Подписаться
Курс ЦБ на 20.04
93,44
99,57

Сергей Мартьянов: Потенциал выставочного Екатеринбурга — 20 млн человек ежегодно

«В Нижней Саксонии на 1 кв. км площади приходится 2 км дороги, на Урале на 17 кв. км — всего 1 км дороги. Инфраструктура работает против ИННОПРОМа». Колонка Сергея Мартьянова для DK.RU.

Сергей Мартьянов, совладелец и директор FAS Finanz Analytische Solutions GmbH (Германия, Мюнхен), руководитель выставки Discover ICT (Россия, Екатеринбург):

— История выставок в Европе и России берет свое начало примерно в одно время — в 1930-е гг. Европейские выставки выросли, по сути, из традиционных сельских ярмарок. С развитием научно-технической революции и капиталистических отношений появилась необходимость собирать на одной площадке бизнес, власть и общество — для презентации новинок, заключения контрактов и обмена мнениями. Конечным этапом развития стал формат «выставка-форум», который стал стандартом на всех континентах планеты.

В Советской России флагманом выставочного движения была выставка достижений народного хозяйства на ВДНХ в Москве. В отличие от европейских, она не ставила задачу привлечения партнеров или инвесторов, а была направлена на продвижение каждого конкретного региона СССР внутри самой же страны и для дружественных государств. На самом деле, отраслевая специализация ставила ее в один ряд с западными выставками, да и для иностранных гостей она никогда не была закрытой.

Сейчас, несмотря на развал Союза, Россия территориально остается огромной страной — и по ресурсам, и территориально, но момент с самопродвижением на внутренних рынках, к сожалению, утерян. Как и конкуренция между регионами.

Взять, к примеру, ИННОПРОМ: несмотря на федеральный и международный статус, выставка больше ориентирована на Екатеринбург и Свердловскую область, чем на всю Россию.

Понятно, что когда она только начиналась, формат оттачивался, но сейчас уже пора делать выводы и расширять кругозор.

Впрочем, ИННОПРОМ идет верным путем — и ориентир на крупнейшую немецкую выставку Hannover Messe виден невооруженным глазом. Если брать пример, то у лидера отрасли. Но чтобы встать в один ряд с Hannover Messe, Екатеринбургу предстоит еще много работать.

Германия вообще задает тон всему мировому выставочному сообществу. Здесь целых четыре ивент-столицы — Ганновер, Франкфурт, Берлин и Мюнхен. Выставки проводятся еще и в Дюссельдорфе и Нюрнберге — но менее масштабные и значимые (по организации могу сравнить их с екатеринбургскими выставками начала 2000-х гг. в центре на ул. Громова).

Промышленная выставка в Ганновере — самая крупная, с ежегодной посещаемостью от 350 тыс. человек. Само население Ганновера — порядка 500 тыс. человек, и вполне логичный вопрос, где поселить гостей, численностью в 2/3 самого города. Все просто: в Нижней Саксонии на 1 кв. км площади приходится 2 км дороги! Гостям выставки не нужно селиться в самом Ганновере — они занимают гостиницы в городах-сателлитах и имеют возможность быстро добраться до выставочного центра. Въездов в сам выставочник четыре — по сторонам света, и каждый из них имеет дублер — то есть фактически восемь. Кроме того, Hannover Messe обеспечен общественным транспортом — остановка электрички располагается рядом с выставочным центром.

В Свердловской области на 17 кв. км площади приходится 1 км дороги, а въезд в «Екатеринбург-ЭКСПО» — всего один. Курсирующие рейсовые автобусы не очень-то решают проблему с доставкой посетителей. Поэтому инфраструктура пока работает против ИННОПРОМа.

Если подсчитать объем потенциальных посетителей выставок в Екатеринбурге, то наберется более 20 млн человек (с учетом жителей соседних регионов, в первую очередь — Челябинской и Тюменской областей, Пермского края, Башкирии и Удмуртии).

Колоссальный охват — больше 10% населения страны! С таким позиционированием иностранные компании и инвесторы будут относиться к Екатеринбургу и выставкам с еще большим вниманием.

Но нужна инфраструктура — именно поэтому я участвую в рабочей группе по формированию промышленной стратегии Свердловской области до 2030 г. Если выставочная деятельность попадет в приоритеты, если будет поддержка государства и крупного бизнеса — это позволит создать 36 тыс. новых рабочих мест и почти в два раза увеличить количество людей, занятых в сфере ИТ. Плюс — приток инвестиций в регион и увеличение бюджета.

Многие сегодня говорят о том, что выставки отмирают, и им на смену приходят новые форматы — вплоть до виртуальных выставок. Это не так. Тактильные ощущения на экспозиции и личное общение на пленарных сессиях не заменить онлайном. Но выставки будут меняться. Смогут ли нынешние организаторы подстроиться под эти изменения или уступят новым игрокам — вопрос открытый. В Екатеринбурге смена операторов уже произошла. Сейчас на рынке работает всего два-три игрока из тех, кто начинал в 1990-е гг., причем самым продуктивным являются только «Уральские выставки». Все больший интерес проявляют московские операторы.

Некоторые выставки уже вошли в историю. И я рад, что мне удалось реанимировать одну из них — «Связь и информация». В 90-е она с легкостью обходила конкурирующие выставки в Питере, Новосибирске и Казани. А в 2009-м на участие в ней заявились всего десять компаний — на этом проект умер. В 2011 г. я решил перезапустить ее под названием Discover ICT. Только на подготовительные работы ушло два года, хотя мне помогали партнеры из «Уральских выставок» и министерства связи. С 2013 г. она снова проводится регулярно.

Интерес к ней проявляют и зарубежные компании. В 2013-2014 гг. участниками Discover ICT стали две ИТ-компании из Баварии. Одна впоследствии нашла партнеров, закрепилась в регионе и сейчас начинает экспансию за его пределы, вторая — открыла офис в Москве. Так или иначе, точкой входа на рынок России для них стал Екатеринбург. Несмотря на кризис и санкции, в этом году к нам собираются еще несколько компаний, никогда не работавших ранее в нашей стране. И это является еще одним подтверждением того, что выставки сохраняют свою актуальность.

Я недавно слышал, что в Тюмени собираются строить современный выставочный центр — планы амбициозные! Вот только там пока нет даже площадки, а у нас уже есть готовый «Екатеринбург-ЭКСПО».

Если сейчас мы сбросим со счетов выставочный потенциал, мы потеряем пальму первенства на Урале. Лично мне бы этого не хотелось. А вам?

Читайте также:

Сергей Мартьянов: Российский бизнес должен идти европейским путем — колонка на портале DK.RU

Самое читаемое
  • Россия удвоила поставки товаров в Африку и сократила экспорт в АмерикуРоссия удвоила поставки товаров в Африку и сократила экспорт в Америку
  • Бывший завод Mercedes в Подмосковье выходит из простоя. Он возобновит работу в маеБывший завод Mercedes в Подмосковье выходит из простоя. Он возобновит работу в мае
  • Премия «Предприниматель года» укомплектована участниками. Впереди финалПремия «Предприниматель года» укомплектована участниками. Впереди финал
  • Forbes назвал 10 самых обедневших российских миллиардеров по итогам 2023 г.Forbes назвал 10 самых обедневших российских миллиардеров по итогам 2023 г.
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.