ЧЕК-АП РЕБЕНКА: ГОТОВ ЛИ ОН К ШКОЛЕ? - Деловой квартал

ЧЕК-АП РЕБЕНКА: ГОТОВ ЛИ ОН К ШКОЛЕ?

ЧЕК-АП РЕБЕНКА: ГОТОВ ЛИ ОН К ШКОЛЕ? - Деловой квартал 1

Учебная мотивация у современных детей появляется только к 8-9 годам. Психолог — об адаптации к школе
Учебная мотивация у современных детей появляется только к 8-9 годам. Психолог — об адаптации к школе
Самый сложный период для первоклассника — с первой по четвертую неделю в школе. В среднем период адаптации заканчивается к пятой-шестой неделе. В этот период особенно важно соблюдать режим дня и обеспечить полноценный сон — не менее 10-11 часов.
«У будущих первоклассников еще есть время, чтобы обратиться к доктору»
«У будущих первоклассников еще есть время, чтобы обратиться к доктору»
Для первоклассников школа — серьезная проверка на прочность во всех сферах: эмоциональной, психологической, физической. Как снизить нагрузку и обеспечить естественное вхождение в новые жизненные реалии?
«Родители хотят получить волшебную таблетку, но гораздо эффективнее — наладить режим дня»
«Родители хотят получить волшебную таблетку, но гораздо эффективнее — наладить режим дня»
Когда речь заходит о подготовке детей к школе, внимание фокусируется главным образом на первоклашках. Но школьники — это дети до 18 лет. Нужно ли дополнительно готовить к долгому учебному году тех, кто учится уже не первый год?

Микрохирургия глаза

Учебная мотивация у современных детей появляется только к 8-9 годам. Психолог — об адаптации к школе

Самый сложный период для первоклассника — с первой по четвертую неделю в школе. В среднем период адаптации заканчивается к пятой-шестой неделе. В этот период особенно важно соблюдать режим дня и обеспечить полноценный сон — не менее 10-11 часов.

Елена ВасиленкоВолнительный период для каждого ребенка и его семьи — начало обучения в школе. Первоклассник должен привыкнуть к новым условиям жизни: адаптироваться к учителю и его требованиям, к одноклассникам и новому режиму дня. Родители будущих первоклассников задаются вопросом: как максимально подготовить ребенка к школе, что нужно сделать для того чтобы он благополучно вписался в классе? Ответ на него дает психолог Центра семейной медицины Елена Василенко.

Можно выделить три этапа, которые проходит первоклассник в период адаптации:

  1. «физиологическая буря» — все системы организма активно реагируют на стресс, вызванный новой жизненной ситуацией, ребенок тратит много сил и энергии;

  2. «неустойчивое приспособление» — психика и тело ищут баланс;

  3. «относительно устойчивое приспособление» — организм приходит к оптимальному варианту реакции на школьные впечатления.

Самым сложным можно назвать период с 1-й по 4-ю неделю. В это время важно соблюдать режим дня и организовать полноценный сон — не менее 10-11 часов. Гормон стресса кортизол у сонного школьника будет высок, что скажется на способности ребенка запоминать и быть внимательным. В среднем период адаптации заканчивается к 5-6 неделе посещения учебного заведения.

Медленная адаптация: чем вызвана и как бороться

Родителям стоит насторожиться, если через два учебных месяца ребенок будет отрицательно или равнодушно относиться к школе, часто жаловаться на самочувствие, находиться в подавленном настроении. К симптомам, которые также должны озаботить родителей, можно отнести такие: ребенок плохо усваивает учебный материал, школьные предметы не вызывают интереса, за прошедшие дни так и не появились друзья.

Медленную адаптацию к учебной жизни чаще всего вызывают такие проблемы:

  • неумение ребенка общаться и знакомиться;

  • незрелость познавательной активности — ребенок попросту не доиграл;

  • несформированность эмоционально-волевой сферы, когда ребенок с трудом контролирует свои желания, не может выполнять «скучные» школьные задания;

  • проблемы с памятью, вниманием и мышлением.

