Подписаться
Курс ЦБ на 11.07
71,22
80,26

Китайская грамота: 11 уроков по выживаемости бизнеса в пандемию от менеджеров Поднебесной

5 974
Китайская грамота: 11 уроков по выживаемости бизнеса в пандемию от менеджеров Поднебесной
Иллюстрация: pixabay.com

Карантин повлиял на все сферы экономики, бизнесу пришлось быстро адаптироваться. С появлением послаблений жизнь компаний снова перестраивается. Как это делают в Китае, первым попавшим в зону пандемии?

Последние четыре месяца бизнес во всех странах мира пытается справиться с последствиями пандемии, одновременно переходя на цифровые технологии. Китай на несколько недель опередил остальные страны в этой борьбе, поэтому китайские уроки могут пригодиться каждому.

Для того, чтобы разобраться, как бизнес Китая адаптировался к новым временам, авторы HBR опросили 20 китайских топ=менеджеров и проанкетировали еще 350.  Были изучены совершенно разные компании, от государственных предприятий до мультинациональных корпораций и малого частного бизнеса. В итоге получился такой список:

1. Честно говорите о своих проблемах

Руководители, заявившие, что их фирмы успешно справляются с кризисом, сказали, что регулярно информируют сотрудников о том, как идут дела и какие приоритеты и принципы в данный момент определяют решения на всех уровнях. Они собираются и дальше поддерживать такой высокий уровень прозрачности — общаться с сотрудниками часто, прямо, открыто и напрямую.

Прозрачность — это не всегда легко. Несколько руководителей сказали нам, что сейчас, когда сотрудники проверяют каждое их решение на соответствие корпоративным ценностям, они чувствуют себя как под микроскопом. Но, по словам этих руководителей, большинство сотрудников все же понимают, что у них есть общий враг, — и общий боевой настрой побеждает отдельные проявления недовольства.

2. Используйте новые средства общения

Общение перешло в интернет, но стало более личным. Многие пользуются вместо электронной почты аудиоприложениями, например Dingtalk или WeChat, или внутренними корпоративными приложениями, разработанными специально для обмена информацией и общения сотрудников.

При этом в некоторых компаниях видеосовещания продолжились и после возвращения сотрудников в офис — иногда даже несмотря на то, что все участники встречи физически находились в одном здании. Руководители пояснили, что виртуальные встречи оказались эффективнее, короче и более деловыми, чем личные.

3. Ускоряйте переход на цифровые технологии

Внезапный, непредвиденный и всеобщий карантин заставил бизнес моментально перейти на цифровой режим работы. Неожиданным преимуществом кризиса стало то, что клиенты, которые раньше сопротивлялись инновациям, тоже перешли на цифровые платформы.

4. Измените структуру организации, чтобы усовершенствовать процесс принятия решений

Обычно в китайских компаниях решения принимаются на высшем уровне и требуют многочисленных проверок и согласований на разных уровнях. Но, как сообщают многие респонденты, во время пандемии COVID-19 роль менеджеров среднего звена снизилась.

Если руководители могут напрямую управлять организацией через цифровые каналы, менеджеры среднего звена теряют роль ключевых посредников между топ-менеджментом и первой линией. Из-за разнообразия условий на местах были расширены полномочия команд первой линии, которые находятся ближе к клиентам и лучше знакомы с местным законодательством и конъюнктурой.

Руководители, принявшие участие в опросе, считают, что смягчение бюрократии способствует командной работе и исполнению приказов.

5. Ищите новые способы работы с партнерами

Чтобы добиться желаемых изменений в нужные сроки, приходится искать новые способы сотрудничества с клиентами, поставщиками, регуляторами и даже конкурентами.

Респонденты также отмечали, что все приходилось реорганизовывать в считанные дни: сотрудники и их руководители преодолевали барьеры между подразделениями и создавали эджайл-команды, чтобы решать проблемы сразу по мере их появления.

Многие заявили, что сейчас руководители и кадровики их фирм стремятся сохранить эту гибкость, по-иному прописывают должностные обязанности и перестраивают рабочие процессы, укрепляя сотрудничество между отделами.

