Подписаться
Курс ЦБ на 02.03
74,04
89,44

«Энергия руководителя важнее интеллекта. Она дает людям ощущение, что ничего не потеряно»

«Энергия руководителя важнее интеллекта. Она дает людям ощущение, что ничего не потеряно»
Иллюстрация: Личный архив Максима Спиридонова

Максим Спиридонов, «Нетология-групп»: «Какими бы кризисными ни были условия, если команда верит в план и видит, что у руководителя есть вера и энергия для его реализации — это уже хорошее начало».

Максим Спиридонов, сооснователь и генеральный директор образовательного холдинга «Нетология-групп»:

— Карантин — самое время, чтобы перестраиваться и развиваться в новом направлении. Компании создают новые продукты, придумывают, как им выделиться среди конкурентов, реализуют антикризисные инициативы. Например, открывают доступ к части своих продуктов, придумывают новые форматы продвижения и специальные акции. Но вместе с тем стали реальностью и массовые сокращения объемов производства, постоянных издержек и фиксированных зарплат сотрудников.  

Проекты, работающие преимущественно в офлайне, в этом марте были вынуждены что-то менять — либо умереть, либо пересмотреть формат своей работы. Благодаря этому переходу некоторые из них даже показали сопоставимый с предыдущим временем рост — и все это на карантине. Многие компании достигли такого результата за счет специальных антикризисных предложений.

Так, конструктор интернет-магазинов с российскими корнями Ecwid отменил несколько тарифов и открыл бесплатные возможности для новых пользователей. Бизнес-школа «Like Центр» успешно перешла в онлайн, увеличив свои коммерческие показатели. А проект «Фоксфорд», когда все школы по стране перевели на дистанционное обучение, предоставил бесплатный доступ ко всем своим курсам по школьной программе. Но даже тем, кто смог быстро адаптироваться в плане продукта, приходится затянуть пояса.

Сокращение расходов

Существуют разные стратегии действий и разная толерантность к риску. Думать о сокращении расходов сейчас нужно всем. Но конечное решение по оптимизации и ее масштабу принимает каждый руководитель бизнеса. Компаниям необходимо переходить к превентивным действиям быстро, чтобы сохранить свою жизнеспособность, не свалиться в кассовый разрыв и не оказаться банкротом. 

Классический подход: сократить большую часть расходов, чтобы у вас был запас денег хотя бы на 3-4 месяца жизни без доходов. А лучше — на полгода. Это позволит «прокормить» компанию за счёт стабилизационного фонда и накоплений. Чтобы понять, как действовать конкретно в вашем случае, следует ориентироваться на динамику выручки и прибыли, объемы запасов и общую динамику цифр по рынку. 

Также в компании можно создать кризисный лист, в котором прописать опережающие метрики для оценки состояния бизнеса на ближайшее время. Такими метриками могут стать количество возвратов товара, запросов на рассрочку, конверсия заявок в покупки. Дополнительно в кризисном листе заранее пропишите план действий, которые вы реализуете, если какие-то из метрик покажут снижение. Так у вас будут понятные ориентиры и запасной план на случай ухудшения ситуации.

Роль руководителя

Самое важное, что должен сделать руководитель в текущей ситуации — создать пространство определенности, проговаривать с командой в целом и с каждым сотрудником персонально понятные планы действий.

Какими бы кризисными ни были условия, если команда верит в определенный план и видит, что у руководителя есть вера и энергия для его реализации — это уже хорошее начало.

Коэффициент энергии руководителя при этом, порой даже важнее коэффициента интеллекта, особенно в кризисных ситуациях, когда все вокруг не находят себе места. Обязательно нужен тот, кто сможет сплотить коллектив. Руководитель в кризис — источник позитивной и созидательной энергии, который дает своим сотрудникам ощущение того, что ничего не потеряно, что кризис можно пережить. Именно руководитель должен вместо ежечасного контроля задавать сотрудникам правильные вопросы: «Чего мы добились за это время?» вместо «Что мы успели сделать, а что нет?».

Атмосфера в команде

При переходе в удаленный режим работы, а особенно в условиях форс-мажора, как сейчас, нельзя забывать про корпоративную культуру. Здесь я советую использовать различные практики, которые помогают частично воссоздать ощущение неформального профессионального общения: например, совместные занятия онлайн-йогой, рисованием и другими хобби. Также можно подключить психолога для анонимных частных консультаций сотрудников — это поможет тем, кому не хватает общения и кто тяжело переживает кризис.

По данным опроса Eagle Hill Consulting, 45% американских сотрудников на удалёнке чувствуют себя выгоревшими. И в России мы можем наблюдать похожую ситуацию во многих компаниях, которые уделяют мало внимания эмоциональному состоянию сотрудников. Создание рабочей атмосферы — одна из главных задач для любого предпринимателя в кризис. В этом могут помочь онлайн-встречи всей командой для обсуждения планов компании.

Например, некоторые из компаний, входящих в  «Нетологию-групп» проводят 1-2 раза в год стратегические сессии. Цель таких сессий — пересмотреть или скорректировать стратегию компании. Обычно на таких встречах присутствуют представители всех подразделений компании. Сотрудники обсуждают проекты, возникающие проблемы и изменения, причем каждый участник команды может внести свой вклад. Например, какой-то отдел запускает проект, но застопорился на возникшей в ходе работы проблеме, сотрудники других отделов могут дать какой-то новый инсайт со стороны. 