Зачастую от первоклассников, которые проучились в классе несколько месяцев, можно услышать: «Вот идет мальчик из моего класса, он живет в соседнем доме». Но при этом ребенок не может вспомнить его имени. Это говорит о коммуникативных проблемах. В их основе лежит слабо развитая эмоциональная сфера, которая отвечает за умение общаться, за способы выхода из конфликтов, понимание эмоций своих и окружающих людей.

Чтобы помочь малышу, родителям будет полезно выучить с ребенком имена учителей и одноклассников. «Альбомы дружбы» или анкеты, популярные в советском детстве — еще один хороший способ наладить общение. В анкете одноклассники смогут больше рассказать о себе, ребятам это поможет раскрыться и найти общие интересы.

Любопытство не порок

Учебная мотивация у современных детей появляется к 8-9 годам, поэтому в первом классе ребенку легче усваивать информацию как дошкольнику — то есть максимально ярко, наглядно, эмоционально. Родителю в этом плане будет полезно стимулировать детское любопытство. Сделать это проще всего через совместные занятия — чтение, конструирование и т.п.: они стимулируют естественное детское любопытство. Если в рабочие дни на это не хватает времени и сил, посвятите совместным занятиям выходные — вместо того, чтобы отправлять ребенка искать ответы в интернете. Безусловно, гаджеты стали неотъемлемой частью нашей жизни и абсолютно отказать в них детям не получится. Но стоит помнить, что готовые развлечения в планшетах и смартфонах не стимулируют детей к поискам ответов на свои вопросы, не позволяют развивать креативность и творчество в ребенке. Показывая эмоционально, что нам интересно разбираться вместе в энциклопедии, конструкторе, развивающей тетради, мы формируем познавательную активность, необходимую для обучения в школе.

Сказки и игры — для развития воли

В школе требуется эмоционально-волевая зрелость, т.е. способность ребенка длительное время выполнять не очень интересное задание и уместно контролировать свои эмоции. Проблемы в этой сфере проявляются в быстрой утомляемости, агрессивности, импульсивности, непонимании чужих чувств и настроений, тревожности, ребенок с трудом делает то что «надо». Столкнувшись с такой проблемой, родителю важно сохранить доверительный контакт, стараться избегать лишней критики, сохранять спокойствие. Взрослые могут воспользоваться методами игровой терапии и сказкотерапии для обучения правильному поведению, формирования положительного представления о себе, умения решать конфликтные ситуации.

Укрепить здоровье поможет нейропсихология

Родители первоклассников могут заметить, что ребенку тяжело даётся запоминание стихов, трудно сосредоточиться, он постоянно отвлекается, с трудом осваивает учебную программу. Это может быть признаком ослабления или снижения психических процессов (памяти, внимания, мышления, восприятия). Чем раньше начнется работа по коррекции и развитию данной сферы, тем легче будет дальнейшее обучение в школе. Современная наука успешно решает проблемы данного спектра с помощью такого направления, как нейропсихология. Методы нейропсихологической коррекции направлены не только на активизацию и коррекцию психических процессов, но и на сохранение и укрепление здоровья в целом.

ЧЕК-АП РЕБЕНКА: ГОТОВ ЛИ ОН К ШКОЛЕ? - Деловой квартал 2ЧЕК-АП РЕБЕНКА: ГОТОВ ЛИ ОН К ШКОЛЕ? - Деловой квартал 3ЧЕК-АП РЕБЕНКА: ГОТОВ ЛИ ОН К ШКОЛЕ? - Деловой квартал 4

«У будущих первоклассников еще есть время, чтобы обратиться к доктору»

Для первоклассников школа — серьезная проверка на прочность во всех сферах: эмоциональной, психологической, физической. Как снизить нагрузку и обеспечить естественное вхождение в новые жизненные реалии?

Ольга Клюжина«Чем раньше вы начнете готовить ребенка к школе, тем проще ему будет влиться в новую жизнь. Но даже если за пару недель до 1 сентября скорректировать привычный уклад, это сработает — конечно, при условии, что в дальнейшем новый режим будет соблюдаться», — уверена педиатр клиники «Гармония» Ольга Клюжина. Специально для DK.RU она рассказала, когда и каким врачам нужно показать будущего первоклассника, как выстроить распорядок дня и как организовать рабочее место.

