Деловой квартал / Новости / Работа VS соцсети: что HR-ры ищут на страничках кандидатов?
Работа VS соцсети: что HR-ры ищут на страничках кандидатов?
Источник: pixabay.com

Работа VS соцсети: что HR-ры ищут на страничках кандидатов?

19.01.2017 12:56

В одной из компания Москвы кандидата не взяли на работу из-за того, что в соцсети «ВКонтакте» у него всего 6 друзей. Как же реально влияют странички в социальных сетях на карьерные возможности?

  • Поделиться
  • Поделиться
  • Твитнуть

Сотрудница кадровой службы отказала соискателю в получении работы после просмотра его страницы «ВКонтакте».

«Значит, плохо в коллективе освоится», — заявила сотрудница HR-отдела, сославшись на свое высшее психологическое образование, сообщает «Труд».

Известно, что кандидат имеет высшее техническое образование, опыт работы в аналогичной сфере и даже располагает базой корпоративных клиентов. Рекомендовал мужчину его друг, который работает в компании и посчитал, что знакомый – отличный кандидат для открывшейся вакансии. После собеседования именно этот мужчина спросил у девушки-рекрутера, каковы результаты. Ответ его очень удивил:

«Плохая характеристика после прохождения теста. И еще я его «ВКонтакте» нашла, а у него в друзьях только шесть людей. Значит, плохо в коллективе освоится»,  заявила сотрудница HR-отдела.

Пост о произошедшем появился на популярном сайте Pikabu, он быстро стал вирусным и собрал более 1,6 тысячи комментариев. Кроме того, история разошлась по сообществам в социальных сетях.

Через день стало известно продолжение истории: «вынесшего сор из избы» сотрудника вызвали к начальнику, где было сделано замечание. Друг же, узнав о причине отказа, отказался от попыток получить место в фирме.

История вызвала огромный резонанс. На самом деле, социальные сети за 10 с небольшим лет очень прочно вошли в жизнь россиян. Чтобы узнать о человеке максимум, обращаются именно к ним. Неудивительно, что и рекрутеры научились использовать странички «ВКонтакте» и «Фейсбуке» «по полной программе». Разработаны и рекомендации для соискателей. Что же нужно сделать со страницей в соцсети, чтобы кадровик тут же одобрил кандидатуру?

Портал «Деньги и карьера» пишет, что, по мнению российских специалистов по рекрутменту, наличие странички в соцсетях — это дополнительный кладезь информации о том или ином соискателе. То, что рекрутеры активно используют результаты поиска в соцсетях в своей работе, доказывает социостатистика. Например, по данным опроса интернет-ресурса «Job.ru», 53% эйчаров подтвердили, что они изучают профили соискателей в социальных сетях. Результаты опроса от «HeadHunter» свидетельствуют: интерес к личным страничкам соискателей проявляет чуть большее количество HR-менеджеров, однако с той лишь оговоркой, что речь идет не о всех подряд кандидатах, а лишь о понравившихся, 76% респондентов ищут профиль приглянувшихся соискателей в соцсетях. При этом стоит отметить, что 15% из них делают это всегда, а 61% — только в случаях с некоторыми претендентами на ту или иную должность.

«На данный момент можно с уверенностью утверждать, что практика просмотра профилей в социальных сетях получила повсеместное применение. Посмотрите вакансии на таких работных сайтах, как hh.ru, superjob.ru и других: все чаще в требованиях к резюме запрашиваются ссылки на страницы в социальных сетях. То есть мы можем говорить уже о том, что данная практика приобретает определенные формальные черты. Страница в социальной сети — это собрание всей личной информации в открытом доступе, информации, которая очевидно характеризует личные качества, интересы, мысли, взгляды человека на жизнь и многое другое, — обращает внимание генеральный директор компании «Tom Hunt» Владимир Якуба Кандидаты также осознают тенденцию, получившую популярность среди HR'ов, и стараются наилучшим образом оформить страницы и заполнить важной информацией — о местах работы, об образовании, посты на стене и в хронике преимущественно заполнять профессиональной информацией и корректными мыслями и др. Просмотр профиля может способствовать принятию положительного или отрицательного решения относительно кандидата, особенно в компаниях со строгой корпоративной культурой и ценностями».

