Подписаться
Курс ЦБ на 15.05
91,35
98,66

«Законы рынка везде работают одинаково, даже в Кении и Бангладеш»

«Законы рынка везде работают одинаково, даже в Кении и Бангладеш»
Иллюстрация: Личная страница Станислава Белоглазова в Facebook

«Электричества и воды в деревне нет, социальный статус по тату различают, но сотовая связь и фейсбук в наличии» — Станислав Белоглазов о бизнес-схемах в экзотических странах.

Станислав Белоглазов, фотограф, директор, учредитель «Фотоагентства Magnet»:

— Я, как физик по образованию и как бизнесмен, развивающий свой творческий проект, всегда залипал на интересных технических решениях и оригинальных бизнес-схемах, которые выстраивали предприимчивые умельцы по всему миру.

Часто, если говорить о технологии, дедовский способ оказывается более экономически выгодным, чем новейшие разработки, даже при китайском тиражировании средств производства.

Пример: глажка белья в Бангладеш. Вообще, это страна с максимальным контрастом между рекламными проспектами-путеводителями и реальностью. Видимо, потому что некому проверить. Людей европейской внешности нет вообще. Читаем в путеводителе: «100 километров белоснежных песчаных пляжей и чистейший океан», и да, это почти так. 100 километров песка, но не белого, и океан, собственно, такой же глиняно-мутный — на все 100 километров. Рыбацкие деревни вокруг, комфорта ноль.

Но вот приехали на самый дальний курортный остров, пошли вечером прогуляться, посмотреть, как местные живут. На рыночной улочке стоит парень и зарабатывает — гладит выстиранную одежду. Угольным утюгом. У нас я такие только в музеях видел. И в комедии «Веселые ребята». Розетку ему сделать трудно, да и перебои с электричеством, и платить за него надо. А никакие выплаты в реальность жизни и его бизнес-модель не вписываются. Парень один раз купил утюг, сколотил доску, находит на берегу коренья вывороченных морем деревьев для угля. Работающий бизнес, спрос гарантирован. Боится только трикотажа, который не мнется: кто ж будет глажку немнущегося заказывать? Но с уровнем местной жизни до этого трикотажа еще далеко.

В Индии, еще пример, самый популярный чай — «Масала Ти», на молоке и со специями. Налить в кружку — так ее же надо мыть. За пластиковую одноразовую тару надо опять же платить. Так вот, на севере Индии хозяин чайной готовит мне напиток — разжигает горелочку, кипятит, заваривает чай, натирает на терке свежие спе­ции, а потом наливает это все… в одноразовый глиняный стаканчик. Мыть его нельзя — материал пористый, повторно не используешь, глина не обожжена, а просто высушена, поэтому выпиваешь чай, бьешь стаканчик в черепки, и через пять минут он превращается в глину, которая тут везде под ногами, — никаких проблем с утилизацией! Где-то неподалеку сидят тетки, которые лепят в одно движение новые стаканчики. Экологичность — 146%.

Но главное тут явно не экология. Потому что деньги там дороже любого труда.

Вокруг легенд, связанных со святынями и ритуалами, традиционно раскручивается бурная бизнес-активность. Вот, к примеру, знаменитый индийский Варанаси, куда приезжают со всей Индии, надеясь умереть и быть сожженными именно там. Но эта легенда придумана для европейцев, на деле священных мест по Индии полно. А если принять во внимание наличие более 2000 божеств, то найти место, где можно красиво умереть, там совсем не проблема. Но местная погребальная мафия четко блюдет свои интересы и основные деньги делает не столько на похоронах, сколько на туристическом интересе к процессу. Меньше чем за 100 долларов ты не достанешь фотоаппарат на Маникарника-гхат — ритуальной набережной Варанаси, а если попытаешься проигнорировать правила, получишь множество проблем.

«Законы рынка везде работают одинаково, даже в Кении и Бангладеш» 1

Интересно, что велорикши, которые в Индонезии и Вьетнаме недорогое средство передвижения, в Сингапуре считаются предметом туристической роскоши. Надо учитывать эту разницу в позиционировании, а то можно попасть в неловкую ситуацию, когда, проехав пару километров, получаешь требование оплаты под 100 баксов — в десять раз дороже, чем в такси. Так, остановившись на пути с Бали на осмотр этой замечательной страны-острова, участники нашего фотопутешествия повелись на уговоры наглых велокатателей и уселись в их коляски. При этом сами рикши категорически отказывались отвечать на вопросы о цене. Проехав метров 500, они затребовали оплату согласно появившемуся из-за пазухи ламинированному прейскуранту, кричали, трясли лицензиями… Так что рикши в Сингапуре — просто разводка туристов на деньги.

