Бизнес и Закон - Деловой квартал

Бизнес и Закон: как сохранить бизнес, деньги и личную свободу

Взаимодействие с налоговой, бухгалтерская отчетность, трудовое законодательство… Предприниматели едва ли не ежедневно сталкиваются с необходимостью решать разные юридические вопросы. О том, как находить правильные решения в непростых ситуациях, в спецпроекте DK.RU рассказывают лучшие эксперты Екатеринбурга.

Чем обернутся для дачников поправки в Градостроительный кодекс
Чем обернутся для дачников поправки в Градостроительный кодекс
Марат Закиров, заместитель директора ГПК «Вердиктум»
Купите себе немного свободного времени. Как вести бизнес без бумажной «волокиты»
Купите себе немного свободного времени. Как вести бизнес без бумажной «волокиты»
Петр Артемьев, руководитель практики корпоративного права юридической фирмы «ЛЕКС АССИСТЕНТ»
«Не все так страшно». Десять неожиданно приятных фактов о налогах
«Не все так страшно». Десять неожиданно приятных фактов о налогах
Юлия Мазеина, директор аудиторской бухгалтерской компании «Счетовод»
Как победить  работника в трудовом споре. Правильно оформляем кадровые документы
Как победить работника в трудовом споре. Правильно оформляем кадровые документы
Артём Страшнов, управляющий партнер юридической компании «Бенефактум»

Чем обернутся для дачников поправки в Градостроительный кодекс

Хотите построить или реконструировать дом? Уведомите об этом орган местного самоуправления. Соответствующие поправки в Градостроительный кодекс РФ вступили в силу 4 августа 2018 г.

Бизнес и Закон - Деловой квартал 1В России появился единый порядок строительства и реконструкции дачных домов. Правила распространяются и на некоммерческие садовые товарищества, и на тех, кто строит индивидуальные жилые дома в населенных пунктах.

Уведомление о начале строительства подается в администрацию муниципального образования, на территории которого находится земля. В нем необходимо отразить ФИО (наименование) и адрес застройщика, контактные данные, кадастровый номер земельного участка, информацию о разрешенном виде использования земельного участка, параметры планируемого дома.

Уведомление можно подать лично, через многофункциональные центры, портал госуслуг или отправить почтой.

Порядок строительства и оформления права собственности дома носит уведомительный характер. Но прежде чем приступить к строительству, необходимо дождаться положительного ответа от властей. Администрации дается 7 рабочих дней на проверку уведомления и направление ответного. В нем будет содержаться информация о соответствии (либо не соответствии) объекта ИЖС или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения дома на запрашиваемом земельном участке.

Законом установлены допустимые параметры садовых домов и домов ИЖС:

     1. Не более трех надземных этажей;
     2. Максимальная высота дома – 20 метров;
     3. Дом не предназначен для деления на самостоятельные объекты недвижимости.

Администрация может отказать в строительстве, если объект не соответствует этим нормам.

Если застройщик приступит к работам, не дождавшись ответа властей, его действия будут квалифицированы как самовольное строительство. Администрация вправе обратиться в суд с иском о сносе самовольной постройки или ее приведению в соответствие с градостроительным законодательством.

Как быть тем, кто на 04.08.2018 уже начал строить дом? Надо ли подавать уведомление в администрацию? Нет, если к 04.08.2018 застройщик уже получил разрешение на строительство. Наличие разрешения на строительство подтверждает, что действовавшие в тот момент нормы градостроительного законодательства соблюдены. Вносимые поправки не имеют обратной силы. Если работы велись без разрешения на строительство, застройщик должен направить уведомление о начале строительства в администрацию муниципального образования.

Нежилые хозяйственные постройки – бани, подсобки, летней веранды – выполняют вспомогательную функцию. Закон не требует уведомлять власти о начале их строительства.

После завершения строительства дома застройщик обязан направить в администрацию муниципального образования новое уведомление с приложением технического плана дома. Срок – 1 месяц со дня завершения строительства. К уведомлению необходимо приложить технический план дома. Администрация муниципального образования обязана в течение 7 дней отправить ответное уведомление.

Собственнику дома не надо подавать документы на регистрацию права собственности в Росреестр. Это сделает администрация после выдачи уведомления о соответствии дома всем параметрам градостроительного законодательства. 

