Подписаться
Курс ЦБ на 08.05
91,12
98,30

Поменять цифры на зерна и турку. Как инвестбанкир зарабатывает на привычках англичан

Шай Грановский
Шай Грановский. Иллюстрация: Живой Кофе

Хорошая новость из Англии. Пока две страны высылают дипломатов, российский бизнесмен продает лондонским ритейлерам кофе специальной обжарки. Несмотря на обстоятельства, товар пользуется спросом / ОПЫТ

Тому, кто захочет работать в ГК «Живой Кофе», придется пройти тест на IQ. Это касается всех, но особенно — претендентов на ключевые посты. После собеседования кандидату дают один час на два блока вопросов, причем многие из них требуют быстрого ответа. Если результат окажется выше среднего уровня в компании, соискателя должности зачислят в штат, если ниже, скажут: извините.

Тест показывает, насколько человек эффективен в плане бизнеса и готовности трудиться, — поясняет Шай Грановский. — Если он правильно ответил только на 20% вопросов, принимать его на работу компания не готова. Мы не продаем воздух, не продаем будущее, не продаем мечты на сеновале. Мы продаем готовый свежий кофе. 

Бизнес с запахом

К началу истории Шай Грановский, партнер компании «Третий Рим», 15 лет работал инвестиционным банкиром — помогал вкладывать деньги, управлять активами и заключать сделки M&A. Клиентами были владельцы рознично-сетевых бизнесов, в основном, АЗС и сетей продуктового ритейла. Все изменилось в 2011 г., когда к нему обратился владелец группы компаний «Живой Кофе», решивший продать семейное дело. Речь шла о производстве и дистрибуции молотого кофе. Г-н Грановский начал искать инвестора, но сам заинтересовался кофейной темой и предложил собственнику уступить бизнес по заранее согласованной цене. Говорит, захотелось попробовать свои силы в предприятии, где все можно потрогать руками. Главным аргументом в пользу нового дела был сильный бренд. Не последнюю роль сыграл запах обжаренного кофе, придававший затее респектабельность.

Поменять цифры на зерна и турку. Как инвестбанкир зарабатывает на привычках англичан 1

После обжарки кофе остывает на специальном столе, затем его отправляют на мельницу, фасуют, укладывают в палеты и отправляют на распределительные центры торговых сетей.

По оценкам, фирма с оборотом 300-350 млн руб. в год стоила чуть больше $10 млн.

Это была сделка leveraged buyout, при которой компания выкупается за счет внешних заимствований, — поясняет Шай Грановский. — Часть средств я инвестировал сам, на остальную сумму взял заем в ОТП-банке, который согласился финансировать такой проект.

По словам г-на Грановского, в то время «Живой Кофе» только выходила на рынок — заключала контракты с федеральными торговыми сетями и вкладывалась в региональную дистрибуцию. Новому собственнику, который прежде работал с цифрами и аналитикой, пришлось заняться операционным бизнесом. Он начал с поиска слабых звеньев на производстве и в сбыте, чтобы настроить работу компании на свой лад.

Мой подход оказался более системным, чем у прежнего собственника, основавшего бизнес, — говорит он. — Первым делом мы регламентировали внутреннее взаимодействие между отделами и отношения с контрагентами, добиваясь, чтобы общие результаты не зависели от конкретных людей. Управлять фирмой стал совет директоров, собранный из руководителей направлений бизнеса. С тех пор большинство решений принимается коллегиально, будь то запуск нового продукта, позиционирование, ценообразование или выход на новый рынок.

Первые полгода г-н Грановский проводил на работе по 14 часов в день.

Тут вам не Финляндия

Вместе с фирмой Шай Грановский приобрел завод в Подмосковье со складом сырья и оборудованием для очистки, обжарки и помола зерен. Помимо зернового и молотого кофе предприятие выпускало капсулы разного формата для кофемашин. Интеллектуальной собственностью «Живого Кофе» был запатентованный технологический процесс, позволявший обжаривать кофе в три этапа. При таком способе, уверяет г-н Грановский, готовый продукт сохраняет большую часть из 120 минералов, витаминов и антиоксидантов, содержащихся в зеленых необжаренных зернах. На тезисе «Живой кофе полезен» компания выстраивала маркетинг бренда. В печатных и электронных СМИ Шай Грановский рассказывал об исследователях из Гарварда, доказавших, что 2-3 чашки кофе в день снижают вероятность синдрома Паркинсона на 80%. По его словам, кофе — второе коммодити-сырье в мире после нефти, если сравнивать деньги, которые на него тратят.

