Подписаться
Курс ЦБ на 25.04
92,50
98,91

2000 мнений

 — Существует ли все-таки "Проблема 2000"? Многие считают, что вся шумиха вокруг нее нужна компьютерщикам для увеличения объемов продаж и начальникам отделов АСУП для "пробивания лимитов" на новую

СТРОГО КОПМЕТЕНТНО Логично предположить, что больше всех в "Проблеме 2000" разбираются центры компетенции. В связи с этим ДК переадресовал свои вопросы специалистам. Отвечает заместитель генерального директора компании "Корус АКС" Юрий Розенбойм. — Существует ли все-таки "Проблема 2000"? Многие считают, что вся шумиха вокруг нее нужна компьютерщикам для увеличения объемов продаж и начальникам отделов АСУП для "пробивания лимитов" на новую технику?

 — Существует ли все-таки "Проблема 2000"? Многие считают, что вся шумиха вокруг нее нужна компьютерщикам для увеличения объемов продаж и начальникам отделов АСУП для "пробивания лимитов" на новую технику?
 — Совершенно очевидно, что проблема существует. Но существует также и желание руководителей соответствующих департаментов под предлогом борьбы с "Проблемой 2000" обновить парк техники и внедрить какие-то новые решения — это сплошь и рядом. И производители компьютеров, безусловно, получили и ещё получат от "Проблемы" свои дивиденды… Но это не означает, что мы имеем дело только с мифом. Мифы сами по себе, а грустная реальность сама по себе, одно другому не мешает.

— Насколько "Проблема 2000" остра для России?
— Наверное, это единственный случай, где мы выиграли от нашей отсталости от цивилизованного мира. "Ошибка тысячелетия" для нас действительно менее актуальна, чем для развитых западных стран, где информатизация имеет гораздо более глубокие корни. Но и отношение к этой проблеме на Западе — не в пример российскому…

 — А в чем разница?
 — Главное отличие в том, что на Западе к "Проблеме" подходят системно. К ней правильно относятся как к нерешаемой в принципе. Речь идет о том, чтобы сделать максимум возможного, но все понимают, что никаких гарантий это не дает. Мы проводили несколько совместных с английским и американским консульством семинаров — и знаете, какие люди выступают на них? Не специалисты в области компьютерных технологий, а в первую очередь так называемые "эксперты по непрерывности бизнеса". То есть, к "Проблеме 2000" западные компании подходят так же, как, например, к природным катаклизмам. Она рассматривается просто как одна из чрезвычайных ситуаций, в первую очередь через призму сохранения работоспособности компании. А это предполагает не столько устранение причины, сколько создание резервных планов и проведение учений по их реализации. Резервные планы — самая серьезная и тщательно готовящаяся часть программы по борьбе с "Проблемой 2000" на Западе. В России, к сожалению, склонны полагать, что если все протестировано и заменено, этого достаточно…

 — С чем все-таки мы приближаемся к этому рубежу?
 — Прежде всего, время ушло — и ушло безвозвратно. Но наш опыт работы как центра компетенции показывает, что большинство предприятий, где "Проблема 2000" может повлиять на жизненно важные процессы, действительно стремятся с ней бороться. И что самое главное — у большинства из них уже появляется понимание, что полностью "Проблему" в оставшийся срок не решить. Сегодня они пытаются исправить хотя бы самые критические
моменты. По крайней мере, у большинства наших крупных партнеров мы видели подробно разработанные планы действий. Все, что находится за рамками критически важных систем, в большинстве случаев отложено до лучших времен. И это единственно правильный выход в сложившейся ситуации.
О малом бизнесе, к сожалению, судить не могу — здесь у нас почти не было обращений. Многие небольшие компании готовятся к переходу в 2000 год сами, без лишнего шума. К сожалению, немало и тех, кто игнорирует "Проблему". Но нередко они могут себе это позволить — даже если у них произойдет какой-то сбой, это не вызовет катаклизмов во внешнем мире. А внутренняя путаница, как правило, не смертельна даже для них.

 — Что важно для успешного решения проблемы?
 — Важнее всего умение предприятия вернуться к старой технологии. Ведь сегодня часто уже нет людей, которые помнят, как та или иная операция делалась прежде.