К сожалению, очень часто власти безосновательно отказывают застройщикам в выдаче разрешений либо в согласовании строительства домов. Такие отказы необходимо оспаривать в суде. Обращайтесь за квалифицированной юридической помощью, не сдавайтесь, стройтесь!

Бизнес и Закон - Деловой квартал 2

ГПК «Вердиктум»,

Екатеринбург, Челюскинцев, 2, оф 71 (ДЦ «Микрон»)

8 804 333 71 01

+7 343 302 00 60

https://verdiktum.ru/

Прогнетесь под ФНС – потеряете миллионы. Успешный кейс по вычету НДС от ГПК «Вердиктум»

Решение налоговой инспекции далеко не всегда правомерны, и если у собственника бизнеса возникают малейшие сомнения в действиях ФНС, необходимо срочно обращаться за квалифицированной юридической помощью.

Бизнес и Закон - Деловой квартал 3

Предприниматели Свердловской области являются активными участниками внешнеэкономической деятельности: по данным таможенной службы, за прошлый год на Среднем Урале закупили иностранных товаров на $3,7 млрд. Импортные товары облагаются «входящим» налогом, который в последствии можно возместить налоговым вычетом НДС. Однако налоговая инспекция далеко не всегда готова согласовать положенный предпринимателю вычет. Представляем вам актуальную консультацию юриста. О том, как предпринимателю добиться положенного по закону возмещения,  рассказал заместитель директора ГПК «Вердиктум» Марат Закиров.

 Налог на добавленную стоимость - это косвенный федеральный налог, который предприниматели исчисляют при реализации товаров, выполнении работ, оказании услуг. Налогоплательщики имеют право уменьшить сумму НДС для уплаты в бюджет на сумму налога, уплаченного своим поставщикам. По сути он является разницей между суммой НДС с выручки и суммой НДС с приобретенных товаров, оказанных вам услуг или сделанных работ. Вычетам подлежат, в том числе, и суммы налога, исчисленного и уплаченного налогоплательщиком при ввозе импортных товаров на территорию России для последующей перепродажи (согласно пп. 2 ч. 2 ст. 171 НК РФ). Предприниматели часто задают вопрос юристу по поводу вычета НДС.

Теперь рассмотрим ситуацию. ООО «Торговый дом» (наименование компании изменено) закупило у японских поставщиков партию мяса «вагю» для последующей перепродажи в России. Согласно законодательству, сумму «входящего» налога, которую компания уплатила в федеральный бюджет на таможне при ввозе товара, принимают к вычету. Но ИФНС отказывает им в этом и принимает решение до начислить обществу 16 млн. рублей налога на добавленную стоимость. 

Налоговая мотивировала это решение тем, что компания приобрела импортный товар по завышенным ценам относительно уровня рыночных цен на соответствующий товар в России, и как следствие, это привело к принятию обществом к вычету сумм НДС в завышенном размере. Свое решение ИФНС обосновывала статьей 40 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно положениям которой инспекция вправе проверять правильность применения цен на товары (работы, услуги) при отклонении их более чем на 20 % в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиками по идентичным товарам (работам, услугам). Естественно, компании потребовались услуги юриста, чтобы отстоять свою точку зрения. 

Итак, на кону 16 млн руб. Права ли в этом случае налоговая? Отстаивая интересы компании в Верховном суде РФ, мы смогли доказать, что решение ФНС было неправомерным.

Несомненно, статья 40 Налогового кодекса РФ предоставляет право налоговой инспекции проверять правильность применения цен на товары. Но НК РФ не содержит положений, позволяющих налоговому органу оценивать произведенные налогоплательщиком платежи по налогу на добавленную стоимость с позиции экономической целесообразности, рациональности и эффективности хозяйственных взаимоотношений.

Компания приобрела у иностранных поставщиков мясную продукцию и при ввозе на территорию России уплатила в бюджет НДС в соответствующем размере (исходя из примененной сторонами сделки импортной цены товара), что подтверждается необходимыми документами.  Импортный товар был принят обществом к учету и использован в облагаемой налогом деятельности, а принятая обществом к вычету сумма налога соответствует сумме налога, уплаченной в бюджет при ввозе названного товара на территорию РФ.

