Подписаться
Курс ЦБ на 11.07
71,22
80,26

«Кризис показал: большой пласт сотрудников оказался непригоден к работе на удаленке»

15 125
«Кризис показал: большой пласт сотрудников оказался непригоден к работе на удаленке»
Иллюстрация: личный архив Ольги Чебыкиной

Компании в России, особенно в регионах, оказались не готовы к удаленке: работодатели недовольны эффективностью работников, а сотрудники страдают без рабочего места и отсутствия графика дня.

Ольга Чебыкина, директор компании «HR-Лидер»:

— В мае генеральные директора трех крупнейших мировых компаний — NationWide (финансово-строительная корпорация, более 50 000 сотрудников), Mondelez (крупнейший мировой производитель снэков, 80 000 сотрудников) и Barclays  (финансово-инвестиционная группа, 85 000 сотрудников) — заявили, что корпоративные офисы — это истории прошлого.

И если Nationwide уже решил, что переходит на гибридную модель (работа  из офиса только в четырех основных представительствах, и из дома во всех остальных локациях), то остальные работодатели еще думают. Может случиться так, что все сотрудники офисов будут работать из дома, а это огромная армия людей, даже если рассматривать сотрудников только этих трех компаний. Но это, так скажем, далекий Запад, а что происходит у нас?

Как показала практика последних двух месяцев, российский бизнес на региональном уровне оказался к удаленке не готов. Во-первых, в большинстве компаний отсутствуют электронные системы организации труда и удаленного доступа, и, что важно, электронный документооборот. 

Во-вторых, немногие знают, как правильно юридически и финансово оформить работу сотрудников на удаленке. Мало кто знает, как организовать постановку задач и контроль результатов сотрудников на удаленке.

Третье: практически никто не знает, как поддерживать трудовую мотивацию и работоспособность сотрудников. Наконец, никто не знает, как работать с устойчивостью психоэмоционального состояния сотрудников, которые находятся в изоляции. Управление корпоративной культурой зашло практически в тупик, потому что мало кто управлял этим дистанционно.

Сейчас мы собираем обратную связь от работодателей и сотрудников, которые оказались по разные стороны баррикад в новой реальности работы на удаленке. Ключевая боль работодателей в удаленной работе с сотрудниками — снижение эффективности труда (КПД) в силу нескольких причин.

Большой пласт сотрудников оказался просто непригоден к работе на удаленке вообще. Самоорганизация и самомотивация у такой категории сотрудников развиты слабо. Им требуется постоянный контроль и стимулирование руководителя.

Вторая категория сотрудников, эффективность которых страдает на удаленке, это коммуникаторы (экстраверты), которым постоянно требуется живое общение с другими людьми. В изоляции они быстро впадают в грусть, хандру и депрессию, что критически снижает их работоспособность, а значит, и эффективность деятельности.

У третьей категории сотрудников нет возможности работать дома (маленькая квартира, отсутствие интернета, отсутствие компьютера, дети дома на изоляции и т. д.). 

Четвертой категории сотрудников трудно совмещать рабочие и домашние обязанности: если они пребывают в домашнем пространстве, домашние обязанности автоматически перевешивают важность рабочих.

Пятая категория сотрудников не может самостоятельно ставить себе задачи и выполнять их.

Шестая — впадает в плохо контролируемую на удаленке истерику в связи с происходящими изменениями и через пару дней перестает появляться в Zoom или включать видео. Их работоспособность и эффективность со временем падает до нуля.

Это лишь некоторые, но не все причины потери привычной эффективности труда, к работе с которыми наше бизнес-сообщество оказалось не очень готово. И тому есть несколько объяснений, которые глубинно связаны с нашим менталитетом из двух эпох: царской и советской.

«Русская» модель управления предполагает директивный стиль — когда центр принятия решения в компании только один: ее основатель. Все остальные сотрудники становятся только исполнителями его воли, собственные решения никогда не принимают, постоянно ждут, когда им скажут, что и как делать, и ждут постоянного контроля во время движения к цели. На удаленке такая модель управления трудно реализуема. Здесь нужен высокий уровень самостоятельности во всех отношениях.