Поменять цифры на зерна и турку. Как инвестбанкир зарабатывает на привычках англичан 2

Кофейные плантации на равнинах обрабатывает комбайн, сбивающий с кустов ягоды специальными щупальцами. В горах кофе собирают вручную, и стоит он дороже.

К удивлению владельца «Живого Кофе», мировыми лидерами в потреблении напитка оказались финны — на их долю приходится 15 кг кофе в год. Норма среднестатистического жителя России — в десять раз меньше. С точки зрения г-на Грановского, это значит, что отечественный рынок таит большие резервы. Теперь Шай с коллегами регулярно ездит по кофейным плантациям в Южной Америке, Азии и Африке и вместе с экспертами участвовал в дегустациях. Больше других его впечатлили хозяйства в Бразилии, производящие 40% кофейных зерен (на втором месте — Вьетнам, на третьем — Колумбия).  

С куста арабики, вырастающего на равнинных плантациях Бразилии до пяти метров в высоту, получают по 12 кг кофейных ягод, и сбор урожая механизирован, — говорит он. — В Кении и Уганде, где кофе хаотично растет в тени банановых деревьев, а удобрения не используются в принципе, урожайность с куста — всего 2-2,5 кг ягод в год. Кофе — капризная сельхозкультура, похожая чем-то на виноград. Чтобы вкус продукта оставался неизменным, приходится время от времени менять пропорции в смесях.

Помимо российского рынка, «Живой Кофе» поставляет продукцию в страны бывшего СССР. В Белоруссии и Казахстане, где удалось найти хороших дистрибьюторов, продажи растут, а с Украины после революции пришлось уйти — г-н Грановский посчитал, что развивать там бизнес стало невыгодно.

Умножающие на два

65% продукции ГК «Живой Кофе» продает через федеральные торговые сети, остальное приходится на региональную розницу и альтернативные каналы сбыта. Но так было не всегда. . После первых контактов с федералами Шай Грановский пришел к выводу — отношения с розницей подобны попытке пешехода остановить грузовик, который мчится на него со скоростью 120 км в час и не собирается тормозить. Позже он признал: работа с крупными ритейлерами — это искусство, которому менеджерам компании пришлось учиться.

Когда я только начинал кофейный бизнес, одна уважаемая сеть выкатила нам маркетинговые претензии в размере 16% от объема продаж, которые «Живой Кофе» должна была отчислять в пользу ритейлера, хотя таких сумм в практике вообще не бывает, — вспоминает Шай Грановский. — Обычно договариваются на 1-2%, не больше. А тут мы столкнулись с шантажом — или платите, или мы уберем ваш товар с полки.

В тот раз найти общий язык не удалось — сотрудничество поставили на паузу. Затем были длительные поиски компромиссов, не всегда успешные. По признанию г-на Грановского, менеджеры его компании совершили миллион ошибок, прежде чем научились договариваться с розницей. Одна из ошибок была в том, что компания предлагала дискаунтерам, супермаркетам и бутикам всю ассортиментную линейку вместо того, чтобы учитывать специфику отдельных форматов.

Поменять цифры на зерна и турку. Как инвестбанкир зарабатывает на привычках англичан 3

«Не бывает дешевого продукта, сделанного из дорогого сырья»уверяет ритейлеров г-н Грановский.

В «Живом Кофе» рассчитывали, что рознице нужны поставщики эксклюзива.

Продавать кофе сетям выгодно — заработать на нем можно больше, чем на товарах первой необходимости, — поясняет г-н Грановский. — Розничная наценка на продукты из социальной корзины не может превышать 5-10%, но пачку кофе, которую торговая сеть купила у производителя за 100 руб., она выставит на продажу за 200 руб., а в премиальных форматах и за 300. Но винить ритейлеров за жадность я бы не стал — такова специфика их бизнеса, требующего серьезных затрат на магазины и логистику.