«Исходя из своей практики, могу сказать, что просмотр профиля кандидата в социальных сетях используется очень активно. Идеальное резюме не всегда, но может насторожить. Социальные сети дают хорошую возможность узнать о соискателе больше информации и сопоставить резюме с реальностью. Помнится интересный случай, когда мы осуществляли подбор активных девушек на масштабный проект, где предстояла работа за фирменным стендом у кассового аппарата. Подбирая персонал на такие проекты, специалисты очень часто прибегают к просмотру профилей кандидатов в соцсетях, чтобы наиболее точно составить психологический портрет человека (предположить наличие у соискателя таких качеств, как ответственность, пунктуальность и коммуникабельность — страница интроверта, к примеру, будет менее информативной, чем активного и коммуникабельного экстраверта), — рассказывает специалист по поиску и подбору персонала управляющей компании «Империя Кадров» Анастасия Скобенко. — В процессе ознакомления выяснилось, что одна из девушек, мягко говоря, распространяет очень непорядочные фотографии с откровенной рекламой. Конечно, кандидатуру этой девушки мы исключили из конкурса, а также оставили комментарий к резюме на специализированных сайтах подбора персонала, где можно отметить качества соискателя».

По мнению экспертов, при изучении профилей в социальных сетях эйчары во главу угла ставят личностные характеристики кандидата.

«Как правило, менеджеры по подбору персонала изучают, оценивают общую адекватность кандидата, грамотность его комментариев, а если это страницы на LinkedIn, Facebook, то могут посмотреть «друзей» и могут использовать как способ установить контакт», — считает ведущий консультант кадрового агентства «Визави Консалт» Екатерина Прибыткова.

При этом стоит отметить, что далеко не все соискатели готовы выкладывать сведения о себе в открытый доступ. В ходе еще одного опроса компании «HeadHunter» выяснилось, что 24% россиян закрывают свою страницу от посторонних глаз во всех соцсетях, где они зарегистрированы. В большинстве случаев такие пользователи уверены в том, что это их личное пространство и посторонним вход туда воспрещен, а также они не видят смысла в том, чтобы держать профиль открытым (по 49%). Еще часть опрошенных считает, что в соцсетях у них выложено слишком много личной информации (16%), поэтому она не должна попадаться на глаза чужим людям.

Для рекрутера же закрытость профиля – повод задуматься, что «не так» с кандидатом. Тотальной проверке в соцсетях, однако, подвергаются далеко не все кандидаты в равной степени. По словам Анны Жуковой, наибольшая вероятность попасть в поле зрения HR-специалистов есть у топ-менеджеров, специалистов в сфере развития бизнеса и IT, личных помощников, секретарей.

«Есть такое неформальное мнение о том, что Facebook является более деловой соцсетью, чем Вконтакте, аудиторию которого составляет молодёжь. Соответственно, молодых специалистов и менеджеров среднего звена следует искать на vk.com, а управленцев — на Facebook. Кроме того, общение Вконтакте имеет более неформальный уровень, есть возможность переговорить с кандидатом неофициально и охарактеризовать перспективы сотрудничества», — делится наблюдениями Владимир Якуба.

Какой профиль в соцсетях придется по душе работодателю?

HR-респонденты сообщили интернет-ресурсу «Job.ru», что они обращают внимание на комментарии соискателей (46%), на то, состоит ли претендент на вакансию в специализированных группах (67%), репостит ли статьи на профессиональные темы (54%). Многие эйчары (72%) придают значение тому, выплескивает ли специалист негатив по поводу коллег/начальства/компании на всеобщее обозрение. Также рекрутеров настораживает ненормативная лексика в соцсетях (41%) и грамматические ошибки (8%), а также пессимистичные статусы (12%).

