Подписаться
Курс ЦБ на 19.04
94,09
100,53

Онлайн-образование не обучает. Даже не надейтесь усвоить что-то перед монитором

Онлайн-образование не обучает. Даже не надейтесь усвоить что-то перед монитором
Иллюстрация: pixabay.com

Последние годы вокруг онлайн-образования много денег, идей, инициатив. Но стоит ли вкладываться в разработку занятия для обучения из "любого места на земле"? Нет, такая учеба не приносит почти ничего.

Рынок онлайн-образования начал стремительно расти в 2012 году, тогда появился сегмент МООК (массовые открытые онлайн-курсы). Тогда же на рынке появились ключевые игроки рынка: Coursera, Udacity, Udemy. С тех пор регулярно появляются новые платформы, инвесторы охотно вкладываются в этот бизнес. Мир ждет переворота, связанного с демократизацией образования: новые технологии должны были дать возможность получить знания всем, кто этого захочет.

Но последние исследования говорят о другом, пишет Theory and Practice. Обучение онлайн менее эффективна по сравнению с традиционными face-to-face методами преподавания. О том, что онлайн-образование неэффективно, эксперты говорят все чаще.

Этот вопрос затронут в последнем отчете сотрудников Центра образовательной политики Колледжа образования и развития человека Университета Джорджа Мейсона. Авторы исследования рекомендуют министерству образования США не сокращать долю офлайн-образования в пользу онлайна, так как это будет являться нарушением интересов потребителей и ухудшит качество образования в стране.

Онлайн-образование не смогло сократить расходы и улучшить результаты для студентов, — сказано в исследовании. — Преподаватели, академические лидеры, общественность и работодатели продолжают придавать дипломам об онлайн-образовании меньшее значение, чем дипломам традиционным.

О том, что ожидания в отношении рынка онлайн-образования, мягко говоря, завышены, минувшим летом заявил также исследователь Джастин Райх из Массачусетского технологического института. Он в своей статье объяснил, почему MOOК не выполнят свою предполагаемую миссию.

Во-первых, всего 3% начавших обучение онлайн заканчивают начатое

Большая часть учащихся бросают учебу, не завершив начатые курсы, причем с годами показатель доходимости только падает. Если в 2014–2015 годах почти среди всех участников MOOК курсы до конца прошли всего 6% учащихся, то в 2016–2017 годах этот показатель был 4%, а в 2017–2018 годах — только 3,13%. При этом большая часть покупателей онлайн-курсов даже не открывает их.

Во-вторых, география образования не расширяется

Также не подтвердился тезис о демократизации и большей доступности образования в связи с появлением MOOК. Исследование Джастина Райха показало, что студенты онлайн-программ MIT и Гарварда в подавляющем большинстве живут в высокоразвитых странах. Никакого проникновения образования в страны с низким уровнем жизни благодаря интернету не произошло.

Причинами падения интереса к онлайн-курсам могут являться следующие факторы:

Низкая вовлеченность в процесс

Учащиеся не верят в то, что потраченное время и финансовые вложения окупятся соответствующим увеличением их стоимости на рынке труда.

Отсутствие мотивации

Слушатели онлайн-курсов не могут самостоятельно поддерживать мотивацию для прохождения курсов, создателям образовательных программ ничего не удается с этим поделать. Без самомотивации учиться самостоятельно очень сложно.

Cпорное качество курсов

Часто в MOOК включают методики преподавания, не доказавшие свою состоятельность.

Отсутствие элемента живого общения

Онлайн вынимает из образовательного процесса важную составляющую в виде человеческого общения. В то же время доказано, что образовательный процесс осуществляется, в частности, через социально-психологический меха­низм «заражения» и подражания. В онлайне этот механизм воспроизвести практически невозможно.

Кому онлайн противопоказан

Исследователи Эрик Беттингер и Сюзанна Лоеб из Стэнфордского университета говорят, что онлайн-курсы решительно противопоказаны наименее подготовленным студентам и студентам, не обладающим особыми талантами к обучению.

Еще одно исследование было проведено профессорами из Гарварда и Стэнфорда на базе сотен тысяч студентов в Университете DeVry, который предлагает онлайн- и очные версии всех своих курсов, используя одни и те же учебники, оценки, задания и лекционные материалы в каждом формате. Несмотря на то что курсы кажутся идентичными, учащиеся, которые поступают в онлайн, чувствуют себя значительно хуже.

Но пока онлайн-образование продолжает уверенное наступление на рынок по всем фронтам, оно остается высоко востребованным в корпоративном секторе, поскольку значительно экономит время и позволяет прокачивать навыки параллельно с рабочими процессами.

Да, это играет на руку специалистам, ведь позволяет применять новые умения сразу. Однако наилучшие результаты онлайн-обучение в корпоративном секторе также показывает в случае объединения с офлайн-форматом: одних файлов для чтения недостаточно, важно проводить воркшопы, а также очные встречи для обсуждения результатов, проблемных мест и выстраивания дальнейшей траектории развития.

Самое читаемое
  • Авиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит названиеАвиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит название
  • Крупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнесКрупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнес
  • Строительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долговСтроительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долгов
  • Крупнейший бизнес выплатит в мае–июле дивидендов на 2,2 трлн руб. Кому повезет?Крупнейший бизнес выплатит в мае–июле дивидендов на 2,2 трлн руб. Кому повезет?
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.