Суд установил, что ООО «Торговый дом» купило мясную продукцию у японских поставщиков, уплатило при ввозе на территорию РФ в бюджет НДС в соответствующем размере (исходя из той цены товара, которая была определенна в сделке). Ввезенный товар был оприходован обществом, принят к учету, и принятая обществом к вычету сумма НДС полностью «бьется» с суммой НДС, которая была уплачена при ввозе товара в РФ. Таким образом, требования законодательства к вычету НДС полностью соблюдены.

Приобретение же импортного товара по более высокой цене относительно цен, действующих на рынке РФ, само по себе не является нарушением интересов государственного бюджета и не означает получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды.

В результате активной правозащитной работе юристов нашей компании решение ИФНС о доначислении НДС ООО «Торговый дом» в сумме 16 млн. рублей было признано недействительным.

Из этого кейса можно сделать важный вывод. Действия налоговой инспекции далеко не всегда являются правомерными, даже в тех случаях, когда она подкрепляет их ссылками на налоговое законодательство. При возникновении малейших сомнений настоятельно рекомендуем обращаться за квалифицированной юридической помощью. Ведь как показывает вышеприведенный пример, такое сомнение может обойтись вам в миллионы рублей.

Бизнес и Закон - Деловой квартал 4

ГПК «Вердиктум»,

Екатеринбург, Челюскинцев, 2, оф 71 (ДЦ «Микрон»)

8 804 333 71 01

+7 343 302 00 60

https://verdiktum.ru/

Купите себе немного свободного времени. Как вести бизнес без бумажной «волокиты»

Бытует мнение, что бухгалтерия или юридическое сопровождение, переданные на аутсорсинг, избавят собственника бизнеса от большей части «головной боли». Но на деле они могут создать еще больше проблем.

Бизнес и Закон - Деловой квартал 5Услуги бухгалтерского и юридического аутсорсинга с каждым годом становятся все более популярными в среде малого и среднего бизнеса. Однако излишнее увлечение услугами «на стороне» может привести к негативным последствиям. Малый и средний бизнес в погоне за снижением издержек начинает применять «аутсорсинг» практически всего, что возможно перевести на дистанционное обслуживание, и часто взаимодействие с такими сторонними помощниками загружает собственников и управленцев больше, чем самостоятельное ведение дел. О том, как этого избежать, рассказывает руководитель практики корпоративного права юридической фирмы «ЛЕКС АССИСТЕНТ» Петр Артемьев.

 Первым шагом на этом пути становится «бухгалтерский аутсорсинг». Пару месяцев предприниматель, воспользовавшийся такой услугой, пребывает в эйфории, однако в последствии радость от совместной работы с приходящим бухгалтером, как правило, меркнет. Часто это происходит, когда появляется необходимость решить вопрос, выходящий за рамки компетенций рядового бухгалтера – работа с претензиями поставщиков и покупателей, заключение новых договоров, отстаивание интересов компании в суде. Предпринимателю нужен юрист.

Что делает в таком случае предприниматель? Он идет по проторенной дороге: назначается консультация юриста, после чего он нанимает «приходящего» специалиста или заключает договор «юридического аутсорсинга» или «комплексного обслуживания» с какой-нибудь консалтинговой компанией, чтобы справиться с возникшими вопросами.

В результате сотрудникам компании так или иначе приходится уделять время для работы с приходящими специалистами, задавать вопросы юристу онлайн. Сам же собственник или руководитель бизнеса опять будет вынужден ставить задачи, контролировать их выполнение, и «стыковать» между собой людей. 

Решение этой общей для многих бизнесов проблемы есть — это комплексное обслуживание по смежным вопросам. Например, наша компания довольно длительное время занимается планомерным внедрением услуги «администрирования документооборота» — это симбиоз бухгалтерского и юридического обслуживания.

Как показывает практика, собственника бизнеса мало интересует, кто и как  будет выполнять роль бухгалтера и юриста. Главное — положительный результат их работы, небольшие затраты, и высвободившееся свободное время, которое можно потратить на развитие своего дела. Именно свободное время в конечном итоге дают такие комплексные системы аутсорсинга, когда компания, с которой вы заключаете договор, берет на себе полное ведение бухгалтерии, с формированием и сдачей отчетности, начислением заработной платы и подготовкой отчетных документов, а юридические аспекты передаются квалифицированным юристам для подготовки готового решения.