«Работодатели могут изучать профиль соискателей в социальных сетях. Де-юре он не должен играть решающую роль при трудоустройстве, но де-факто впечатление от страницы в соцсетях может испортить или улучшить мнение о них как о специалистах. По данным опроса нашего интернет-ресурса, работодатели признают, что откровенные фото, грамматические ошибки, нытье и жалобы на прежнего начальника могут испортить впечатление о кандидате. И наоборот, приятная страница в соцсетях, с интересным кругом общения и содержательными постами может добавить соискателю баллы. Особенно часто анализируются страницы у специалистов сферы «человек-человек», — комментирует руководитель направления по связям с общественностью интернет-ресурса «Job.ru» Анна Чуксеева. — По страницам маркетологов, эйчаров, менеджеров по продажам можно оценить круг и даже список потенциальных рабочих контактов. Для SMM-менеджеров наличие собственных «раскрученных» страниц в соцсетях очень часто является обязательным требованием. Несмотря на то, что личная страница — это часть личного пространства, надо понимать, что все публикуемое в открытом доступе может быть прочитано теми, кого пользователи не ожидали встретить в читателях. Поэтому следует делить друзей на группы и редактировать настройки видимости. По крайней мере, в момент поиска работы».

Кроме того менеджеры по подбору персонала обращают внимание на внешнее оформление странички и ее содержание, а уже потом делают какие-либо выводы, ориентируясь на общепринятые стандарты в сфере HR.

«В настоящий момент актуализируется такое понятие, как «личный брендинг», который применительно к деловой сфере предполагает самостоятельное профессиональное позиционирование. Об этом понятии, в первую очередь, следует задуматься именно соискателям, заполняя личные профили в социальных сетях. Во-первых, следует понимать, что соцсети — это мощный инструмент в поиске и нахождении той самой работы. Во-вторых, само оформление аккаунта в соцсети — здесь мы говорим о том, чтобы преподнести себя как профессионала своей сферы или, по крайней мере, как делового человека, если сфера ещё не определена, — рассуждает Владимир Якуба. — Самые основы — это образование, места работы или практики, знание языков, контактная информация (хотя бы почта). Следует избегать откровенных фотографий с открытым доступом, радикальных высказываний и неординарного выражения мыслей (если, конечно, кандидат не претендует на должность в творческой сфере), которые могут быть непонятны многим. Это не значит, что нужно подделывать свой профиль под стандарты, но самовыражаясь следует помнить о рамках принятого».

«Наш простой совет для позитивной визуализации в интернете себя как специалиста и профессионала: в деловой сети заполняйте свой профиль максимально подробно, обязательно фото в деловом стиле, в развлекательных же — закройте свои странички для общего доступа (режим friends only), — рекомендует директор по развитию деловой социальной сети «Профессионалы.ru», член НП «Эксперты Рынка Труда» Дмитрий Щелкунов. — Не стоит выносить на публику ваши личные пристрастия и увлечения. Это может аукнуться при трудоустройстве на желаемую должность».

«Если мы рассматриваем вариант идеального профиля в социальных сетях, то здесь можно придерживаться двух подходов. Первый — продолжать оставаться собой и, если специалист — яркая, интересная личность, в соцсетях он довольно-таки активен: размещает собственные (замечу — именно собственные, а не перепосты и лайки чужих постов), интересные, небанальные и злободневные посты, фотографии, отвечает на комментарии или активно комментирует посты других пользователей — рано или поздно это, возможно, вызовет интерес и у потенциального работодателя, специально отслеживающего его активность или зашедшего на его страничку случайно, — предлагает старший консультант рекрутинговой компании «Бигл» Дмитрий Королев. — Второй подход может быть основан на концепции «я товар и я себя рекламирую» — не исключаю, что так «раскрутились» многие популярные блоггеры, причем для некоторых само ведение блога/странички в соцсетях уже стало основной профессией и источником дохода. Кстати, один из популярных блоггеров в свое время давал полезный совет: «Пишите регулярно, пишите интересно — и ваша аудитория будет постоянно прирастать». А большая аудитория — это всегда больше возможностей. Карьерных, и не только».

«HH.ru» публикует 5 советов для создания идеальной с точки зрения работодателя страницы в соцсети.

