Подписаться
Курс ЦБ на 07.05
91,31
98,47

«Школьникам придется жить в совсем другом мире. А их учат не тому, что требует бизнес»

Максим Грохульский
Максим Грохульский. Иллюстрация: Личный архив

«Традиционно считается, что крутой программист непременно должен закончить «крутой» университет. На деле ситуация обстоит по-другому». Как перестроить образование, чтобы готовить хороших специалистов.

Максим Грохульский, директор по развитию компании по разработке ПО «741Студиос.ру»: 

— В сфере ИТ специалисты всегда являлись и будут являться ключевым фактором успеха, компании испытывают постоянный кадровый голод. Чтобы утолить его, мы несколько раз начинали делать образовательные проекты: я преподавал и в вузах, и в школе, вел кружки для старшеклассников. По моему мнению, надо начинать заниматься подготовкой программистов с 12-14 лет — именно тогда закладываются основные параметры мышления, а программист — это в первую очередь человек думающий. В нашей компании есть несколько успешных примеров, когда мы начинали заниматься с ребятами примерно этого возраста, а впоследствии они вполне успешно работали у нас и не только. 

Традиционно считается, что крутой программист непременно должен закончить «крутой» университет. На самом деле, полагаю, ситуация обстоит по-другому. Уровень программиста определяется в первую очередь его опытом, выполненными проектами, работоспособностью и организованностью. Что нам дает вуз? В достаточно сжатый период (пять лет) он должен дать не просто объем знаний, главное — сформировать кругозор и достаточно специфический склад ума. 

А опыт? 3–4 месяца дипломной практики — это несерьезно. За этот период у студента даже не успевает сформироваться привычка к работе.

Ведь, как говорится, «от сессии до сессии живут студенты весело…». А тут надо трудиться каждый день, методично и равномерно, без авралов. А вот работать и учиться в универе не всякий сможет — как правило, ребята забивают на учебу, и потом у них большие сложности с деканатом.

Свежий пример: у нас работает студент, которому, оказывается, надо писать диплом. Но ему некогда — он на проекте фулл-тайм, 40 часов в неделю. Созваниваемся с деканом (слава богу, все друг друга знаем): «Зачем ему диплом? — Доказать, что он учился на программиста. — Он работает программистом уже года полтора, давай я какую-нибудь справку нарисую? — Нельзя, пусть диплом пишет, придумайте ему задание». 

Как результат, парень что-то писал по субботам, перспектива использования его работы туманна. А его реальный проект показать как диплом нельзя — у нас с клиентом соглашение о неразглашении.

Ситуация с колледжами веселее. В 2017 году приняли новый ФГОС (Федеральный государственный образовательный стандарт) по специальности «программист». Там написано, что образовательное учреждение (колледж) само определяет состав и формат образовательной программы, при этом «…Обязательная часть образовательной программы направлена на формирование общих и профессиональных компетенций, предусмотренных главой III настоящего ФГОС СПО, и должна составлять не более 70% от общего объема времени, отведенного на ее освоение. 

Вариативная часть образовательной программы (не менее 30%)…» . Тут я как математик спросил себя: «Не более 70%, это, например, 10%»? То есть на 90% я могу формировать программу «невзирая на» и привязывая ее к актуальным потребностям реальных работодателей?» 

Так и сделали. И в 2017 году пошел первый набор по этой специальности в одном из колледжей, Уральском железнодорожном техникуме . В этом году будем набирать уже две бюджетные группы + внебюджет. 

Учиться сложно и интересно. Интересно, потому что в планах с середины второго курса начинать совмещать работу и учебу — ФГОС СПО дает механизм, как это делать. А это зарплата в районе 40 50 тыс. рублей в месяц.  Сложно — потому что в школе ребят учат не совсем тому, что мы требуем. 

Чему и как не учат в школе

Все мое общение с преподавателями в последнее время только укрепляет меня в мысли, что традиционная система среднего образования требует капитальной модернизации. И решение не в том, чтобы перераспределить часы между физикой, математикой, историей и литературой. Принципиально должна меняться парадигма.

Сейчас немало работодателей, которые способны и готовы позаботиться о предпрофессиональной подготовке своих специалистов — как правило, это целый букет естественнонаучных дисциплин. Но они готовы оставить школе подготовку так называемых «софт-скиллз». 