При этом Шай Грановский понимал, что проталкивать в магазины продукт, не обладающий уникальным торговым преимуществом (USP — unique selling proposition) — напрасная трата денег и времени: если товар не найдет спроса, ритейлер от него откажется. Но в «Живом Кофе» он не сомневался, в первую очередь, из-за уникальной технологии обжарки, позиционирования и упаковки, выдержанной в пастельных тонах. На каждой пачке был текст, объясняющий, какую пользу организму приносит чашка кофе.

Выживший

В 2014 г., когда рухнул курс рубля, продавцам кофе, покупавшим сырье за валюту, пришлось поднимать цены — в среднем, на 40%. В «Живом кофе» понимали, что избежать этой участи компании не удастся, но искали возможность обратить ситуацию в свою пользу. В отличие от конкурентов, поставлявших из-за границы уже готовый продукт, у российского производителя были преимущества — производственные затраты, составлявшие половину себестоимости молотого кофе, он оплачивал рублями. Часть статей, в том числе расходы на амортизацию импортного оборудования позже пришлось бы пересмотреть, но с этим можно было не торопиться.

Поменять цифры на зерна и турку. Как инвестбанкир зарабатывает на привычках англичан 4

 

Кофе — сезонный продукт. Его больше пьют, когда холодно. Летом коэффициент сезонности, учитывающий колебания скорости продаж, равен 0,6 - 0,7, а в зимние месяцы приближается к двум.

План был простой — чтобы выжить, надо снизить расходы и увеличить продажи. Руководствуясь им, компания сократила часть производственного персонала, а коммерческому отделу повысила бонусную составляющую заработка, чтобы нацелить сотрудников на лучшие показатели. Цену на сырье, привязанную к доллару, решили увеличивать постепенно — за счет собственной маржи, растянув этот процесс на весь 2015 год. По словам г-на Грановского, в 2015 г. компания ничего не заработала, но повысила на 50% физические объемы продаж.

Мы использовали кризис, чтобы повысить свою долю рынка, — поясняет Шай Грановский. — Дальнейшие исследования показали, что лояльность к бренду высока — 7 из 10 людей, которые попробовали «Живой Кофе», делают вторичную покупку и становятся постоянными потребителями. В 75% случаев наш покупатель — женщина старше 20 лет с разным уровнем достатка, зависящего, в том числе, от региона, где она живет.

Одновременно ГК «Живой Кофе» начала увеличивать корпоративные продажи, поставляя кофе в государственные и частные компании, которые покупали или арендовали кофе-машины для своих офисов и обязались ежемесячно приобретать определенный объем продукции. Тогда же компания выиграла тендеры РЖД и «Аэрофлота» на поставки кофе для пассажиров. Чтобы кофе могли заваривать на борту самолета, где вода кипит при температуре 87°С, специалисты подбирали определенную смесь, степень помола и обжарки. За 2015 год корпоративный сегмент увеличился до 15% от общей выручки.

По своим каналам

Шай Грановский ввел в ГК «Живой Кофе» систему аудита Total Service Control Management, предполагающую, что клиенты компании, прежде всего, торговые сети, с которыми компания ведет жесткие переговоры, оценивают работу департамента продаж, а тот — работу внутренних подразделений: производства, склада, логистической службы, бухгалтерии, юридического отдела и проч. Полученные результаты измеряют по цифровой шкале — от их величины зависят бонусы сотрудников. По словам г-на Грановского, такой подход позволяет судить, насколько компания эффективна.  

Поменять цифры на зерна и турку. Как инвестбанкир зарабатывает на привычках англичан 5

На первом фестивале дегустаций мед покупали 9 человек из 10.

Мнения людей, которые пьют кофе, маркетологи собирают на фокус-группах. Благодаря горизонтальной структуре управления решения в компании принимаются быстро — от замысла до готового продукта в рознице проходит три-четыре месяца. Для проверки рабочих гипотез ГК «Живой Кофе» запустила собственную сеть из десяти магазинов, работающих в торговых центрах.

Мы не рассматриваем розницу как самостоятельное направление, — говорит г-н Грановский. — Магазины нужны только для того, чтобы получить доступ к потребителю. В федеральных супермаркетах мы лишены такой возможности — прямой коммуникации с людьми там нет. А здесь мы можем свободно общаться, проводить дегустации, опросы и тестировать новинки.

