Подписаться
Курс ЦБ на 28.04
91,77
98,02

«Возникнет новая форма школьного обучения: потребность есть, а бизнеса — еще нет»

Ирина Тебенева
Ирина Тебенева. Иллюстрация: DK.RU

«Пришла бабушка одного из детей: чуть не плачет, пытается сдать задание внучки. И получает ответ учителя: «А откуда я знаю, что это не вы за нее сделали?». Это не партнерские, а зависимые отношения».

DK.RU не раз рассказывал истории семей, где родители искали для своих детей альтернативные способы образования: экспериментировали с частными школами, переходили на домашнее обучение. Все это объяснялось поиском индивидуального подхода к ребенку, которого не может обеспечить массовая школа. Весной-2020 все родители школьников оказались в ситуации альтернативного образования — учебные заведения из-за объявленной пандемии коронавируса перешли на дистанционное обучение.

Маркетолог и психолог Ирина Тебенева считает, что карантин не только показал неготовность к дистанту официальной системы образования и большинства родителей, но и вскрыл гораздо более серьезные проблемы.

В колонке на DK.RU она рассуждает, почему любой школе не уйти от стандартизации дистанционного обучения, а ситуация с пандемией только ускорит этот процесс.

Ирина Тебенева, маркетолог и психолог:

Все родители вне зависимости от ситуации карантина делятся на две группы: тех, кто пытается научить ребенка учиться самому, и тех, кто учится с ним вместе. Сейчас родители часто жалуются, что в школе с первого класса задают делать много проектов. Я считаю, это суперкрутая новинка — детей учат мыслить проектно. Я, например, ребенку PowerPoint показала в первом классе. Первые два проекта мы сделали вместе. Больше я ничего не знаю об этом и активно в процессе обучения дочери не участвую. Некоторые делают это вместе до 11 класса и ругаются. Я больше про то, чтобы удочку дать, а не рыбу. И если ребенок за 10 лет научился делать проекты самостоятельно, в высшей школе ему будет очень легко.

Школа — это публичная оценка деятельности семьи. Почему случается много кризисов, когда ребенок идет в первый класс? Зачастую родитель воспринимает оценки детей как собственную оценку того, как он подготовил ребенка к школе — хороший он или плохой родитель. И попадает в свою же ловушку. Вместо того, чтобы поверить в ребенка, увидеть, что у него получается лучше и сместить вектор от неуспехов, родители наоборот — вовлекаются в процесс обучения, все больше лишая ребенка самостоятельности. Потом они доходят до девятого класса и говорят: «Он сам ничего не может сделать!». Таким родителям очень трудно пережить дистант.

Для нас с дочерью переход на дистант не стал шоком. Лиза работает моделью за границей. У нее был опыт дистанционного обучения, хотя и не самый хороший. Когда Лиза уезжала на целую четверть, договаривалась с каждым учителем. Это очень неудобно. Кто-то задал мало, а кто-то — с большим запасом. Учитель — король в своей дисциплине, и каждый исходил из собственных представлений и отношения к ребенку. В такую же ситуацию попадают спортсмены, дети, пропускающие школу из-за болезни. Ребенок оказывается в положении, когда он вроде как сам виноват в своей болезни, еще ослаблен, но вынужден просить и бегать за учителями, чтобы все сдать. Был случай, когда в школу пришла бабушка одного из детей: чуть не плачет, пытается сдать задание внучки. И получает ответ учителя: «А откуда я знаю, что это не вы за нее сделали?». Это не партнерские, а зависимые отношения. Ребенок это постоянно чувствует. Если бы дистанционное образование было регламентировано, были стандартизированные задания, таких ситуаций бы не было.

Школа оказалась не готова к массовому дистанционному обучению. И это ужасно. Предполагаю, что к сентябрю она тоже готова не будет. Как у нас проходил карантин? Только три преподавателя делали онлайн-уроки. Все остальные давали лишь задания. Это длилось три месяца. За это время нашему прекрасному министерству образования можно было бы сделать типовые онлайн-программы в помощь. Они появились, но, насколько я понимаю, уже в последний месяц. К этому времени люди уже приспособились и ими не пользовались. Ту же математику проходить самостоятельно довольно сложно. Лиза у меня приспособилась и сказала, что на Youtube есть разбор всех заданий, давно записанный. Вопрос в том, насколько ребенок быстро сориентируется и найдет качественный контент.

Дети, которые сознательно переходят на дистанционное обучение, зачастую сталкиваются с огромным сопротивлением школы. У меня есть подруга, сын которой в начальной школе по успеваемости был ниже среднего и страдал от постоянного негативного отношения в связи с этим. Затем они перешли на дистант, прикрепившись к школе в Екатеринбурге. Ребенок проходит два класса за один год, стал отличником по всем предметам, с интересом смотрит лекции, начал задавать вопросы. Но в школе они столкнулись с множеством проблем. Например, в период аттестации им ставили экзамены каждый день или по несколько в день — это же намеренно делается, что бы ты не думал, что дистанционное обучение — это круто. С другой стороны, это хороший опыт для ребенка: ты занимаешься тем, что другому невыгодно. И тебе нужно к этому другому найти подход. Но возникает много обид и несправедливости. Мой ребенок испытал это на себе: Лиза получила четверку на дистанционном обучении, а вернувшись, увидела, что дети в школе этот материал еще даже не проходили. Такое чувство несправедливости я могу с ней проработать, а для кого-то оно может стать травматической ситуацией.