Если говорить о заработке на своих согражданах, а не на туристах, то отличные деньги делаются на недостатках электрификации отдельных территорий. В африканских Нигере и Буркина-Фасо мы видели парней, которые зарабатывают зарядкой сотовых телефонов, приезжая к хижинам посреди пустыни со своим автомобильным аккумулятором и набором адаптеров. А в плавучих деревнях Камбоджи наблюдали уже мелкооптовую продажу электричества: на лодке привозят автомобильные аккумуляторы в жилища и обменивают заряженные на опустошенные за умеренную плату.

В одной из деревень в Гане нас поразило, как отдельные народы проскакивают ступени развития. Электричества в деревне нет, за водой ходят несколько километров, принадлежность к племени и социальный статус по тату различают, но сотовая связь и фейсбук в наличии.

Прачечные на открытых водоемах, которые порой встречаются в Индии, зрелище не для слабонервных. Выполоскав одежду в мутной воде, ее отбивают палками (мы смеялись, мол, надо же, бактерий вручную убивают) и сушат тут же — на песке, в пыли.

Многие зарабатывают на быстром обустройстве жилищ, главное при этом — не заморачиваться. В список удобств, предоставляемых прессе и гостям фестиваля Геревол в Нигере, во время которого невесты (так-то вполне замужние дамы) выбирают женихов (порой на пару ночей), например, входили участок утрамбованной поверхности пустыни и сверху хижина-купол из растительной плетенки, бонусом две циновки — одну можно положить на землю, другой перекрыть вход.

В районах, где небезопасно, процветают предложения по охране и сопровождению. Красиво приехали на фестиваль Геревол местные ВИПы: впереди джип с пулеметом, позади почти БТР со взводом местного ОМОНа. А в Кейптауне мы воспользовались очень интересным гид-сервисом от местной «туркомпании», когда отправились в черные трущобы. Мы заполучили гида по рекомендации от других путешественников, которые уже вернулись из трущоб живыми.

Особенность этого гида в том, что он местный и ведет вас туда, где живет всю жизнь. Все знают, что белых, которые с этим парнем, трогать не надо, не по понятиям это — портить братану бизнес. Он показывает и рассказывает все как есть, ведет туда, куда попросишь. Вот комната пустая с тремя лежанками-сундуками, тут живут три семьи, дети спят на улице или где найдут место. Соседняя обшарпанная комната с трубой — душевая для пятнадцати семей… Вот родной дядя сидит, самогон пьет, можно поговорить, поспрашивать. Вот бабушка головы баранов жарит-обжигает, деликатесное блюдо «смайли» готовит — когда прокашляетесь от дыма, тоже можете пообщаться.

Отдельная тема по всей планете — бизнесы разных целителей, хилеров, шаманов. Где-то на самом деле работают с психосоматикой, реально людям помогают, где-то — чистый разводняк.

В Перу полно «шаманов» — напоят любопытных дрянью, как будто ауяской, тех как следует вывернет наизнанку, очухаются и с удовольствием поедут дальше всем рассказывать, как они просветлились. Есть, конечно, и вполне честные шаманы.

Рынок ритуальных услуг вообще пестр и весел. К культуре вуду, например, мы приобщались в Бенине, в Западной Африке, на вуду-фестивале и в деревне Ганвье. Колдун — профессия серьезная, передается по наследству, он нам все подробно рассказал: кто с чем к нему приходит, как и кому он помогает. Потом спросил у духа вуду, сколько тот попросит с нас за услуги, бросил кости. 600 евро, говорит. Мы предложили с духами еще посоветоваться, после чего те проявили к нам лояльность и скинули до 200 с учетом двух жертвенных куриц.

А в Руанде шаман приехал на встречу в легком брючном костюме на велосипеде. Погодите, говорит, я сейчас в рабочее переоденусь. Достал шкуру ягуара, которая у него тоже по наследству от отца и деда: надо беречь, хранить в особом шкафу, из хижины выносить нельзя. Переоделся, наколдовал, амулетов дал — все как положено. Работает в качестве местного фельд­шера, психолога и первой медицинской помощи, если с чем не справился — отправляет «на район», в больницу.

Интересно зарабатывают деньги на постройку храмов в Японии: покупаешь у них черепицу и пишешь на ней пожелание себе или кому-то из близких. Потом они эту черепицу используют при постройке храма — надпись будет храниться там много лет.