 — А как быть с опасностью со стороны партнеров? Можно ведь решить проблему внутри организации, а потом пострадать из-за внешних сбоев?
 — Да, это важный момент. Я  могу привести в пример Центробанк — он в первую очередь требует решения "Проблемы" от коммерческих банков, которые для него являются все-таки внешними, хоть и поднадзорными. Я видел запросы коммерческих банков с просьбой доложить друг к другу о своей готовности — особенно к тем, с кем имеются корреспондентские отношения. На одном из наших совместных с американским консульством семинаров нам был предложен документ, призванный помочь протестировать готовность предприятия к 2000 году. Показательно, что значительная часть вопросов, на которые нужно при этом ответить, касаются информации об организациях-партнерах. К сожалению, для  России такой подход характерен в гораздо меньшей степени. "Проблема 2000" чаще всего воспринимается все-таки как внутренняя проблема предприятия. Между тем кроме критически важных внутренних систем есть не менее критически важные внешние отношения — и среди них тоже необходимо выбрать наиболее приоритетные. От кого-то можно получить документальное заверение — например, о том, что свет не отключат, телефон будет работать и пр. — и уже не отвлекаться в эту сторону.

 — Понесут ли реальную ответственность за такие заверения давшие их лица, если они не сдержат своих обещаний?
 — Нет. Тем не менее смысл в этом есть. Ведь прежде чем руководитель крупной компании поставит свою подпись, даже если с ним потом никто не будет судиться, он не раз подумает. Кроме того, можно обнаружить области, в которых вообще ничего не делалось — и в резервном плане обратить особое внимание именно на них.

 — Чем была подкреплена работа по решению "Проблемы 2000" на законодательном уровне? 
 — Была попытка принять Федеральный Закон о решении "Проблемы 2000". 24 июня этого года он был утвержден Госдумой, но не подписан Президентом. Но, я считаю, вполне достаточно тех полномочий и обязанностей, которые возложены правительством на соответствующие органы. Например, на Министерство связи, которое возглавляет эту работу в целом. Тем более что самостоятельным предприятиям с негосударственной формой собственности никакими законами не поможешь. При обсуждении того же законопроекта была попытка ввести льготы на
покупку компьютерной техники под решение "Проблемы" — отменить НДС и пр. В итоге все это было отклонено, и, по-моему, такие вещи на самом деле не нужны.

 — Какие суммы вложили крупные местные предприятия в решение "Проблемы 2000"?
 — Некоторые — сотни тысяч долларов.

 — Удалось ли центрам компетенции сделать бизнес?
 — Бизнес? Конечно, нет. По "Проблеме 2000" мы как центр компетенции платных услуг почти не оказываем. Наш бизнес строится на том, что мы как системный интегратор работаем с крупными предприятиями, которым много чего нужно в области информационных технологий. В том числе им нужна помощь и по решению "Проблемы 2000".

 — Почти или не оказываете?..
 — Небольшой спрос есть на консультационные услуги. По большей части вся наша деятельность как центра компетенции была направлена именно на помощь в осознании проблемы. Она сводилась к убеждению в том, что проблема действительно существует и что это дело первых лиц предприятий, а не отделов информационных технологий. Запросов же на реальную помощь — буквально единицы.

 — Что же все-таки можно успеть сделать сейчас?
 — В первую очередь, необходимо выяснить, насколько глубоко на предприятии автоматизированы процессы бизнес-деятельности. Без такого анализа нет смысла даже рекомендовать составление резервного плана. Потому что может оказаться, что проблемы на предприятии действительно нет.
Например, предприятие пользуется офисным пакетом и будет продолжать им пользоваться, даже если дата будет проставлена неправильно. Вообще, успеть можно на самом деле многое… Если важные для предприятия программные продукты имеют авторов, которые живы и здоровы, необходимо узнать, существует ли возможность их обновления? Очень многие производители ПО, особенно отечественные, сейчас соглашаются предоставить новую версию своего продукта с возможностью расчетов позже. Кроме того, можно скопировать критически важную для предприятия информацию и создать резервные архивы. А главное — можно успеть успокоиться и начать работать…

 

Директор
"Группы компаний "АСК"
Евгений Шароварин:

— Особенно остро "Проблема 2000" стоит там, где есть исторически долго живущие информационные системы, да ещё и взаимосвязанные между собой. Например, какой-нибудь Пенсионный фонд или банк. Если же взять обычное предприятие малого бизнеса, которое просто пользуется современными компьютерами и программным обеспечением…


— Лицензионным или пиратским?
— Вопреки сложившемуся мнению, здесь это не особенно важно. Никто ведь не мешает заменить пиратское на легальное — пожалуйста, покупайте. Это, кстати, повод. "Проблема 2000" по сути своей связана с тем, что многие программные комплексы при своем создании не были рассчитаны на столь долгий жизненный цикл. А пиратское оно или лицензионное — в данном случае это большого значения не имеет.
 — А как насчет того, что Россия — недостаточно компьютеризированная страна?
 — Да, это так. Давайте возьмем систему из восьми программных комплексов, связанных между собой. Сбой в одном из них потенциально может повлечь сбой во всей системе. А если мы имеем восемь тех же самых комплексов, но не связанных между собой — сломается всего одна, а с остальными ничего не случится. Так что ядерные ракеты в сторону Америки не полетят.