К каким специалистам идти обязательно

— Дети идут в школу в разном возрасте: одни приходят в первый класс, как и положено, в семь лет, кто-то — почти в восемь, некоторые — еще в шесть. Перед поступлением, еще в детском садике (если они его посещают), как правило, проводятся разные медосмотры. Самое крупное обследование — в шесть лет: тогда ребенок посещает всех специалистов, от невролога до уроандролога или гинеколога, сдает анализы. Результаты этого обследования годны в течение года, поэтому если родители понимают, что этот срок вот-вот истечет, отдельных специалистов лучше посетить заново.

Отоларинголог, стоматолог, офтальмолог, хирург или ортопед — этих врачей нужно посетить в первую очередь. Вообще для ребенка любого возраста желательно раз в год проходить обследования у этих специалистов. Почему именно у них?

Офтальмолог. Сегодня, к сожалению, из-за повальной смартфонизации заболеваемость органов зрения с каждым годом растет. Если вовремя заметить изменения в зрении, можно его скорректировать так, что долгие годы ни очки, ни линзы ребенку не понадобятся.

Хирург-ортопед. Посещение этого доктора в современных условиях также обязательно: дети стали меньше двигаться, больше времени проводить сидя, с гаджетами в руках, — это все приводит к повышению заболеваемости опорно-двигательного аппарата. Специалист подскажет, есть ли проблемы у ребенка, как их можно исправить.

— Стоматолог. Профилактике заболеваний ротовой полости надо в принципе уделять как можно больше внимания. Нередко поражение эмали, развитие кариеса протекает бессимптомно, внешне болезнь не заметна, но она активно развивается. А дети с кариозными зубами более подвержены простудным заболеваниям, так как во рту постоянно находится очаг инфекции. Любой стресс или переохлаждение могут спровоцировать затяжную болезнь.

Отоларинголог или лор-врач. Причины — те же, что и для стоматолога: лор проверяет, нет ли скрытых очагов инфекции в носоглотке ребенка.

Если будущий первоклашка состоит на диспансерном учете, стоит посетить врача нужного профиля. Желательно это сделать за полгода, но если не успели, хотя бы за пару недель. Это касается не только детей с СДВГ — таким, конечно, обязательно проконсультироваться с неврологом, но и тех, кто состоит на учете у кардиолога, нефролога и так далее: врачи составят график посещений и прохождения обследований, если нужно, проведут медикаментозное лечение.

Конечно, перед школой неплохо было бы посетить педиатра: врач еще раз проверит состояние здоровья, посмотрит эмоциональный фон, проконсультирует родителей об организации рабочего места для школьника и подборе школьных принадлежностей — главным образом ранца.

Но если вы знаете, что в принципе ребенок здоров, на учете у специалистов не состоит, он активен, полноценно питается — можно обойтись и без походов по врачам.

Витамины нужны тем, кому их выписал врач

Существует заблуждение, что детям обязательно нужно пить витаминные комплексы — они улучшают иммунитет. Но покупать в аптеке такие препараты, советуясь с фармацевтом, — большая ошибка. Если ребенок полноценно питается и проводит на свежем воздухе достаточное количество времени, как правило, дополнительные витаминные комплексы ему не нужны. Тем более перед школой, после летних каникул, точно. Но, повторюсь, витамины не актуальны лишь для тех детей, которые получают полноценное питание. Мясо, рыба, овощи, фрукты, крупы, молочное и кисломолочное  — из этих продуктов должен состоять рацион ребенка.

В зимний период, когда хорошие овощи и фрукты в нашем регионе найти трудно, врач может выписать дополнительно витаминные комплексы. Но назначают их не просто так, а по показаниям: одному ребенку, допустим, необходимы витамины группы В, другому — А или С.

Единственный витамин, который необходимо принимать абсолютно всем уральским детям с возраста 21 дня и до 18 лет (и даже старше) — это витамин D. В солнечных регионах он в должном количестве вырабатывается организмом ребенка, но на Урале дефицит солнца. Даже в хорошее лето профилактическая доза витамина D должна ежедневно поступать в организм.