Я сама работала в режиме home office в течение 13 лет — знаю, как трудно себя воспитать. Но также я знаю, что это возможно.

Сотрудники, которые легко адаптируются к удаленке, вырастают в «западной» модели управления, близкой к холакратии. Эта модель как раз ориентирована на самостоятельность во всех отношениях.

А вот из советской эпохи нам досталась в наследство групповая ответственность за результаты. А групповая — значит размытая. И очень многие сотрудники разных уровней в разных структурах очень хорошо научились пользоваться этой чудной манипуляцией.

Во-первых, такие работники перекладывали ответственность на других. Во-вторых, прятали свою некомпетентность в групповой ответственности. И до начала перемен они прекрасно существовали в открытом пространстве. Но сейчас, когда большинство компаний будет искать эффективность в целях экономии затрат и будет активно внедрять системы электронного контроля за результатами, возможностей скрывать свою неэффективность и бесполезность будет все меньше.

В общем, текущий кризис «открывает глаза» многим работодателям на свой персонал и практикуемые модели управления. Кто трезво оценит это как возможность, избавится от всего лишнего и выйдет из кризиса более эффективным в отношениях со своими сотрудниками.

Но, как в любых отношениях есть две стороны, так и проблемы работодателей — это лишь одна сторона медали.  А что «болит» у самих сотрудников на удаленке?

Главная проблема, с которой сталкиваются сотрудники, банальна: компании не организовали рабочее место дома: у людей нет дома компьютера, принтера, интернета, рабочего стола.

Второе — затраты на интернет и телефон выросли в разы, но работодатели этого не учитывают.

Многие сотрудники недовольны тем, что на удаленке работодатели вмешиваются в личное пространство — звонят и пишут в нерабочее время, требуют выполнения задач даже в выходные. На удаленке размылось понимание продолжительности рабочего дня, сотрудник находится на связи 24\7. 

Еще одна сложность: семья, которая находится дома. Дети и другие родственники не дают сосредоточиться на рабочем процессе, отвлекают от дел.

Некоторые сотрудники недовольны тем, что с переходом на удаленку у них снизилась заработная плата, хотя работы меньше не стало.

В такой ситуации уже сотрудник смотрит на то, как компания решает вопросы и помогает сотрудникам быть эффективнее. И если заботы о персонале нет, то возникает идея сменить работодателя. Этот тренд может вырасти в массовое явление. 

В общем, в режиме удаленки неудовлетворенными и пострадавшими оказались обе стороны: и работодатели, и сотрудники. Эту проблему уже решают многие IT-компании, готовят и выдают новые продукты, которые будут обеспечивать комплексное обслуживание систем управления сотрудников на удаленке. Но проблема еще и в том, что IT-решение — это не все.

Для любой электронной системы нужно содержательное наполнение, а понять и обеспечить кроссфункциональную работу юристов, финансистов и специалистов по управлению персоналом, которые должны наполнить IT-продукты, могут не многие. 

Сегодня важно понять: работать, как раньше, мы уже не будем. Тот, кто быстрее начнет перестраивать отношения с сотрудниками и сделает все, чтобы им было удобно работать на удаленке, выиграет.

>>> Читайте также на DK.RU: «Предприниматели из 90-х совсем не доверяют власти, а 30-летние еще на что-то надеются»

Самое читаемое
  • За пандемию зарплаты упали у половины работников. У кого они увеличились?За пандемию зарплаты упали у половины работников. У кого они увеличились?
    77 075
  • В центре Екатеринбурга похитили мужчину, который не хотел продавать землю застройщикуВ центре Екатеринбурга похитили мужчину, который не хотел продавать землю застройщику
    41 604
  • Росстат насчитал вдвое больше умерших от коронавируса в мае, чем оперативный штабРосстат насчитал вдвое больше умерших от коронавируса в мае, чем оперативный штаб
    45 446
  • «Учитесь просто лежать. Для достижения многих вещей сначала требуется ничегонеделание»«Учитесь просто лежать. Для достижения многих вещей сначала требуется ничегонеделание»
    22 790
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.
Читайте лучшие публикации каждое утро. Подпишитесь на рассылку «Делового квартала».
Я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.