— Откуда такая уверенность?
— Оттуда, что когда разрабатывались советские ядерные ракеты, никаких глобальных систем управления там не предусматривалось. Подполковник поднимает трубочку с гербом, отвечает "есть" и нажимает красную кнопочку, ну, две одновременно. И все.

— Чем отличается западный подход к "Проблеме" от российского?
— У них, в отличие от нас, наработаны какие-то методики решения проблем. Любых. Когда перед вами стоит некая задача, вам необходимо построить стратегию. Например, как вы будете наступать на соседний поселок. При этом вы должны продумать всё — как вам кашу подвезут, как отступать будете, если врагов окажется в десять раз больше и пр. А в России в силу отсутствия этой самой традиции, либо кашу не подвезли, либо отступать некуда. Проблема 2000 — лишь частный случай.

— Что касается Windows — какие версии не подвержены проблеме?
— Windows 98 не подвержена полностью. А для Windows 95 существует специальная "заплатка", которая устраняет проблему. Но если я на своем компьютере, например, пишу роман, на мне это никак это отразится.

Зона ответственности

За три месяца до 17 августа Правительство РФ издало распоряжение, в котором решило продемонстрировать мировому сообществу — куда еще всерьез намеревалось интегрировать — готовность достойно встретить 2000 год. Декларативная озабоченность одноименной проблемой требовала практических шагов. И за год до критической даты они последовали — поначалу долго раскачиваясь, региональные власти принялись таки бороться с пресловутой проблемой. Были созданы межведомственные комиссии. В обязанности им вменили — консультировать, анализировать, реагировать. В январе этого года временным органом обзавелось правительство Свердловской области. С главным специалистом областного Управления информатизации и телекоммуникаций и членом межведомственной комиссии по решению "Проблемы 2000" Татьяной Кохан побеседовал корреспондент ДК.

— Татьяна Федоровна, были ли из областного бюджета выделены деньги на решение "Проблемы 2000"? Вообще, комиссия — это отдельно финансируемая структура?
— Нет. Никаких дополнительных средств нам не выделяли. Работа комиссии входит в наши обязанности как сотрудников Управления информационных технологий.

— Какова тактика комиссии по обеспечению безопасности компьютерных систем предприятий Свердловской области?
— Мы работали с самими разными организациями на территории области, имеющими социальную значимость — в том числе с предприятиями, подведомственными
областному правительству. По нашему указанию на
территориях муниципальных образований были организованы рабочие группы либо назначены ответственные. Во все районы мы разослали методические материалы. Создали специальный сайт. Провели серию семинаров и заседаний, где заслушали отчетные выступления представителей различных отраслей.

— Вы работаете только с госструктурами?
— Преимущественно. Коммерческие организации, если не имеют возможности решать проблему собственными силами, прибегают к услугам центров компетенции — на территории области их действует пять, четыре из которых зарегистрированы у нас. Вместе с тем мы нередко сталкиваемся с предприятиями смешанной формы собственности — в этом случае нам бывает непросто оказать им помощь… Впрочем, такие крупные структуры, как "Уралтрансгаз" или "Свердловэнерго", в ней и не нуждаются. Они разработали свои планы и реализуют их силами собственных специалистов — о чем периодически нас уведомляют.

— Располагаете ли данными о состоянии готовности к "Проблеме 2000" среди подведомственных вам предприятий к сегодняшнему дню?
— Я располагаю ими по отдельным предприятиям и секторам. Однако у меня нет цифр, сгруппированных по тому или иному признаку. Считаю это очень субъективным. Все зависит от точки отсчета — либо от количества модифицированных информационных систем, либо от размера необходимых средств на дофинансирование работ и пр.

— В свою очередь, есть ли некий рейтинг готовности российских регионов?
— Как такового рейтинга нет. Однако у нас имеется довольно целостная картина общероссийской ситуации, связанной с "Проблемой 2000", — особенно в соседних областях. Надо сказать, что от них мы не отстаем — проведенный нами июльский семинар с участием коллег со всего Большого Урала и английскими специалистами это доказал.

— Планируется ли дежурство в новогоднюю ночь?
— Конечно. Более того, мы собираемся быть на связи с другими регионами, где "Проблема 2000" уже проявилась. И в случае чего оперативно реагировать на тревожные сигналы.