6. Установите правила удаленной работы и помогите людям начать

До пандемии удаленная работа не пользовалась в Китае популярностью и поддержкой. Поскольку в домашних условиях не все могли работать с девяти до пяти, менеджерам пришлось подстраиваться под личные расписания и ограничения сотрудников — конечно, в рамках разумного. Более мотивированные и сконцентрированные на результате сотрудники легко перешли на новый режим, а для тех, кто привык работать под постоянным контролем в традиционных офисах, организовали тренинги.

7. Помогите сотрудникам продолжить образование

Большинство руководителей, принявших участие в опросе, считают, что постоянное обучение и установка на развитие останутся ключевыми качествами сотрудников, ведь все больше работы переходит в онлайн.

Из-за снижения числа командировок и появления новых, более совершенных средств коммуникации многие топ-менеджеры, принявшие участие в исследовании, стали больше заниматься обучением и инновациями. Теперь они активнее участвуют в развитии талантов и в гармонизации работы людей в разных подразделениях.

8. Введите новую систему оценки работы сотрудников

Большинство руководителей, принявших участие в опросе, сказали, что пандемия представила им уникальную возможность понаблюдать, как менеджеры высшего и среднего уровня реагируют на новые вызовы, и сделать предварительные выводы об их будущем лидерском потенциале.

Менеджеры более низкого уровня сообщили о переходе на объективные метрики: число совершенных звонков, количество удовлетворенных заявок, отработанные часы, выполненные задания. Они используют онлайн-таблицы и цифровые данные, чтобы оценивать загрузку и качество работы сотрудников. Однако погоня за ежедневными нормами может привести к излишнему упору на краткосрочные результаты. В идеале ежедневные таблицы должны уравновешиваться средне- и долгосрочными метриками — даже если те менее объективны.

9. Дайте сотрудникам возможность отказаться

Множество руководителей рассказали о пользе «добровольческого» подхода при поиске и мотивации сотрудников первой линии. Выяснилось, что сотрудники, которых назначили на задание, действовали с меньшей мотивацией, желанием и ответственностью, чем те, кто взялся за него добровольно — особенно если речь шла о новых бизнес-проектах с социальной составляющей.

Некоторые фирмы сообщили, что молодые, технически продвинутые сотрудники выкладывали в TikTok и на другие платформы трогательные видео о волонтерской работе с друзьями и коллегами, поднимая их боевой дух и отгоняя уныние в самые тяжелые минуты.

Ряд руководителей сообщили, что планируют по такому же добровольному принципу набрать сотрудников для поиска и выполнения сложных бизнес-проектов, вовлечения в дела компании и поддержки более амбициозной социальной повестки.

10. Помогите людям стать сильнее

Многие из опрошенных руководителей сообщают, что сотрудники страдают от тревожности и недостатка мотивации. Это особенно коснулось миллениалов, чьи карьеры построены на непрерывном стремительном росте Китая за последние 30 лет. Они волнуются, что этот тренд может кончиться, и им представится значительно меньше возможностей, чем поколению их родителей.

11. Укрепите связи внутри организации

Почти все руководители сошлись в том, что общий опыт борьбы с пандемией сплотил сотрудников и они стали толерантнее, терпеливее и участливее. Большинство организаций, принявших участие в нашем исследовании, ожидают, что команды, пережившие кризис вместе, станут сплоченнее и теснее.

Самое читаемое
  • За пандемию зарплаты упали у половины работников. У кого они увеличились?За пандемию зарплаты упали у половины работников. У кого они увеличились?
    76 226
  • В центре Екатеринбурга похитили мужчину, который не хотел продавать землю застройщикуВ центре Екатеринбурга похитили мужчину, который не хотел продавать землю застройщику
    41 501
  • Росстат насчитал вдвое больше умерших от коронавируса в мае, чем оперативный штабРосстат насчитал вдвое больше умерших от коронавируса в мае, чем оперативный штаб
    42 568
  • «Учитесь просто лежать. Для достижения многих вещей сначала требуется ничегонеделание»«Учитесь просто лежать. Для достижения многих вещей сначала требуется ничегонеделание»
    22 212
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.
Читайте лучшие публикации каждое утро. Подпишитесь на рассылку «Делового квартала».
Я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.