При таком подходе к делу клиенту остается поставить задачу, предоставить контактную информацию своего контрагента и ждать готового результата. У него отпадает необходимость самому запрашивать документы у покупателей и поставщиков, готовить ответы на запросы налогового органа, отслеживать наличия договоров перед оплатой или их актуальность. Самое главное, что взаимодействие всех лиц происходит без привлечения клиента к решению элементарных вопросов и задач, что существенно экономит время предпринимателя.

При выборе компании, которая оказывает такие комплексные услуги, обратите внимание на то, как формируется стоимость ее услуг. Например, фиксированная абонентская плата за определенный пакет может привести к значительным переплатам. Предположим, пакет подразумевает начисление заработной платы 10 сотрудникам и возможность обратиться к юристам до пяти раз. При этом данной компании требуется начисление зарплаты трем сотрудникам, а консультация юриста не требуется. Фирма оказывается в ситуации, при которой оплачивает те услуги, которыми она не пользуется.

Заранее выясните подход к ценообразованию компании, с которой вы заключаете договор. В идеальном случае она должна сформировать предложение исходя из потребностей каждого клиента и его пожеланий.

Бизнес и Закон - Деловой квартал 6

ЮК Lex Assistent

г. Екатеринбург, ул. Шейнкмана 9, офис 103А

8 (343) 3-454-454

http://www.pravo66.ru/

«Не все так страшно». Десять неожиданно приятных фактов о налогах

Какие налоговые льготы вам полагаются, как законно сэкономить на налогах и вернуть излишне уплаченные несколько лет назад страховые взносы – в подборке на DK.RU.

Бизнес и Закон - Деловой квартал 7Налоговое законодательство становится все жестче, и многие предприниматели говорят о том, что налоговая нагрузка стала для них непосильной. О том, как ее можно законно снизить, и почему в Свердловской области выгодно регистрировать и вести бизнес, DK.RU рассказала директор Аудиторской Бухгалтерской Компании «Счетовод» Юлия Мазеина.

Итак, факт №1. В Свердловской области одна из самых низких ставок УСН «Доходы-минус расходы» в России. Похвастаться этим могут лишь несколько регионов. И наш – один из них. Ставка УСН 5% – на отдельные виды деятельности и 7% – на все остальные. Так что смело регистрируйте бизнес в Свердловской области.

Факт №2. Если вы планируете впервые открывать ИП, то знайте, что для отдельных категорий бизнеса налоговая ставка составит 0% (для 31 вида деятельности на УСН и для 15 – на патентной системе). Это те самые налоговые каникулы, которые государство предоставило начинающим предпринимателям. Они действуют со дня регистрации ИП в течение двух налоговых периодов. Закон действует до конца 2020 г.

Факт №3. Некоторые категории предпринимателей могут платить пониженные страховые взносы. При выполнении определенных условий льготы предоставляются: организациям и ИП на УСН (а также совмещающим УСН и ЕНВД), ИТ-компаниям, аптекам на ЕНВД, ИП на патенте, обществам и партнерствам на УСН; некоммерческим и благотворительным организациям на УСН. Вы можете задать уточняющий вопрос юристу по этому поводу. 

Факт №4. ИП на ЕНВД без наемных сотрудников могут не применять онлайн-кассы до 1 июня 2019 г. А если ККТ уже приобретена, то можно уменьшить ЕНВД на сумму до 18 тыс. руб. за каждый кассовый аппарат. Это право на вычет действует при условии регистрации ККТ в ФНС в период с 1 февраля 2018 г. до 1 июля 2019 г.

Факт №5. ИП и ООО на ЕНВД могут уменьшить налоговый платеж до 50%, если будут официально трудоустраивать сотрудников и платить за сотрудников страховые взносы. Работать с белыми зарплатами становится выгодно!

Факт №6. Компании на ОСНО, занимающиеся реализацией продовольственных товаров, товаров для детей, периодических печатных изданий и книг, медицинских товаров, пока еще могут платить пониженный НДС – 10%.

Факт №7. Специальная ставка НДС 0% используется при продаже товаров, вывезенных на экспорт, и товаров, размещенных в свободной таможенной зоне. Это означает, что возможно уменьшить текущий налог (на сумму ранее уплаченного НДС при покупке товаров, отправленных на экспорт) или полностью возместить его из бюджета.