— Татьяна Федоровна, как лично вы оцениваете масштабы последствий "Проблемы 2000" в нашей области?
— Вся проделанная комиссией работа внушает мне уверенность, что катастрофы не случится.

"Проблема" стоит свеч…

В связи с постоянными сравнениями России и Запада особенно интересной представляется точка зрения иностранцев на "Проблему 2000". Корреспондент ДК встретился с консулом США по вопросам образования, культуры и прессы Кимбэрли Харганом.

— Господин Харган, в России распространено мнение о том, что "Проблема 2000" чрезмерно раздута. Как Вы считаете, она действительно надумана или опасность реальна?
— Более чем реальна. Дело ведь не только в старых программах — нередко когда пишутся новые версии, в них остается прежнее ядро, которое может не поддерживать переход к 2000 году. Кроме того, есть ещё микрочипы, которым, казалось бы, не нужно знать сегодняшнее число — в лифтах, микроволновых печах, тостерах и пр., где есть компьютерный контроль. Но из соображений стандартизации они также часто оказываются подвержены "Проблеме 2000". Хотя в России, мне кажется, этот вопрос стоит не так остро — просто потому, что меньше бытовой техники…

— Какая отрасль в России внушает США наибольшие опасения в плане готовности к 2000 году?
— Нас особенно беспокоят компьютеры, которые работают в российских энергетических сетях. Первое января — середина зимы, и если что-то случится с энергетикой, это отразится на всех. И неизвестно, сколько времени уйдет на устранение неисправностей, если они возникнут. Поэтому около месяца назад консульский отдел Госдепартамента США выпустил предупреждение американским гражданам, которые работают в России или собираются сюда приехать в начале января — с тем, чтобы они воздержались от этого. Даже работники консульства в России и члены их семей при желании могут вернуться в Вашингтон и первую половину января провести там.

— А Вы уезжаете или остаетесь?
— Я остаюсь. Каждый сам выбирает, уехать или остаться. Уже были высказывания в прессе, что это, мол, ещё одна попытка оскорбить Россию. Но на самом деле мы просто так оцениваем готовность России к встрече 2000 года. Есть ведь такая вещь, как опасность со стороны внешних партнеров. Вы можете решить "Проблему 2000" в своей организации, но не будете застрахованы от возможных сбоев "снаружи".
Мы надеемся, что американские компании уже справились с "Проблемой 2000", но что делать с международными коллегами? Это большой вопрос. Конгресс США даже принял закон, обязывающий Госдепартамент оценивать риск американских граждан в других странах.

— Наверное, опасения в первую очередь касаются российских ракет?
— В том числе. Но американским гражданам, которые работают здесь или планируют приехать в Россию в это время, я полагаю, ближе проблемы с возможным отключением тепла и света. Эти области и вызывают у нас наибольшую озабоченность.

— А как США оценивают свою готовность к 2000 году?
— Есть правительственная и частная сторона вопроса. Что касается Федерального Правительства, можно сказать, что 95-98% самых важных систем уже готовы. Серьезно заниматься "Проблемой 2000" в США начали более пяти лет назад. Я как раз тогда работал в отделе технологий в Вашингтоне.
Мы полагаем, что правительства Штатов готовы к встрече 2000 года в той же степени, что и Федеральное. А вот на местном уровне, особенно в маленьких городах и в деревне, возможно, будут проблемы — как в правительстве, так и в бизнесе. Потому что им либо не хватило средств, либо казалось, что "Проблема 2000" касается лишь крупных компаний…

— Как будут встречать Новый год рядовые американцы? Запасутся дровами, свечками, продуктами и поедут в деревню?
— Все будет, как всегда. Единственная рекомендация — воздержаться от путешествий за пределы США хотя бы до 5 января. Зато здесь, в Екатеринбурге, мы приобрели два генератора, запас топлива, электрические батареи и свечи. А также сухой паек. Такие меры принимаются в американских посольствах и консульствах по всему миру.

Самое читаемое
  • На Урале построят завод по производству микропроцессоров для использования в космосеНа Урале построят завод по производству микропроцессоров для использования в космосе
  • «Росспиртпром» стал частным. Этой приватизации ждали 20 лет«Росспиртпром» стал частным. Этой приватизации ждали 20 лет
  • Немецкий производитель стройматериалов Knauf отказывается от бизнеса в РоссииНемецкий производитель стройматериалов Knauf отказывается от бизнеса в России
  • Текучесть кадров в России достигла максимума. Треть работников регулярно меняют работуТекучесть кадров в России достигла максимума. Треть работников регулярно меняют работу
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.