Еще один микронутриент, необходимый уральцам, — йод. Дефицит йода у нас и в воде, и в почве, и в продуктах, поэтому его надо восполнять с помощью препаратов. Принимать их надо круглогодично, начиная с возраста 1 год. Но если до сих пор по каким-то причинам ребенок не получал препараты йода, перед школой надо обязательно восполнить это упущение. Йод напрямую влияет на интеллектуальные способности, помогает переносить умственные и физические нагрузки, улучшает иммунитет. Без йода ребенок все время будет уставшим, может не успевать в школе, что приведет к эмоциональному истощению, как следствие — он будет чаще болеть.

Но самолечением заниматься не надо: дозы витамина D и йода, препараты, в которых они содержатся, должен назначить врач.

ЧЕК-АП РЕБЕНКА: ГОТОВ ЛИ ОН К ШКОЛЕ? - Деловой квартал 5

«Родители хотят получить волшебную таблетку, но гораздо эффективнее — наладить режим дня»

Когда речь заходит о подготовке детей к школе, внимание фокусируется главным образом на первоклашках. Но школьники — это дети до 18 лет. Нужно ли дополнительно готовить к долгому учебному году тех, кто учится уже не первый год?

ЧЕК-АП РЕБЕНКА: ГОТОВ ЛИ ОН К ШКОЛЕ? - Деловой квартал 6«У каждого возраста свои проблемы, и подростки нуждаются в заботе родителей не меньше, чем малыши», — уверена заведующая педиатрическим отделением клиники «Гармония», педиатр высшей категории Юлия Куликова. На что обратить внимание родителям старшеклассников, она рассказала DK.RU. А также дала советы, актуальные для школьников всех возрастов.

И для первоклашек, и для старших школьников основной врач — педиатр

— Рекомендации по посещению врачей для школьников среднего возраста и старшеклассников такие же, как для первоклашек: офтальмолога, ортопеда, стоматолога, невролога, лор-врача надо посещать хотя бы раз в год.

Но у детей, которые учатся не первый год, могут уже возникнуть какие-то проблемы со здоровьем. Чаще всего страдает зрение и опорно-двигательный аппарат, также могут начаться проблемы с желудочно-кишечным трактом — из-за неправильного питания. В подростковый период нелишним будет показаться эндокринологу — особенно если у ребенка наблюдается вялость, усталость, повышенная жажда, ощущение потливости, ребенок быстро набирает вес или, наоборот, теряет его. Это могут быть признаки диабета — это заболевание, к несчастью, тоже молодеет. У старшеклассников, особенно тех, кому предстоит сдавать ОГЭ и ЕГЭ, может наблюдаться повышенная тревожность, стрессонеустойчивость — это прямые показания для того, чтобы обратиться к неврологу.

Чтобы не бегать наугад к врачам, лучше вначале посетить педиатра: он осмотрит ребенка, соберет анамнез и даст направления к тем специалистам, которым действительно нужно показать школьника и также составит список рекомендаций для родителей — как скорректировать нагрузку и режим дня. Как правило, у родителей сегодня не так много времени, чтобы тратить его на постоянные походы с ребенком по врачам, поэтому лучше выбрать медучреждение, где предлагают весь спектр услуг: консультации специалистов, анализы, УЗИ и т.д.

Режим дня важнее витаминов и таблеток

Зачастую родители, приходя к врачу, хотят получить волшебную таблетку, которая избавит от проблем их ребенка и их самих. Но врач вместо рецепта на препарат дает рекомендации о том, как улучшить режим дня. Это требует дисциплины, соблюдать ее сложно, поэтому простые, но крайне эффективные способы улучшить здоровье школьников просто не используются.

А режим важен и первоклашкам, и среднему звену, и детям, которые считают себя вполне взрослыми, чтобы ложиться спать посреди ночи.

Но чтобы ребенок успевал в школе, он должен как следует восстанавливаться во время сна. Спать — и шести-, и шестнадцатилетним — надо не менее 9-10 часов в сутки. Так что если старшеклассник встает в восемь утра, значит, в 22:00 он должен уже спать.

Уроки нужно сделать за несколько часов до этого: чтобы голова переключилась на другие мысли, не касающиеся занятий.

Одна из самых сложных, пожалуй, тем сегодня — гаджеты. Для малышей время общения с телефоном , компьютером, телевизором нужно сократить до 40 минут в день. При этом за четыре часа до сна — никаких экранов. Поверьте, полчаса компьютерных игр возбуждают нервную систему ребенка больше, чем два часа активных игр на свежем воздухе. А возбужденная нервная система — это поверхностный, быстрый сон, недостаток мелатонина, который вырабатывается исключительно во время медленной фазы сна. Получается, что ребенок спит положенные 10 часов, но встает разбитый, утомленный — потому что медленного сна было недостаточно.