В 2015 г., помимо собственно кофейных продуктов, в число новинок попал взбитый мед с имбирем и малиной. Первую партию компания распродала к концу декабря. По словам г-на Грановского, мед, стоивший 390 руб., пользовался спросом, и следом появились три линейки десертов с травами с сухофруктами.

В 2016 г. ГК «Живой кофе» подписала договор с банком и открыла десять мини-кофеен площадью 4-12 кв. метров в ипотечных центрах Москвы и Московской области, где посетители, оформляющие договоры ипотеки, проводят по несколько часов и могут коротать время за чашкой кофе. По словам Шая Грановского, в шорт-листе — еще 60 банковских адресов, где компания намерена разместить подобные заведения. С учетом магазинов и кофеен, поясняет г-н Грановский, компания постепенно выстраивает холдинг с собственной дистрибуцией.

Чисто английская розница

У Шая Грановского была гипотеза, что в Европе концепция «Живого Кофе» придется ко двору. Оставалось в этом убедиться. Тестировать продажи решили в Великобритании, а в случае успеха двигаться в США. Распылять усилия сразу на два рынка компания опасалась. В продукте, который предъявили иностранцам, помимо упаковки ничего российского не было — юридически и фактически он производится в Великобритании. Сырье ГК «Живой Кофе» приобретала у местной фирмы, которая его затем обжаривала и фасовала. Локализацией идеи занималось английское маркетинговое агентство, разработавшее оригинальный дизайн, который планируют использовать и в Америке.

Это не калька с российского продукта, а совершенно новый бренд, потому что к английскому покупателю нужен другой подход, — объясняет Шай Грановский.  — По тем же соображениям мы решили отказаться от слова «сафари», которое может вызвать у англичан негативные ассоциации с колониальным периодом, а к названию Live Сoffee добавили определенный артикль.

Затем представители «Живого Кофе» выбрали исследовательский институт, подтвердивший информацию о пользе продукта, и теперь могут говорить: «британские ученые пришли к выводу…»

С ритейлерами эмиссаров «Живого Кофе» свела компания-посредник, продвигающая на рынки новые бренды. По словам г-на Грановского, представителей английской торговой сети TK Maxx, которые мало чем отличаются от российских коллег, идея «Живого Кофе» показалась интересной. Единственный минус в том, что англичане крайне медлительны, считает он — на обратную связь им может понадобиться месяц, а то и два. Но пришел день, когда сотрудники TK Maxx согласились поставить на полку пять видов кофе в ценовой категории «средний плюс» и посчитали результаты продаж обнадеживающими. Теперь Шай Грановский намерен предложить им эконом-линейки, а к концу 2018 г. — запустить продажи в Америке.

Поменять цифры на зерна и турку. Как инвестбанкир зарабатывает на привычках англичан 6

Западный покупатель верит в продукты, полезные для здоровья.

Тем временем компания «Живой Кофе» начала экспортировать в Китай крем-мед с сухофруктами и уже договорилась с немецкими дистрибьюторами, чтобы продавать его в Германии.  В этом случае речь идет уже о российском продукте. Все уже готово, осталось пройти сертификацию.

В последнее время Шай Грановский подумывает, как расширить производство.

Поменять цифры на зерна и турку. Как инвестбанкир зарабатывает на привычках англичан 7

Самое читаемое
  • В Екатеринбурге выбрали еще два участка под КРТ. На этот раз — в центральных районахВ Екатеринбурге выбрали еще два участка под КРТ. На этот раз — в центральных районах
  • «Ситуация на рынке труда сложная, но управляемая. Теперь все зависит от смекалки HR-ов»«Ситуация на рынке труда сложная, но управляемая. Теперь все зависит от смекалки HR-ов»
  • В РФ 20 млн владельцев криптокошельков плюс юрлица. Что изменит для них закон о майнинге?В РФ 20 млн владельцев криптокошельков плюс юрлица. Что изменит для них закон о майнинге?
  • Рекорд за всю историю наблюдений. Россияне стали чаще покупать загородные домаРекорд за всю историю наблюдений. Россияне стали чаще покупать загородные дома
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.