Шаг 1. Посмотреть на контент глазами работодателя

Посещая профиль соискателя, работодатель преследует вполне конкретную цель. Для него важно узнать ваши интересы и ценности, а также понять, впишитесь ли вы в корпоративную культуру компании. Репосты на стене, статусы и комментарии должны работать на профессиональный имидж соискателя. Особенно начеку нужно быть тем, чья профессиональная деятельность напрямую связана с брендом компании (маркетинг, PR, SMM).

  • Недопустимо употреблять ненормативную лексику и оскорблять других пользователей сети. Такое поведение свидетельствует о низком культурном и интеллектуальном уровне соискателя.
  • Стоит воздержать от негативных высказываний в отношении бывших коллег и работодателя. Даже если расставание было не совсем гладким, не стоит пренебрегать правилами профессиональной этики.
  • Не нужно публиковать унылые статусы или категоричные высказывания. Рекрутеры избегают нытиков и агрессивно настроенных людей.

Шаг 2. Удалить компрометирующие фотографии

Оказавшись на странице соискателя, рекрутер может и не читать статусы или комментарии, но фотографии посмотрит обязательно. Не стоит выкладывать фото с вечеринок и застольных посиделок, а также снимки на пляже. Фото в соцсетях отображают деятельность соискателя, его интересы и увлечения. Например, фотографии с путешествий расскажут об активности соискателя, его стремлении узнавать что-то новое, а фото с детьми — о семейных ценностях. Если у человека есть интересное хобби (велопробеги, верховая езда, танцы), можно рассказать об этом посредством фотографии. Важно не забыть разместить фото с семинаров и профессиональных конференций: фотоальбомы должны быть свидетельством достижений человека.

Шаг 3. Устанавливать контакты и расширять френдлист

Поговорка «скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты» лучше всего иллюстрирует взаимодействие в соцсетях. Профессиональный мир очень тесен. И потенциальный работодатель может увидеть общих знакомых, которые готовы предоставить вам хорошие рекомендации. Нужно помнить о правиле шести рукопожатий и не закрывать свой френдлист. Стоит активно пользоваться инструментами нетворкинга, расширять круг общения. Пользователь, у которого список друзей ограничен ближайшим окружением, может показаться закрытым и не идущим на контакт. В то же время в профессиональных соцсетях считается моветоном отправлять запрос на дружбу тем, с кем не знакомы лично.

Шаг 4. Общаться в профессиональных сообществах

Группы, в которых состоит пользователь, всегда отображают его интересы. Это могут быть сообщества по увлечениям (спорт, история, рукоделие) или профессиональные сообщества. Группы под названием «клуб любителей поспать» или «самые ленивые люди в мире» не с лучшей стороны характеризуют соискателя. Лучше сосредоточить внимание на профильных сообществах: общаться с коллегами, делиться новостями рынка, обсуждать вопросы определенной сферы деятельности. Репосты таких сообществ покажут рекрутеру, что человек включен в «профессиональную тусовку» и хочет развиваться как специалист.

Шаг 5. Оперативно обновлять информацию

Нужно быть активным и не забывать обновлять актуальную информацию о себе. Аккаунт в соцсети является отличной площадкой для самопрезентации в неформальной обстановке. В соответствующих разделах нужно указать образование, предыдущее место работы, контакты. Эти данные не должны противоречить тому, что написано в резюме. Чем больше нужной информации будет доступно рекрутеру, тем больше шансов для дальнейшего общения.

Важно, однако, и не перестараться: компаниям не нужен сотрудник, который днями «висит» в соцсетях.

Автор: Александра Клименко
Публикации по теме
Система Orphus
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter.
Как попасть?