Булочки, газировка, шоколадки на ночь — еще одна причина поверхностного сна. Быстрые углеводы приводят к выбросу в кровь инсулина, а он — прямой антагонист мелатонина. Так что такую пищу на ночь есть нельзя.

Питанию вообще нужно уделять много внимания. Завтрак должен быть обязательно горячим: каша, омлет — отличный вариант.  В течение дня ребенок также должен получать горячую пищу. Для подростков, особенно девочек, красное мясо минимум для раза в неделю — необходимость: за счет этого продукта они восполняют гемоглобин, который ежемесячно теряется в связи с физиологическими процессами.

Питьевой режим также важен: не менее 0,5 литра воды в день должны выпивать младшеклассники. К старшему возрасту эта норма увеличивается до 1,5 литров.

1-2 часа в день ребенок должен находиться в активном состоянии: гулять, бегать, прыгать, заниматься спортом. Даже если по медицинским показателям спорт запрещен, обязательно должны быть прогулки на свежем воздухе или бассейн — он, как правило, показан при любых заболеваниях.

Вакцинопрофилактика — лучший способ остаться здоровым

Говоря о подготовке к школе невозможно не упомянуть о вакцинации. Сегодня это острая тема, вызывающая много споров, но медпрактика современных западных стран, да и опыт советской медицины, показывает, что прививки до минимума снижают, а то и вовсе убирают из популяции инфекционные заболевания.

Если нет противопоказаний, перед школой дети должны получить вакцину от гриппа. А основное противопоказание для этой прививки — аллергия на белок куриного яйца. Если реакции на яйца нет, можно смело прививаться.

Некоторым первоклассникам по показаниям нужно провести ревакцинацию против туберкулеза — поставить БЦЖ. Это актуально для детей, у которых не сформировался рубчик после первой прививки (она делается через несколько дней после рождения), или же для тех детей, у которых был неадекватный ответ на реакцию Манту.

Также первоклассникам надо сделать ревакцинацию против дифтерии и столбняка. Если малыш не переболел ветрянкой до семи лет, лучше ему поставить прививку от ветряной оспы. Вакцина защищает на срок 10-20 лет, уменьшает риск осложнений, среди которых — пневмония, опоясывающий лишай.

Родителям следует убедиться, что ребенок привит от кори. Сегодня ситуация с этим заболеванием близка к эпидемии, хотя еще лет 15 назад корь считалась побежденной: тогда вакцину ставили около 99% населения. Сейчас слишком много непривитых, что и вызвало вспышку кори. Это серьезное заболевание, с тяжелейшими осложнениями, со 100-процентной вирулентностью, то есть у непривитого человека нет шансов не заразиться после общения с инфицированным ребенком.

К современным вакцинам, которые не входят в национальный прививочный календарь, но которые мы рекомендуем всем родителям, относится вакцина против менингококковой инфекции. Бактериальный менингит – одно из заболеваний, вызывающих тяжелые неврологические осложнения, очень часто инфекция приводит к смерти. Вакцина хорошо защищает от болезни и имеет минимум противопоказаний.

Отмечу, что сегодня вакцины более щадящие, чем были 20-30 лет назад, они очищены, побочные эффекты сведены к минимуму. Думающие родители понимают, что вакцинация — это безопасность ребенка.

По опыту нашей клиники могу сказать, что семьи, которые следуют нашим рекомендациям по вакцинации, по организации работы и досуга — ребенка и в целом семьи, — в итоге обращаются к специалистам только в целях профилактики. Болезней, особенно серьезных, удается избегать.

ЧЕК-АП РЕБЕНКА: ГОТОВ ЛИ ОН К ШКОЛЕ? - Деловой квартал 7ЧЕК-АП РЕБЕНКА: ГОТОВ ЛИ ОН К ШКОЛЕ? - Деловой квартал 8

ЧЕК-АП РЕБЕНКА: ГОТОВ ЛИ ОН К ШКОЛЕ? - Деловой квартал 9