Стратсессии можно проводить онлайн, но лучше с включенными у сотрудников видеокамерами — визуальный контакт наиболее эффективен. Для этого можно использовать такие инструменты удаленной работы, как Zoom, Google HangOuts и Skype. К примеру, сотрудники одного из наших проектов, EdMarket, проводят стратегические сессии в течение двух-трех дней в онлайне — в офлайне на это уходит не больше дня. 

Нельзя забывать и про онбординг новых сотрудников, который теперь проходит онлайн. Менеджер, который занимается адаптацией новичков, выдает доступы к внутренним системам на онлайн-встрече, рассказывает про команду и проекты. После этого сотрудник удаленно общается со своим руководителем, обсуждая задачи на испытательный срок, также на онлайн-встрече. Мы в период карантина добавили в онбординг еще одну встречу с менеджером по адаптации по итогам первого месяца работы, чтобы узнать, что понравилось сотруднику и удалось ли ему найти общий язык с коллегами. 

Как говорить с командой и поддержать ее

Важно создавать определённость и быть искренним с сотрудниками. Если есть риск увольнения для человека — стоит сказать ему о том, в какой именно перспективе оно возможно и какие условия на это влияют, а еще предложить оптимальный сценарий на будущее. Например, вам приходится сократить определенный отдел, в котором работает сотрудник. Лучше сказать честно: «Если карантин продлится еще 2 месяца, нам придется расстаться с отделом маркетинга, а ты в него входишь. Сообщаю это с тяжелым сердцем, но пока другого выхода нет. Если ты посчитаешь, что нужно уйти раньше, я это пойму. Давай подумаем вместе, как организовать передачу дел. Но если ты захочешь остаться в текущих критических условиях, я буду тебе признателен». 

Понятно, что каждая ситуация индивидуальна, но важно чётко говорить, как есть, а не увиливать. Для каждого конкретного человека нужно создать свой информационный фон, и здесь главное, чтобы не было расхождений.

Сотрудники в любом случае будут обсуждать все вопросы друг с другом, анализировать, что и как было сказано, а еще сопоставлять информацию. Если у них возникнут какие-то нестыковки, то они увидят, что у руководителя двойная повестка: одним сказал одно, другим другое и так далее. Это подорвет их моральный дух. Поэтому сейчас людям нужны честность, откровенность, прямота и скорость реакции на происходящее.

Что касается скорости реакции, то мы с первых недель карантина завели новую традицию: команда «Нетологии» разбирает каждый заметный инфоповод, связанный с карантином, пока он актуален. Так, мы обсуждаем ключевые заявления президента и правительства в течение 1-2 часов. Я объясняю, чем те или иные ограничительные меры грозят именно нам, чтобы все сотрудники компании были в курсе происходящего. Свой первый такой комментарий я давал в формате видео — это помогло усилить эмоциональный посыл и не допустить упаднические настроения. 

Работа руководителя над собой

Сегодня многие используют освободившееся время для образования, в том числе CEO и топ-менеджеры. Кризис — это возможность для думающего и хорошего управленца на секунду остановиться, задать себе следующие вопросы: «Тем ли я занимаюсь?», «Все ли я делаю правильно?», «Делаю ли я это наилучшим образом?». Это называется стратегической пересборкой привычных взглядов на вещи. И в этом может помочь обучение. Например, у сильных специалистов-практиков, которые знают толк в прокачке управленческого фокуса и в его обновлении, или на бизнес-программах, в том числе MBA, которые помогают по-новому посмотреть на стратегию и возможности цифровизации в современных реалиях. Обсуждать и анализировать чужие кейсы в кризис всегда полезно: так можно вдохновиться на новые идеи и взглянуть на вещи и рынки под новым углом. 

Руководители уже понимают, что без изменения стратегии не обойтись, но не каждый знает, как делать это в кризис. Им нужны знания, которые они вряд ли смогут найти в открытых источниках — скорее, здесь необходим ментор и наставник, уже прошедший через подобное. И именно в программах бизнес-образования делают особый акцент на работе с такими преподавателями. 

Я сам знаю несколько руководителей, которые сейчас учатся, чтобы что-то изменить в своей бизнес-стратегии. Пока экономика не запустилась, а карантин еще не сняли, имеет смысл заняться самоапгрейдом, а не страдать, думая о негативных вариантах развития будущего. 

Очевидно, что набивший всем оскомину карантин скоро закончится, а сейчас нужно предпринимать соответствующие меры, не допускать упадка сил в команде, направлять силы на поддержание бизнес-процессов в тонусе и самому готовиться к новым вызовам рынка, которые ждут после пандемии. 

Самое читаемое
  • В Свердловской области — 22 миллиардера. Годом ранее их было меньшеВ Свердловской области — 22 миллиардера. Годом ранее их было меньше
  • «Ростелеком» планирует участвовать в развитии туркластера «Гора Белая» на условиях ГЧП«Ростелеком» планирует участвовать в развитии туркластера «Гора Белая» на условиях ГЧП
  • Как начинающему предпринимателю найти идею для бизнеса. ИнструкцияКак начинающему предпринимателю найти идею для бизнеса. Инструкция
  • «Хотите, как в Белоруссии, чтобы никто ничего не обсуждал? Шоковой терапии быть не должно»«Хотите, как в Белоруссии, чтобы никто ничего не обсуждал? Шоковой терапии быть не должно»
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.