Факт №8. Уже в 2018 г. компания может без увеличения налоговой нагрузки оплачивать сотрудникам путевки на санаторно-курортное лечение через добровольное медицинское страхование ДМС. Эти затраты уменьшают налогооблагаемую прибыль и не облагаются НДФЛ и страховыми взносами.

А с 2019 года в оплате отдыха произойдут еще более приятные изменения как для собственников бизнеса, так и для их сотрудников. Тут нужен юрист для уточнения подробностей.

Факт №9. У организаций появится возможность сократить налогооблагаемую прибыль, компенсируя работнику и членам его семьи стоимость отдыха на Российских курортах (включая билеты, оплату гостиницы и экскурсии) до 50 тыс. руб. в год. Это прекрасный способ поощрить ценных сотрудников и повысить лояльность к предприятию.

Факт №10. ИП могут вернуть излишне выплаченные страховые взносы за 2015 г.
Суть в том, что если вы индивидуальный предприниматель и ведете свою деятельность, как минимум, с 2014 г., выплачивая налоги по системе налогообложения «доход минус расход», то в 2014-2015 гг. вы точно заплатили больше, чем полагалось, страховых взносов с сумм, превышающих 300 тыс. руб.

И вот почему так получилось. До 2016 г. ситуация со страховыми взносами 1% с дохода, превышающего 300 тыс. руб., была прописана в законодательстве нечетко, поэтому ПФР считала, что справедливым будет начислить 1% со всей выручки предпринимателя, а не как положено – с чистой прибыли.

С 2016 г. эта неточность в законодательстве была устранена. Но пересчитывать и возвращать излишне уплаченные взносы добровольно ПФР, конечно же, не собирается.
Но хотим вас обрадовать – эти деньги можно возместить. И если вернуть взносы за 2014 г. не удастся, т.к. истек срок исковой давности, то за 2015 г. – элементарно.

На данный момент наши сотрудники уже помогли вернуть деньги 30 индивидуальным предпринимателям. Более 2 млн руб. было взыскано из бюджета в пользу ИП.

Кстати, если тоже хотите вернуть свои деньги, то стоит поторопиться, т.к. срок исковой давности за 2015 г. истечет с первым ударом курантов 31 декабря 2018 г.

За подробностями обращайтесь в АБК «Счетовод»:

Бизнес и Закон - Деловой квартал 8

г. Екатеринбург
офис «Демидов»: ул. Бориса Ельцина, д. 3/2, оф. 20.02,
офис «Гринпарк»: ул. Розы Люксембург, д. 22, оф. 613,
офис «Ботаника»: ул. Крестинского, д. 46а, оф. 600,
тел. +7 (343) 288-75-77
www.schetovod2006.ru
e-mail: info@sсhetovod2006.ru

Проверяем контрагента перед сделкой. Четыре простых шага, которые обезопасят ваш бизнес

Нашли компанию, заключили договор, внесли предоплату, и не увидели ни денег, ни товара? К сожалению, сегодня это - не редкая ситуация. Как предотвратить подобное  – читайте в материале на DK.RU.

Бизнес и Закон - Деловой квартал 9Сегодня выбор партнеров по сделке можно сравнить с игрой «Сапёр»: здесь каждый шаг чреват негативными последствиями. И риски многократно возрастают, если при заключении договора вы не проверили должным образом надежность контрагента. Неосмотрительный выбор партнера может спровоцировать неприятные вопросы у налогового инспектора (а потом и проверки, штрафы), вам грозит потеря времени, денег и нервов, а порой – и бизнеса. Что нужно сделать, чтобы этого не произошло, рассказывает управляющий партнер юридической компании «Бенефактум» Денис Валдеев.

Рассмотрим стандартную ситуацию: фирма нашла в интернете сайт с интересующим товаром, связалась по телефону с менеджером, дистанционно заключила договор, внесла предоплату и… тишина. Деньги ушли, товар не пришел, а менеджер перестал брать телефонную трубку. Разумеется, исключить такую ситуацию на 100% невозможно, но комплексная проверка контрагентов значительно минимизирует риски при заключении сделки. Это вам подтвердит любой юрист. 

С учетом большого количества источников информации такая проверка не займет много времени. Единой методики ее проведения нет, но существует ряд правил, которым мы бы советовали следовать.

