Подписаться
Курс ЦБ на 17.04
75,55
90,46

«Зачем государству способствовать развитию частных школ? Это же неуправляемая история»

«Зачем государству способствовать развитию частных школ? Это же неуправляемая история»
Иллюстрация: pixabay.com

«Если бы от полученного образования в школе зависел уровень вуза, а от уровня вуза — роль в обществе, все стало бы сразу другим, розовым и чистым». Почему у частного образования в России мало шансов.

Дмитрий Волошин, основатель проекта «OTUS. Онлайн-образование», пишет:

— В каких-то дискуссиях под каким-то постом одна барышня попросила меня высказаться о будущем частных школ. Я высказался, не увидел будущего. Барышню забомбило, ответ не устроил. Я тогда отвечал на бегу, без особой аргументации, но поставил себе напоминание попробовать развернуто сформулировать позицию. Не люблю, когда барышень так бомбит. Итак, коллеги и не очень коллеги, вашему вниманию представляется эссе «Почему в России не будет массового частного среднего образования». Поехали.

1. Экономика. Честная себестоимость обучения одного школьника в столичном городе в условиях средней по масштабу школы — 60 000 рублей в месяц. В это число входит и ФОТ учителя, и эксплуатация имущественного комплекса, и все-все-все. То есть для потребителя услуги, родителя, стоимость будет в районе 85 000-100 000 рублей. Вопрос: сколько людей могут позволить себе ежемесячно платить эту сумму? Я вам скажу: примерно 0,01%. Иными словами, рынка нет по причине низкого платежеспособного спроса.

2. Психология. Рядом стоят две школы, одна государственная (читай — бесплатная), вторая — коммерческая. Куда пойдет родитель? Конечно, если речь идет о таком вот осознанном, зрелом родителе, то он заглянет и в коммерческую. Но лишь затем, чтобы уйти. Почему он, учившийся десять лет в государственной, поведет своего ребенка в частную школу? Ведь в государственной все просто и понятно. Там знакомые родительские собрания и доски, там проблемы знакомые. Стабильно и предсказуемо. А тут, у этих коммерсантов, черте что может быть.

Читайте также: «Вред, который наносят оценки в школе, гораздо больше потерь от коррупции»

3. Педагогика. Да, простите, но должен сказать. Школы не создаются как палатки. Создать школу — это вложить душу. И тут либо в основе педагогический подвижник, вроде Зитцера. Но тогда это бутиковая, не массовая история. Либо в основе педагогическая система, с обучением учителей, с контролем качества, с бумажками. Именно второе и есть предмет особо острой критики со стороны коммерсантов. Мол, бюрократия убивает творчество. Правда, пока еще никто не придумал, как по-другому масштабироваться.

4. Политика. Ну а зачем государству разрешать или просто способствовать развитию системы частных школ? Это же неуправляемая история. Что там будут десять лет вкладывать в детские головы? Какие теории и какие ценности? А что если какой-нибудь Сорос, тайно, будет через школы выращивать поколение людей, склонных к цветной или фруктовой революции. Риск есть? Гипотетически — да. Тогда зачем оно надо государству?

Ранее на DK.RU: Люди с хорошим образованием и безоблачным детством почти не бывают счастливы. В чем дело?

5. Философия. Сейчас будет самый важный довод. Понимаете, все предыдущие пункты перечеркивает только одно обстоятельство: позитивное влияние качественного образования на карьеру и жизнь в целом. Если бы это было так, если бы от полученного образования в школе зависел уровень вуза, а от уровня вуза — роль в обществе, то все стало бы сразу другим, розовым и чистым. Но, увы, у нас не так. У нас где родился, там и пригодился. Связи решают, лояльность, чей ты. А образование? Ну, тоже неплохо, конечно. Но не критично. Ведь улица — наш главный университет.

Самое читаемое
  • Убытки крупнейших российских авиакомпаний выросли в десятки раз. Кто смог выйти на прибыльУбытки крупнейших российских авиакомпаний выросли в десятки раз. Кто смог выйти на прибыль
  • Сергей Бидонько снова нацелился на ГосдумуСергей Бидонько снова нацелился на Госдуму
  • H&M вернулся в «Гринвич», но намерен отсудить у него деньги за простойH&M вернулся в «Гринвич», но намерен отсудить у него деньги за простой
  • «Мы хотим стабильных отношений». Байден произнес примирительную речь после ввода санкций«Мы хотим стабильных отношений». Байден произнес примирительную речь после ввода санкций
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.