Подписаться
Курс ЦБ на 15.05
91,35
98,66

«Наши дети не были в Америке, но все туда хотят. Это подсознательно. А откуда? Из кино»

Алексей Петрухин
Алексей Петрухин. Иллюстрация: пресс-служба RFG

«Сними про свою страну плохо — обязательно попадешь на международный кинофестиваль. Снимешь очень плохо — доведут до «Оскара», чтобы весь мир посмотрел». Продюсер об изнанке кинобизнеса.

Алексей Петрухин пришел в кино из правоохранительной системы. В 90-х занимался разными сферами — охранными предприятиями, издательским делом, строительством. Мало кто знает, но с 2000 г. Алексей Петрухин возглавляет российское представительство международной организации сотрудников правоохранительных органов РОСПО. В этом же году он запустил одноименную кинокомпанию ROSPOFilm, которая после ребрендинга стала носить название «Русская Фильм Группа» (РФГ). И спустя пять лет снял первый, отчасти биографический фильм о сотрудниках спецслужб «Мужской сезон: бархатная революция», который был признан «самым кассовым фильмом» в 2005 г. 

Сейчас в портфеле Алексея Петрухина как продюсера и сценариста — более 15 картин. Среди них «Вий» 3D, признанный «самым кассовым фильмом» в 2014 г., «Училка» — призер 26 российских и международных кинофестивалей. В 2019 г. ожидается мировая премьера блокбастера «Вий 2. Тайна Печати дракона: путешествие в Китай», снятого РФГ совместно с China Film Group и продюсерской компанией Джеки Чана. Фильм станет первым в истории примером полноценного сотрудничества России и Китая в сфере кинопроизводства. В обеих странах он получил статус национального, и вместе с российскими актерами в нем снимались Джеки Чан и Арнольд Шварценеггер.

О том, почему цензура — это «безопасность общества», правда ли, что через пару лет мы будем смотреть исключительно китайское кино и как ему удалось договориться с Джеки Чаном и Арнольдом Шварценеггером, кинопродюсер Алексей Петрухин рассказал в эксклюзивном интервью DK.RU. 

Досье DK.RU

 

Алексей Петрухин
Родился в Московской области 12 марта 1973 г.

Образование:
после школы окончил Российскую государственную академию физической культуры по направлению «Экономика и управление в спорте»;
2002 г. — окончил Государственный Московский юридический университет МВД России, кандидат юридических наук.

Профессиональный опыт:
с 2000 г.
возглавляет российское представительство международной организации сотрудников правоохранительных органов РОСПО.
В 2000 г. запустил кинокомпанию ROSPOFilm, которая с 2008 г. носит название «Русская Фильм Группа» (РФГ). Как продюсер, режиссер и сценарист выпустил в свет более 15 фильмов, среди них — «Сматывай удочки», «Мужской сезон. Бархатная революция», «Последний искатель», «Быть или не быть», «Вий 3D, «Училка», «Прощаться не будем» и другие. 2006-2015 гг. — в издательстве «Эксмо» вышли романы «Идеальный штурм», «Клан душегубов», «Варяг» не сдается».

Семья: женат, есть дочь

 

Как человек, который видит ситуацию изнутри, расскажите — что сегодня происходит в кинобизнесе? 

— В первую очередь кино — это политика. Это средство массовой информации. С помощью кино очень легко сформировать мнение на любую тему, потому что оно оказывает мощное воздействие на человека. И бизнес в киноиндустрии стоит не на первом плане. Если заниматься кино только ради денег — это провал. 

Чтобы рассматривать киноиндустрию как бизнес, нужно вывести саму модель: во что происходят инвестиции, в чем они могут оптимизироваться, и самое главное — где происходит монетизация. Монетизация — это зрители, среди них есть «пираты» с бесплатными просмотрами и те, кто платит за контент — приходит в кинотеатры. Важно понимать потенциал и емкость рынка, на который ты выходишь. Если привести цифры, то в Америке сегодня 42,5 тыс. кинотеатров, и этот показатель сохраняется на протяжении нескольких десятков лет. Их емкость заполнена и сборы понятны. 

В Китае еще 10-12 лет назад было совсем неинтересно заниматься кинопрокатом, потому что в стране насчитывалось всего лишь около 6 тыс. кинотеатров, и их сборы были существенно меньше, чем в России. Но китайцы поняли, что удержать народ в патриотизме возможно только с помощью кино. Поднапряглись, и сегодня у них самый большой рынок в мире — 53 тыс. кинотеатров. 