Во-первых, в обязательном порядке необходимо получить учредительные документы: устав, приказ о назначении директора, свидетельство о государственной регистрации или лист записи о внесении сведений в ЕГРЮЛ, лицензию при наличии. Их можно запросить у самого контрагента (попросите, чтобы его юрист онлайн выслал их вам) или частично получить с помощью общедоступных сервисов - например, «Проверь себя и контрагента» на сайте ФНС. Эти документы покажут, как давно существует организация, действует ли она в настоящее время, кто является участниками организации, лицом, принимающим решения, каков размер уставного капитала.

Не лишним будет также заглянуть на порталы «Федресурс» и «Вестник государственной регистрации», чтобы убедиться, что организация не находится в процессе исключения из ЕГРЮЛ, ликвидации или банкротства.

Во-вторых, необходимо осведомиться о финансовом положении организации. Безусловно, лучше всего получить данные о бухгалтерской отчетности непосредственно у контрагента, но если это нереально, можно воспользоваться одним из широко распространенных платных сервисов. Кроме того, имеется возможность получить информацию о наличии задолженности по оплате налогов и сборов (сайт ФНС), судебных дел (сервис «Картотека арбитражных дел»), исполнительных производств (сайт ФССП), а также заключенных госконтрактах (Портал закупок).

Анализ собранных данных поможет оценить финансовые риски при заключении сделки. Кроме того, сопоставив учредительные документы и финансовые активы организации, вы можете обнаружить дополнительные препятствия заключению договора, например, необходимость получения согласия органов управления на совершение крупной сделки в хозяйственных обществах.

В-третьих, необходимо провести правовой анализ договора на предмет наличия в нем подводных камней. Так, если со стороны контрагента договор подписывает не исполнительный орган, а лицо, действующее по доверенности, стоит запросить саму доверенность, проверить наличие полномочий. Важно убедиться, что лицо, выдавшее доверенность, имеет на это право и в курсе сути заключаемой сделки. При необходимости, назначьте для этого консультацию юриста. 

Также стоит внимательнее отнестись к процедурным моментам – когда и в какой очередности осуществляется исполнение, прописана ли предоплата и в каком размере. Вариант со стопроцентной предоплатой чреват отсутствием даже минимального исполнения и является более рискованным, нежели поэтапная оплата по факту исполнения второй стороной своих обязательств.

В-четвертых, важно собрать данные о деловой репутации контрагента. Полезной может быть любая информация - отзывы клиентов в интернете, сведения, полученные по запросу в поисковых системах, посещение офиса и личное общение с руководством или сотрудниками, осмотр производственных мощностей и помещений. Кроме того, постоянно увеличивается количество доступных сервисов проверки – адреса «массовой регистрации», список руководителей и учредителей (участников) нескольких юридических лиц, черный список ФНС (все – сервисы ФНС), список недобросовестных поставщиков (Портал закупок) и иные.

Любая сделка сопровождается огромным количеством рисков, и важно заранее их выявить, проанализировав всю доступную информацию. Имея на руках юридическое заключение до подписания договора с потенциальным контрагентом, можно смоделировать самые негативные сценарии на бумаге. Практика показывает, что проверка контрагента, в среднем, снижает количество споров по сделкам более чем на 50%. Такая профилактика представляется более рациональной, чем попытки «тушения уже возникшего пожара».

Бизнес и Закон - Деловой квартал 10

г. Екатеринбург, ул. Кузнечная, д. 81 оф. 29
Тел: 8 343 345 48 98, +7 967 639 48 98

http://www.yuruslugi66.ru

Как победить  работника в трудовом споре. Правильно оформляем кадровые документы

Ежегодно в судах рассматривают сотни тысяч трудовых споров. Причем, законодательство, как правило, выступает на стороне сотрудника. Как работодателю отстоять свои права и избежать штрафов – читайте на DK.RU.

Бизнес и Закон - Деловой квартал 11

Многие российские предприниматели уже научились неплохо разбираться в договорных правоотношениях и порой не хуже, чем юрист, могут дать консультацию по налоговому праву. А вот трудовое право для большинства собственников и топов компании остается темным лесом. При этом HR-менеджеры чаще занимаются не кадровым администрированием, а вопросами развития персонала. Поэтому кадровыми документами, по сути, не занимается никто, и пребывают они во многих компаниях в крайне плачевном состоянии.

