Подписаться
Курс ЦБ на 15.05
91,35
98,66

Топ-3 способов мотивации. Как бизнес Екатеринбурга борется за кадры, не повышая зарплаты

Топ-3 способов мотивации. Как бизнес Екатеринбурга борется за кадры, не повышая зарплаты
Иллюстрация: Medicmoscow.ru

«Денег на повышение зарплат нет, но персонал нужен». В Екатеринбурге ощутимо вырос интерес бизнеса к программам незарплатной мотивации. Что из подобных программ уже попробовали и что сработало?

В Екатеринбурге в первой половине 2017 года ощутимо выросла востребованность программ так называемой незарплатной мотивации. Об этом свидетельствует опрос-исследование Центра изучения рынка труда, проведенное в мае-июне 2017 года среди более чем 100 компаний среднего и крупного бизнеса. 
 
Более 72% работодателей отметили, что за последний год активно вкладывали ресурсы в различные программы незарплатной мотивации. Для сравнения летом 2016 года таковых было менее 55%. Очевидно, что выросла заинтересованность, но далеко не всегда этот запрос подкрепляется достаточным опытом и пониманием, что из инструментов нематериальной мотивации реально работает. 
 
Кроме того, серьезной проблемой является то, что в компаниях часто путают незарплатные факторы, которые работают на привлечение персонала, и те, которые востребованы среди уже действующих сотрудников. 
 
«Нематериальная мотивация — одна из сложных тем, ею озадачены HR-отделы большинства компаний. Кто-то создает уникальные условия труда — необычные офисы, комнаты отдыха, спортзалы в офисе. Другие — предлагают широкую программу социальной поддержки: детские сады, медицина и т.д. Это интересные приемы, но работающие больше на имидж компании в глазах соискателей, нежели формирующие лояльность ценного работника компании. Эти блага доступны для каждого сотрудника, а потому — ценность их для персонала будет снижаться. Работает логика: зачем вкладываться больше, если доступ к этим бонусом у всех одинаковый, нужно работать как все. Получаем обратный эффект — у талантливого сотрудника нет мотивации», — отмечает Юлия Иванова, HR-директор компании «Атлас Девелопмент». 
 
Какие именно программы и проекты за последние год-полтора доказали свою успешность?
 
Прежде всего, опрошенные работодатели выделяют три ключевых, которые показали свою востребованность у опытных (стаж более 5 лет) работников за последний год:
 
  • Соревновательные проекты и конкурсы. Сотрудники различных подразделений или сотрудники внутри одного отдела конкурируют в решении рабочих или внерабочих (например, спортивных) задач. Это самый «пёстрый» вариант: сюда входят и тематические конкурсы, привязанные к тем или иным событиям в жизни компании, и так называемые производственные соревнования (в стиле «конкурс на лучшего сотрудника»). 
  • Дополнительное обучение. Наиболее финансово затратный, но очень серьезный фактор роста мотивации у уже действующих сотрудников. Причем зачастую важным является именно возможность выбрать как полезное для компании, так и полезное лично для сотрудника обучение. 
  • Гибкий график и возможность получить ресурс свободного времени. Возможность шире управлять рабочим временем как мотивирующий фактор признан наименее затратным и очень эффективным для сотрудников с опытом более 5 лет в компании, особенно тех, кого считают кадровым резервом.  
 
Конечно, спектр мотиваторов куда шире, отмечают эксперты, но более известные инструменты (например, оплата ДМС или питание и ГСМ) постепенно стали привычными для сотрудников. В результате страдает общая результативность — такие вещи не мотивируют.
 
«Вопрос не в том, чтобы, например, не оплачивать сотрудникам связь или ГСМ, эти элементы тоже важны. Вопрос в том, какие инструменты сохраняют серьезный мотивирующий эффект. Что людям еще кажется ощутимым, что бодрит и заставляет двигаться вперед. А такие факторы все труднее отсыкать», — комментирует Наталья Сохарева, директор по персоналу компании «Зооленд».
 
Кроме того, чтобы использовать обучение, свободный график и соревновательность, вторым фактором успеха работодатели называют как раз регулярное обновление программ незарплатной мотивации. В среднем, что различные незарплатные мотиваторы работали успешно, раз в 2-2,5 года их нужно обновлять или дополнять. 
 
Однако чем выше уровень (профессионализм) сотрудников, на которых рассчитан мотиватор, тем подобные обновления можно делать реже. Потому что сотрудников все больше мотивирует содержание работы и какие-то уже понятные для них индивидуальные вещи в работе на компанию. 
 
«В «Атлас Девелопмент» мы стараемся выявить вопросы, решение которых будет интересно самому сотруднику и поддержать его начинание. Например, компания готова отправить на курсы по обучению фотографии менеджера по рекламе, если видим, что ему это интересно, и он пытается делать шаги в этом направлении. В конечном итоге мы получаем профессионала с нужными для его работы навыками, к тому же лояльного к компании. Человек увлечен своей работой, и она приносит ему удовлетворение», — приводит пример Юлия Иванова. 
 
По информации портала SuperJob, чем больше компания, тем большую ставку она делают на социальный пакет и имидж/репутацию компании. В небольших компаниях (до 100 человек) больше внимания уделяется спокойной психологической атмосфере, поддержанию хорошей обстановки в коллективе.
 
Так, в Екатеринбурге среди компаний с численностью от 100 до 500 человек отлично (и намного дольше) работают корпоративные мероприятия и соревнования как инструмент мотивации. А вот если брать численность от 500 человек, то для таких организаций на первый план выходит образовательный фактор. 
 
Опрошенные DK.RU работодатели отмечают, что растущая актуальность проектов незарпатной мотивации связана вовсе не с тем, что у бизнеса вдруг стало больше средств, чтобы тратить их на персонал. Дело как раз в том, что подобные проекты нужны для того, чтобы компенсировать невозможность увеличить, собственно, заработную плату
 
«С одной стороны, экономическая ситуация и настрой у предпринимателей таковы, что реально повышать зарплаты нет ни возможности, ни желания. Но при этом конкуренция за персонал реально возросла за последние год-полтора. Причем особенно остро стоит вопрос удержания хороших специалистов. Именно на решение этой задачи и направлены большинство программ, и отсюда такой рост интереса к ним», — полагает Ольга Берестова, HR-консультант.  
 
Добавим, что 2017 год стал одним из самых пиковых за последние пять лет в Екатеринбурге, когда проекты незарплатной мотивации стали появляться в тех или иных компаниях впервые. По данным все того же опроса этот показатель равен 17%, больше — 22% он был только в первый год наблюдения — в 2012 г.  
 
Самое читаемое
  • На бывшем заводе «Рено» началось производство автомобилей по технологии полного циклаНа бывшем заводе «Рено» началось производство автомобилей по технологии полного цикла
  • Озвучены новые площадки под застройку в ЕкатеринбургеОзвучены новые площадки под застройку в Екатеринбурге
  • Как на Среднем Урале создают будущее атомной энергетикиКак на Среднем Урале создают будущее атомной энергетики
  • В историческом центре Екатеринбурга власти рублем борются за ротацию парковочных местВ историческом центре Екатеринбурга власти рублем борются за ротацию парковочных мест
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.