Материалы партнеров

Как открыть счет в зарубежном банке Как открыть счет в зарубежном банке
Международная деятельность, привлечение партнеров и денег из-за рубежа, желание сохранить капитал – вот неполный список поводов для взаимодействия с финансовыми учреждениями других стран.
С начала этого года основные криптовалюты показали феноменальный рост С начала этого года основные криптовалюты показали феноменальный рост
Инвестировавшие в них получили серьезную прибыль. Эксперты считают: цифровые валюты продолжат расти.
Перчатки для пищевой промышленности: как лучше защитить руки и продукт Перчатки для пищевой промышленности: как лучше защитить руки и продукт
Производители предлагают широкий спектр перчаток для пищевой промышленности. Как сориентироваться?

Бизнес

Через год-полтора в России наступит острая фаза кризиса — Владимир Фролов Через год-полтора в России наступит острая фаза кризиса — Владимир Фролов
Мотивация не работает. Каждый сотрудник должен делать то, что ему нравится
Свой чужой бизнес. Как купить выгодную франшизу и не загубить проект
«Покупатели подсели на промо-иглу. Скидки обесценят бренды». Потребительские тренды — 2017
Чубайс: «Мы знаем, что сделает эволюцию на нашем рынке, но мы не одни такие умные»

Свое дело

«Я работала юристом в США, но решила уйти в фэшн-дизайн и переехала.. в Каменск-Уральский» «Я работала юристом в США, но решила уйти в фэшн-дизайн и переехала.. в Каменск-Уральский»
Михаил Мальцев, «Пиотровский»: «YouTube стремительно убивает бульварное чтиво»
Как сделать ролики в Instagram работой и безбедно жить — блогер Ида Галич / ИНСТРУКЦИЯ
Он вслед за сыном уехал за границу и начал жизнь с чистого листа
Купил квартиру за 25 тыс. евро? Не радуйся. В Испании она может стать гирей на твоих ногах

Качество жизни

«Кабина остановилась, свет погас...» Семь часто задаваемых вопросов о лифтах «Кабина остановилась, свет погас...» Семь часто задаваемых вопросов о лифтах
По какому поводу гуляем? Тест от DK.RU на знание национальных праздников
«Детей надо учить метанавыкам: как держать внимание, как не тронуться умом от всего этого»
Откуда берется синдром несчастливых начальников и как понять, готовы ли вы быть боссом?
Цена этой картины $70,5 млн. Вы бы купили? Шесть стереотипов о современном искусстве

Мнения

Андрей Бриль: Я застал крепостной строй, а мои родители — рабовладельческую империю Андрей Бриль: Я застал крепостной строй, а мои родители — рабовладельческую империю
Андрей Бриль: Повестку в России формируют профессиональные лузеры
Отказ от диалога — большая глупость власти. Предприниматели — о важных вопросах к протесту
«Даже мегаправильный человек в среде воров и доносчиков сам становится таким же»
«Мы тут решили построить мост, провести Универсиаду. Пап, дай денег»

Лайфхаки

Работа или все же путешествие? Три главных правила экспата Работа или все же путешествие? Три главных правила экспата
Самые ненадежные автомобили мира: сводный РЕЙТИНГ
Десятка лучших автомобилей лета 2017: РЕЙТИНГ
Лучшие вещи в мире бесплатны: что понимаешь, когда становишься миллионером
«Наконец-то понял для себя, где же лежат… деньги Путина», — МНЕНИЕ

Недвижимость

Биться за самое дешевое место. Где жилье дорожает быстрее всего и что происходит в России Биться за самое дешевое место. Где жилье дорожает быстрее всего и что происходит в России
Как понравиться 20-летним «foodie». Четыре новые тенденции в торговых центрах / КОЛОНКА
«Хатико ждал, и ты подождешь». Сайт мнимого ЖК «Ненастье» высмеял обычные сайты новостроек
Индивидуальный расчет. Как изменится стоимость жилья при новых методах кадастровой оценки
Глава Союза архитекторов: «Во всем мире дома, которые сегодня строятся у нас, уже сносят»
НОВОСТИ РОССИИ
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Уведомление об успешной регистрации будет отправлено на указанный email
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 5 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться»,
Вы соглашаетесь с условиями пользовательского соглашения
Вы можете войти через форму авторизации
Подпишитесь
на «Деловой квартал»
Нас читают более 7000 владельцев бизнеса и топ-менеджеров