А между тем, количество судебных споров в сфере трудового права с каждым годом растет. Если в 2014 год в российских судах рассматривалось чуть больше 460 тыс. трудовых споров, то в 2016 эта цифра перевалила за 520 тыс., а в 2017 – почти  590 тыс. дел. И в любом споре важным аргументом становится кадровая документация.

Как же предпринимателю обезопасить себя от претензий со стороны работников и государственных органов? В первую очередь – корректно оформлять и подписывать документы с работниками и при необходимости задавать вопрос юристу. Подробнее об этом DK.RU рассказал управляющий партнер юридической компании «Бенефактум» Артём Страшнов.

1. Нужен ли трудовой договор?

Закон четко дает ответ на этот вопрос – однозначно нужен! За отсутствие трудового договора хотя бы с одним из работников работодателю – юридическому лицу грозит штраф до 100 тыс. руб., а при повторном нарушении – до 200 тыс. руб.

Наивно полагать, что при отсутствии договора работник или инспектор труда не смогут доказать факт трудовых отношений. Практика знает случаи, когда доказательством служили корпоративная почта, электронные письма, аудио и видеозаписи, показания свидетелей, рабочая форма и даже бейджик.

Чтобы скрыть факт трудовых отношений, некоторые работодатели заключают с сотрудниками договоры оказания услуг, но этой схемой давным-давно никого не обмануть: суды и трудовая инспекция научились отличать настоящий договор оказания услуг от того, которым пытаются замаскировать трудовые отношения.

Рекомендуем убедиться, что вы заключили  трудовые договоры со всеми работниками, и на каждом из них есть отметка и подпись сотрудника о получении второго экземпляра. В договоре должна быть указана должность, место работы, режим рабочего времени, согласие на обработку персональных данных и должностные обязанности.

2. Испытание при приеме на работу.

Испытательный срок при приеме на работу для новичков устанавливают все, но правильно делают это единицы. Важно не только написать в трудовом договоре: «работнику устанавливается испытательный срок три месяца», но и четко указать критерии прохождения испытания.

В противном случае, если вы уволите сотрудника в связи с тем, что он не выдержал испытание, он сможет убедить суд или инспекцию по труду, что ему никто не объяснил, что нужно сделать для успешного прохождения испытательного срока.

Еще один момент, касающийся испытательного срока: не прописывайте, что на время испытательного срока сотрудник будет получать пониженную зарплату! Это – нарушение трудового законодательства, об этом вам сообщит любой юрист.

Будьте хитрее. Например, закон не запрещает устанавливать для сотрудников одной должности «вилку» по заработной плате. Абсолютно законно, если люди одной должности, но разной квалификации получают немного разное вознаграждение за свою работу.

Итак, трудовой договор с условием об испытательном сроке подписан. Не забудьте внести в трудовую книжку работника запись о приеме на работу и вынести приказ от его трудоустройстве. Что дальше?

3. ПВТР - что это за зверь?

ПВТР (или Правила Внутреннего Трудового Распорядка) – это локальный акт организации, который по большей части дублирует и конкретизирует положения трудового кодекса, поэтому многие считают его необязательным. Однако это не так.

Во-первых,  за отсутствие ПВТР работодателю грозит штраф до 50 тысяч рублей. Штраф небольшой, но вот за повторное нарушение возможно даже дисквалификация – приостановка платежей, движений по счетам, потеря клиентов, по сути «развал» компании.

Во-вторых, ПВТР можно сделать полезными для работодателя, превратив в инструмент для контроля дисциплины. Укажите, какие проступки относятся к нарушениям легкой, средней и тяжкой степени, установите порядок использование перерывов, нормы делового этикета, требования к внешнему виду сотрудников, запретите курение вне специально оборудованных мест.

Важно: все сотрудники обязательно должны ознакомиться с ПВТР под подпись! В противном случае они никаких правил соблюдать не обязаны.

Разумеется, этот перечень документов можно и нужно продолжить, но начните с малого, и вы значительно минимизируете риски проверок и претензий сотрудников.

Бизнес и Закон - Деловой квартал 12

г. Екатеринбург, ул. Кузнечная, д. 81 оф. 29
Тел: 8 343 345 48 98, +7 967 639 48 98

http://www.yuruslugi66.ru