В России 1,7 тыс. кинотеатров с 4,6 тыс. экранов. Это крохотное число. Для сравнения: в Советском Союзе было 320 тыс. экранов, в РСФСР — около 129 тыс. экранов и 29,5 тыс. премьерных кинотеатров. Если рассматривать кино как бизнес, считается все просто: берем число кинотеатров и экранов, определяем число мест. Если в каждом кинотеатре поставят твою картину и у тебя будет полный зал, можно посчитать монетизацию этой истории. Сейчас и у нас государство начинает понимать и оценивать силу кинематографа. 

Государство обещает больше денег вкладывать в кино, понимая, что это политика, но не будет ли при этом ограничений по содержанию фильмов?

— Это и нужно делать. Я один из тех, кто двумя руками и ногами за цензуру. Но за цензуру правильную и здравую. У меня тоже возникают вопросы — кто это будет определять, не появится ли коррупционная составляющая.

Если подумать, то цензура — это безопасность общества. Это то, на чем растут ваши дети, мои дети — соответственно, наше поколение, наша страна и наша общество. Несколько поколений уже выросло на голливудских фильмах. 

У меня была творческая встреча. 300 человек 14-17 лет в зале. Задаю простые вопросы: какое государство самое мощное в мире? Америка. Куда бы хотели поехать? В Америку. Никто ни разу там не был, а все хотят. Это все подсознательно. А откуда? Из кино. Мстители, бэтмены и прочие железные люди. Классные фильмы, я тоже их смотрю. Но у нас в школах нужно бы учить смотреть кино. Раз в месяц классом вместе с учителем и желательно с кем-то от кино, кому доверяет общество, ребята идут и смотрят фильм, а потом обсуждают, что каждый для себя из него вынес. Самое главное — научить видеть, где этот пресловутый 25-й кадр. Смотришь «Железного человека» — простая фантастика, зрелищная, интересная. Но на подсознании остается — это же в Америке! Я не противник и не вижу везде врагов России, но это такая правда жизни, на которую зрителям хочется раскрыть глаза. 

«Наши дети не были в Америке, но все туда хотят. Это подсознательно. А откуда? Из кино» 1

Замкнутый круг и лекарство для патриотизма 

По мнению Алексея Петрухина, кинематограф может снизить нагрузку не только на образовательную систему, но и на здравоохранение. Если все болезни от нервов, говорит он, то кино под силу стать средством для оздоровления нации. Однако развитие оздоравливающей и вдохновляющей силы кинематографа, уверен продюсер, невозможно без протекционизма государства. 

— Кинобизнес всего мира контролируется Голливудом. Это самое мощное оружие Америки. Есть восемь голливудских прокатных компаний — «мэйджоров». Между собой они никогда не конфликтуют, лишь ради спортивного интереса соревнуются за зрителя и кассовые сборы. Специально пишут большие цифры по сборам, чтобы мы все шевелились. Они финансируют все фестивали, которые раздают призы за понятную тематику. Сними про свою страну плохо — обязательно попадешь на международный кинофестиваль. А если снимешь очень плохо — тебя доведут до «Оскара», чтобы весь мир посмотрел этот фильм. 

Подойдите к любому владельцу кинотеатра и спросите, почему он не показывает российское кино. Первый ответ, как защитная реакция: нет хорошего кино. А его нет, потому что нет зрителя. Зрителя нет, потому что этих фильмов нет в кинотеатрах. А без проката нет монетизации. У меня друзья в Китае сняли кино за 3 млн долларов, один из которых ушел на производство, два — на гонорар главному актеру. За две недели сборов — 287 млн долларов! Студия получила больше ста из них и сразу же запустила в работу 12 проектов. В Китае фильм в любом случае окупается, и сейчас они переходят из количества в качество. Запомните мои слова: через год-два мы все будем смотреть китайское кино.

В России получается замкнутый круг. Зритель не идет на отечественное кино, потому что после голливудского оно кажется ему некачественным. А после голливудского оно качественным стать не может, потому что бюджеты несопоставимы. Я очень легко рассчитываю, какое кино мне нужно снять, чтобы выйти хотя бы в ноль, остаться в этой нише и надеяться, что когда-нибудь мейджоры из России уйдут. Или пытаться (что мы всегда и делаем) искать идеи, которые будут интересны всем, и снимать такое кино за разумный бюджет.

Второе — это протекционизм государства. Он существует во всем мире, и без него вообще никак. Только Китай и Индия не сдались Америке. У них очень жесткое цензурирование, квотирование, и они развивают только свое кино.

Китай позволяет Голливуду показывать 34 фильма в год, но все американские флаги вырезаются. Плюс они не получают деньги с китайского рынка, но для общего числа показов набирают крутые цифры. Когда студия объявляет о мировых сборах, это не значит, что она получила столько денег. Красивые цифры привлекают все больше новых продюсеров, которые хотят поехать в Голливуд. Они тратят там деньги, разоряются, на их место приходят новые. Такой круговорот. 