«Законы рынка везде работают одинаково, даже в Кении и Бангладеш» 2

Страшновато бывает, когда местный бизнес приобщается к экстремальным технологиям. Египетские дайверы и индийские парапланеристы уже заработали себе стойкую нехорошую славу. Сколько народу приходит в наши дайв-клубы с рассказами о том, как они браво погружались в Красном море: «Ну подумаешь, потом несколько дней кровь из уха шла, зато теперь я бывалый дайвер». После индийских парапланов даже подобных иллюзий порой не бывает, хорошо, если здоровье остается при тебе.

Лично наблюдал в Гималаях кувыркавшихся по скалам горе-инструкторов с привязанным к ним клиентом, к сожалению, не один раз.

Местные традиции ухода за собой и варианты спа порой тоже удивительны. Вот, например, традиции племени химба в Намибии. Душа там нет, есть глиняный горшочек, а в нем угли. Сверху ставится еще один горшочек, в нем разогревается глина с маслами. Сперва площадь тела, которую планируется очистить, разогревается над этой жаровней, из пор выходят пот и остатки глины с прошлого раза. Потом все намазывается по новой, и начинается разогрев следующего сектора. Косички тоже плетутся пополам с глиной и пеплом, чтобы и красиво, и микробов убивать.

Традиционно успех имеет бизнес по производству локального алкоголя там, где это не карается законом особенно жестко. Вот посреди эфиопской деревни сидит веселая тетка, заведует старым, кондовым, почти сохраненным с советских времен самогонным аппаратом. Дымит, коптит, обеспечивает всю деревню продуктом. В Кении бражка из хлебного дерева, масаи-бир, опять-таки радует и местных масаев, и многочисленных в тех краях туристов.

На Кубе, в Гаване, классика туристического бизнеса — катание на великолепных старых американских авто. Про эти авто все знают, а вот мне больше понравился транспортный сервис для местных: если выехать из туристической зоны, в кубинской глубинке функции городского такси и междугородных автобусов выполняют фаэ­тоны и вагонеты с запряженными лошадками. Местные зарплаты не увязываются с ценами на бензин — рентабелен только вот такой экологически чистый транспорт.

Многие бизнесы вырастают из «объедков», оставляемых крупными корпорациями. Например, в Бангладеш есть зона экологического бедствия — побережье, где утилизируют отработавшие свое грузовые суда и танкеры. Вытащены эти ржавые громадины на мель, а по ним буквально с молотами и зубилами лазает местное население. Кто-то на эти корпорации работает, разбирая гигантов на части и получая зарплату, а кто-то забирает свое — попутный товар перекупает по цене металлолома. Едешь по трассе и вдоль дороги видишь, например, магазин стиральных машин — на кораблях же очень много бытовой техники. Дальше по дороге — оптовая продажа унитазов, спасжилетов, светильников. Кто-то забирает трапы, продает их покрашенными как готовые лестницы для дома. Компания не заморачивается с утилизацией мелочей, и люди получают свой шанс на бизнес.

Предложения в сегменте «лакшери» в экзотических местах — это, как правило, или совсем уж дикая экзотика для безбашенных вроде перелетов на маленькой «сессне», которые предлагают миссионеры в Папуа — Новой Гвинее тем, кто хочет посмотреть на совсем дикие племена людоедов, или же обеспечение привычного европейского уровня комфорта в не приспособленных для этого местах.

Например, если в Кении заказать полет на воздушном шаре за 500 долларов, то посреди саванны шар приземлится на площадку, где накрыт стол с яствами и шампанским, словно в лучших ресторанах Европы.

В целом, какие бы причудливые формы ни приобретал локальный бизнес, законы рынка везде работают одинаково. Хорошо знать свою ауди­торию, найти собственную нишу и отталкиваться от реальной экономической ситуации — если человек на это способен, он может заработать себе на хлеб с маслом в любых условиях и даже при их полном отсутствии. 

Архив журнала «Бизнес и жизнь», август 2018 г. 

«Законы рынка везде работают одинаково, даже в Кении и Бангладеш» 3

Самое читаемое
  • На бывшем заводе «Рено» началось производство автомобилей по технологии полного циклаНа бывшем заводе «Рено» началось производство автомобилей по технологии полного цикла
  • Озвучены новые площадки под застройку в ЕкатеринбургеОзвучены новые площадки под застройку в Екатеринбурге
  • Как на Среднем Урале создают будущее атомной энергетикиКак на Среднем Урале создают будущее атомной энергетики
  • В историческом центре Екатеринбурга власти рублем борются за ротацию парковочных местВ историческом центре Екатеринбурга власти рублем борются за ротацию парковочных мест
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.