои слабости не помогает раскрыться даже в кабинете терапевта.

И, тем не менее, даже Даффелл признает, что британская система школ-пансионов представляет собой «уложенную мрамором дорогу к власти». Доклады благотворительной организации Sutton Trust, которая занимается проблемами социальной мобильности в Британии, показывают, например, что больше половины лидеров в британском банковском секторе учились в частной школе. Двадцать британских премьеров учились в одной частной школе-пансионе, Итоне, в том числе нынешний премьер-министр Борис Джонсон.

Ранее на DK.RU: Марк Цукерберг: «Подход к месту работы и роли молодых кардинально изменится к 2030 году»

Самое читаемое
  • Госпиталь им. В.В.Тетюхина прекратит эндопротезирование суставов с 1 августаГоспиталь им. В.В.Тетюхина прекратит эндопротезирование суставов с 1 августа
  • Екатеринбургский зоопарк не станут переносить в НовокольцовскийЕкатеринбургский зоопарк не станут переносить в Новокольцовский
  • ФНС резко усложнит вывод активов из компаний, заподозренных в неуплате налоговФНС резко усложнит вывод активов из компаний, заподозренных в неуплате налогов
  • Свердловская антимонопольная служба за полгода начислила компаниям 45 млн руб. штрафовСвердловская антимонопольная служба за полгода начислила компаниям 45 млн руб. штрафов
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.