Сейчас мы разбираемся, как устроено официальное дистанционное образование. Есть вариант обучаться самому и прикрепляться к школе только на время аттестации. В России официально существуют учебные заведения, которые специализируются на дистанционном обучении. Можно выбрать школу в Челябинске, Новосибирске или Москве. Это платная история в зависимости от функционала: доступ к лекциям, возможность общения с учителем и официальное зачисление в школу. В Екатеринбурге я не знаю ни одной школы, где подход к дистанционному обучению был бы сформирован в виде продукта с готовыми лекциями. Лиза решила прикрепиться к Москве. Мы подали документы и разбираемся, как это будет. Лиза, если у нее получится, хочет сдать задания за десятый класс осенью и выйти на подготовку к ЕГЭ. Это может стать гонкой, а можно сказать: я попробую. Если будет тяжело — учись, как обычно, легко —сэкономишь год. Для кого-то год очень важен.

Когда нужно дистанционное образование? Когда есть этому объяснение. У моего ребенка такое объяснение есть — она работает за границей. Или ребенок спортсмен или точно определился со своим профессиональным образованием, а школа оттягивает его от занятия любимым делом. Я знаю случай, когда девочка хочет поступать в европейский вуз, потому что в России нет высшего образования по такому направлению — она профессионально занимается танцами. При этом ей объективно не нужен ЕГЭ для поступления, ей нужно только закончить школу. При дистанционном обучении она может с утра заниматься танцами, а после — слушать лекции. Важно понимать, именно вам это зачем? Есть классическая школа. Почему вы туда не идете? Это протест или мамино желание сделать из ребенка вундеркинда? Хочет ли этого ребенок? Я за то, чтобы был миллион возможностей, а не только выбор между хорошим и плохим.

Я как психолог советовала бы дистанционное образование только в старших классах. Нужно отдавать себе отчет: условно пять часов в день в младшей школе вы будете тратить только на объяснение самой системы. Есть у вас эти пять часов в день? Если есть возможность, начальную и среднюю школу я бы рекомендовала проходить офлайн — там закладываются моменты командообразования, социального общения. Лиза теперь будет учиться в школе, где соберутся люди из разных регионов. Увидятся они, скорее всего, единственный раз — на ЕГЭ. И всей школьной жизни между строк она будет лишена. Наверное, команду можно создать и онлайн, но мне кажется, что этого чисто психологически недостаточно. У нас теперь нет такого, что ты в 20 лет пришел на завод, и потом тебя с этого же завода проводили на пенсию. Современным детям придется много раз менять место работы и даже профессию. Способность находить общий язык — у них базовая, им нужно уметь работать в разных командах. Но дети много времени проводят онлайн, не бегают вместе по крышам. Такая фантазийная экстремальность, когда тебе нужно срочно дать ответ, придумать решение — эти эмоции могут проигрываться в игровой форме именно в школе.

Сейчас момент истины. Все надеются, что все рассосется само собой, но понимают: нужно уже систематизировать дистанционное обучение во всех школах. По сути, сейчас необходимо перепрофилировать учителей. Стандартизация дистанционного обучения должна прийти во все школы. Думаю, в скором времени возникнет новая форма обучения, где будут и онлайн-лекции, и общая проектная работа в офлайн. Эта идея лежит на поверхности и наверняка будет реализована, потому что потребность есть, а бизнеса — еще нет. Министерство образования вряд ли будет в это вкладываться, а частные школы вполне могут этим заняться.

Вся эта ситуация с вынужденным переходом на дистант, с одной стороны, показала, насколько у нас бедная страна. Как организовать дистанционное обучение, если в семье несколько детей и один компьютер? Не у каждого есть телефон с интернетом. Родителям надо работать, детям — учиться. И это конфликт. С другой стороны, многие отмечали, что обалдели от того, что познакомились со своими детьми, вспомнили все свои развлечения из детства, на которые никогда не было времени. И многие дети улучшили свои показатели, занимаясь дома. И получили несказанно высокий балл аттестата. Это тоже нельзя списывать со счетов. Этот опыт бесценен и точно отразится на всей нашей следующей жизни.

Самое читаемое
  • 10 идей для недолгого путешествия по Уралу в майские праздники10 идей для недолгого путешествия по Уралу в майские праздники
  • Открытие новой ледовой арены УГМК в Екатеринбурге запланировано на январь 2025 г.Открытие новой ледовой арены УГМК в Екатеринбурге запланировано на январь 2025 г.
  • Андрей Гавриловский: «Надо строить второй «Высоцкий», пока есть окно возможностей»Андрей Гавриловский: «Надо строить второй «Высоцкий», пока есть окно возможностей»
  • Прогноз экспертов DK.RU сбылся. Граждане России стали покупать больше ювелирных изделийПрогноз экспертов DK.RU сбылся. Граждане России стали покупать больше ювелирных изделий
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.