В России Голливуд держит все своим репертуаром. Это негласная история для кинотеатров — если вы хотите получить в прокат «Фантастических тварей», то вот вам еще 15 фильмов, которые в Америке даже в кинотеатрах не выходят. Поэтому у нас на год вперед четко расписаны фильмы Universal, Disney, Fox и все кинотеатры забиты.

Есть простая формула: ни одно кино в мире не может быть успешным, если оно не принадлежит одному из голливудских мейджоров. Чтобы не было гнева российского правительства, иногда эти большие студии проявляют лояльность, чтобы потом с гордостью заявлять: это благодаря нам ваше российское кино поднимается. Все самые кассовые фильмы России прокатывали голливудские мейджоры: «Сталинград» — Sony, «Последний богатырь» — Disney, «Экипаж», «Легенда 17» — Paramount, «Вий» — Universal.

Нам нужно более серьезное участие государства. Это уже происходит. Государство субсидирует строительство кинотеатров, давая безвозвратные 5 млн руб. под обязательства ставить в прокат российское кино в 50% соотношении к иностранному. Правда, столько фильмов нет российских. А почему их нет? Возвращаемся в замкнутый круг. Со следующего года, надеемся, финансирование увеличится в разы. Возможно, придем к тому, что воссоздадут Госкино с отдельным бюджетом. Можно же делать нескучные фильмы в правильном жанре. Но нужно открывать кинотеатры. Как только у нас будет хотя бы 10 тыс. кинотеатров в стране, выстроится очередь из инвесторов, готовых финансировать кино. Как в Китае.

Кто должен открывать кинотеатры — государство или частные инвесторы?

— Частный инвестор сейчас особо не пойдет. Один кинотеатр — это очень небольшой бизнес, с которым нужно возиться. Конечно, государство должно открывать, а дальше подтянется история частно-государственного партнерства, но мы опять возвращаемся к политике. И эту партию Голливуд уже выиграл. 

Сейчас стали появляться фильмы патриотической направленности — к примеру, тема Крыма раскручивается. Но, по отзывам части зрителей, такое кино воспринимается как топорная пропаганда, и люди относятся к нему скептически.

— Но существует зрительский показатель — кассовые сборы. Раз зритель пошел — фильм идет. Есть еще такая фишка. Если вы посмотрели фильм и он вам понравился, вряд ли вы зайдете в соцсеть и напишете отзыв от души. Вам будет даже неудобно. 

Вам лично фильм понравился?

— Тема понятная. Так и нужно делать. Согласен, после голливудского уровня, на котором мы выросли, нарочитая патриотичность подламывает. Если б вы увидели «Крым» лет 20 назад, такого чувства бы не было. Это хорошо сделанное советское кино, где все понятно, поэтому «Крым» понравился в регионах. Условно это поколение моей мамы, которое не смотрело «Мстителей» и прочих голливудских фильмов. Они видят фильм как ситуацию о Крыме и верят. Поэтому это кино правильной направленности, с хорошей задумкой, но, возможно, с посредственной реализацией. 

Сейчас тема продолжается, но ее уже испортили. Я бы на месте государства сделал из Крыма политический детектив.

Как бы снимали американцы? Сразу история. Дипломат (Бен Аффлек в главной роли) поехал в Крым. Вежливые люди — зашли без единого выстрела. Обязательно бы нашелся предатель среди наших, которого раскрыли, и герой с другой стороны, который бы понимал важность и перешел на нашу сторону. Разыграть этот сюжет, показать внутреннюю интригу, силу убеждения. Американцы из темы Крыма сделали бы «Перл-Харбор». И тогда весь мир проглотил бы это кино, все стали бы героями.

Стереотипы и желание высказаться

Чтобы понять, что Алексей Петрухин имеет в виду под «правильной цензурой», нужно посмотреть его фильмы. Это яркая иллюстрация всех его высказываний. К примеру, «Училка» поднимает вопросы несовершенства образовательной системы и говорит о ценностях современных подростков. Вторая часть фильма — «Последнее испытание» — выходит в прокат в следующем году. С теми же героями режиссер рассуждает о другой наболевшей проблеме — терроризме внутри одной страны. 

Сюжет вашего нового фильма «Последнее испытание» — про захват заложников. Почему вы взялись за эту тему?