Например, я хочу, чтобы школа прививала навыки договариваться, прививала позицию, что надо вступать в переговоры — в самом широком смысле: научную дискуссию, обсуждение задачи, определение условий работы и т.п. И, разумеется, умение вести себя — приводить аргументы, контрдоводы, тезисы и др 

В сфере ИТ очень важно, чтобы программист не просто понимал, что надо сделать, а принимал разумность и обоснованность выбранного решения, а при необходимости — не боялся и умел возобновить дискуссию.

Школа не учит и не прививает навык передачи знаний. Имеется в виду не «дать списать» (этому как раз учат — «списать» валидно как приемлемый путь решения), а именно knowledge transfer. И не только в режиме «объяснил-рассказал». Программист чаще делает передачу знаний «в будущее» — это называется «техническая документация» на код. 

В школе трудно с планированием работ и ресурсов, хромает командная работа.

Что уж говорить про креативность и гибкость мышления. Для всего этого есть методики и наработанные материалы, но такие подходы плохо вписываются в классно-урочную систему. Контрольные, типовые задачи, «найдите ИКС». Задачу решить нетрудно, а вот сформулировать ее…

Безусловно, традиционные подходы и наработки в этой области выкидывать на свалку нельзя. Но необходимо понимать, что сегодняшним школьникам, скорее всего, придется жить в совсем другом мире, чем тот, в котором мы живем сейчас. 

Как прийти к светлому будущему? 

Конечно, я не великий специалист в сфере образования и смотрю на все с точки зрения работодателя, но осмелился бы предложить такой вариант перестройки образовательной системы:

До 12 лет: дети учатся в школе, где помимо всего прочего с ними плотно ведется профориентационная работа — по ориентации и определению способностей, наклонностей и талантов.

12-14 лет: в процесс образования начинает входить потенциальный работодатель, например, в виде подготовленных «делегатов» от профсообществ. Суть в том, что «работодатель» плавно втягивает ребят в процесс обучения на работе: в формате упрощенных проектов, модельных задач и т.п., постепенно вытесняя школу из процесса образования. Ученики привыкают добывать знания, необходимые для решения задач или выполнения проектов. 

15-18 лет: ребята уже достаточно глубоко втянуты в рабочие проекты. Они начинают привыкать работать, осознавать ответственность, у них вырабатываются навыки самоорганизованности и коммуникации в коллективе. На выходе мы получаем Junior-специалиста.

18-20 лет: первый трудовой опыт. Наработка портфолио.

20-21 год: первая «сборка». Структурирование знаний, полученных на практике, подведение под них теоретических основ, расширение горизонтов, вброс новых установок и страт. Это соответствует нынешнему уровню среднего профессионального образования. В отраслевой шкале это специалист категории Junior+/Middle-.

21-23 года: работаем и трудимся. Безусловно, по необходимости изучаем новые технологии на курсах, семинарах, мастер-классах, через самоучители.

23-24 года: вторая «сборка», переход на новый уровень. Это бакалавр (Middle/Middle+).

24-26 года: снова работа и саморазвитие.

26-27 года: третья «сборка». Перед нами магистр (Senior). 

Дальнейшее образование можно строить по способностям и желанию: например, чтобы стать тимлидом, нужны управленческие компетенции, а архитектором — теория, помноженная на опыт.

«Школьникам придется жить в совсем другом мире. А их учат не тому, что требует бизнес» 1

Самое читаемое
  • В Екатеринбурге выбрали еще два участка под КРТ. На этот раз — в центральных районахВ Екатеринбурге выбрали еще два участка под КРТ. На этот раз — в центральных районах
  • «Ситуация на рынке труда сложная, но управляемая. Теперь все зависит от смекалки HR-ов»«Ситуация на рынке труда сложная, но управляемая. Теперь все зависит от смекалки HR-ов»
  • В РФ 20 млн владельцев криптокошельков плюс юрлица. Что изменит для них закон о майнинге?В РФ 20 млн владельцев криптокошельков плюс юрлица. Что изменит для них закон о майнинге?
  • Рекорд за всю историю наблюдений. Россияне стали чаще покупать загородные домаРекорд за всю историю наблюдений. Россияне стали чаще покупать загородные дома
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.