— Это желание высказаться было давно. Когда я увидел, какой резонанс произвел фильм «Училка» (хотя это не столько кино, сколько важный разговор в таком фарсовом жанре триллера), я достал лежавший 10 лет в столе сценарий. Он был по «Норд-Осту», но сам фильм не про «Норд-Ост». Его можно было бы назвать «по мотивам», но таких событий, к сожалению, было уже много. Захват заложников, террористы. Просто захват «Норд-Оста» в России наиболее освещен СМИ, он происходил практически в режиме реального времени. Я задумался, кто эти террористы, что ими движет, почему так происходит? Я выбрал чеченцев, потому что есть стереотип — это бандиты, террористы. Поколения растут, а стереотип не меняется. Были бы такое же восприятие азербайджанцев или узбеков, мы бы говорили про них. 

Это продолжение «Училки»?

— Это неформальное продолжение — те же герои, но три года спустя. Но если вы не смотрели фильм «Училка», вы ничего не теряете. Для вас кино начинается со встречи одноклассников, которые приходят к ней на день рождения и вытаскивают на премьеру спектакля. И театр захватывают террористы. Дальше идут взаимоотношения. Кто эти террористы, кто эти ученики. Я люблю поговорить в кино, и мы долго разговариваем. 

И к чему все придет? 

— Каждый сделает свой вывод. Я считаю, кино должно поднимать вопросы, но я как автор имею свое мнение и стараюсь не просто задать вопрос, а предложить несколько вариантов ответа. Даже если кино вам не понравится, вы в любом случае проплачетесь, потому что мы поднимаем вопросы, больные для всех. Все это будет. Но я за то, что даже трагедия должна быть с хэппи-эндом. Но чтобы прийти к свету, нужно окунуться в грязь, задохнуться, нахлебаться, умереть, но воскреснуть. Или остаться с надеждой на воскрешение. А иначе зачем жить? Вам в жизни проблем не хватает? В кино вы должны увидеть свои проблемы, а в конце получить варианты решения. 

«Наши дети не были в Америке, но все туда хотят. Это подсознательно. А откуда? Из кино» 2

Мечта детства и привет от Джеки Чана

Неслучайно Алексей Петрухин на протяжении всего нашего разговора вспоминает Китай. Три года он жил между двумя странами, пока РФГ совместно с China Film Group и продюсерским центром Джеки Чана снимала в Китае вторую часть «Вия». Бюджет фильма составил 49 млн долларов, ожидаемые сборы в Китае — 434 млн долларов. В производстве уже находится третья часть блокбастера — в ней одну из ролей сыграет Мэл Гибсон и будут задействованы партнеры из Индии. Второй страны мира, которая, как и Китай, держит оборону от продукции Голливуда. 

Как вы вышли на Джеки Чана и Арнольда Шварценеггера?

— Сначала я приехал к Джеки Чану и сделал ему предложение, от которого он не смог отказаться. А потом вместе с Джеки мы сделали предложение Арнольду, от которого тот не смог отказаться. Все по-русски. Серьезно. Знаете, как у нас принято? Допустим, нужно тебе пойти к министру, потому что в его компетенции находится решение твоего вопроса. И все начинают спрашивать: «У тебя есть кто-нибудь в министерстве?». Я никогда не ищу протекции. Я иду в министерство и записываюсь на прием, на который отводится пять минут. И дальше — твое искусство общения. Здесь все точно так же. Кого в Китае можно привлечь, чтобы в кино на тебя обратили внимание? У меня мечта детства — познакомиться с Джеки Чаном. Для меня это мудрейший человек. Так как я работал с Universal, я написал его агенту. Потом приехал в Китай, меня познакомили с министром культуры. Затем, сославшись на него, я пообщался с агентом Джеки Чана, и мне выделили три минуты личного общения. С Арнольдом было проще.

Передаешь привет от Джеки Чана и больше ничего не надо. Даже Голливуд не смог объединить их в одной картине, сколько ни пытался. А здесь все совпало, да и шутки наши русские зашли. 

В Китае российские специалисты очень ценятся.  Мы помогаем друг другу и стараемся делать кино, которое выполняет свои основные функции: вдохновляет, объединяет и образовывает.

«Наши дети не были в Америке, но все туда хотят. Это подсознательно. А откуда? Из кино» 3

 

Самое читаемое
  • На бывшем заводе «Рено» началось производство автомобилей по технологии полного циклаНа бывшем заводе «Рено» началось производство автомобилей по технологии полного цикла
  • Озвучены новые площадки под застройку в ЕкатеринбургеОзвучены новые площадки под застройку в Екатеринбурге
  • Как на Среднем Урале создают будущее атомной энергетикиКак на Среднем Урале создают будущее атомной энергетики
  • В историческом центре Екатеринбурга власти рублем борются за ротацию парковочных местВ историческом центре Екатеринбурга власти рублем борются за ротацию парковочных мест
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.