Подписаться
Курс ЦБ на 16.05
91,25
98,82

«Нашли свободную нишу? Рано радуетесь, возможно, ваш продукт просто никому не нужен»

Алексей Тищенко
Алексей Тищенко. Иллюстрация: Личный архив

«Иногда компания своими руками убивает рынок, когда ее б/у продукция начинает конкурировать с такой же, но новой. Должно быть, именно поэтому Toyota перестала делать надежные автомобили».

Алексей Тищенко, директор по развитию маркетинговой компании «Марко»:

— Часто при общении с руководителями компаний из самых разных сфер бизнеса я слышу одно и то же утверждение: «У нас нет конкурентов!». Звучит здорово, но это самообман, способный сильно навредить бизнесу. Продукт может быть действительно крутым и уникальным. Но это вовсе не значит, что он не имеет конкурентов в глазах потребителя. И может возникнуть парадоксальная ситуация: конкурентов нет, а долю рынка у компании кто-то постоянно «отъедает». И однажды может «отъесть» ее всю.

Мировой бренд — конкурент или нет?

Вот пример. Мы работаем с производителем уникального продукта — газов повышенной чистоты. На первом интервью нам дали понять, что прямых конкурентов в России у компании нет. Но в процессе общения выяснилось, что существует как минимум пять брендов мировых производителей аналогичной продукции, которых не стоит сбрасывать со счетов. Да, объемы производства и поставок у российского производителя в разы меньше, чем у транснациональных холдингов. Но на отечественном рынке и в узком сегменте наш клиент может смело претендовать на лидерство. Признать, что мировые бренды вам не конкуренты только потому, что они большие — значит отдать им свой рынок.

Сам себе конкурент

Другая крайность, которой грешат производители — плодить конкурентов самим себе.  Часто оказывается, что у сайта компании есть клон — сайт дилера. Да, многие производители не считают дилеров своими конкурентами. Но это верно только в том случае, если у самого производителя нет прямых продаж конечным клиентам.

Если вы работаете только через дилеров, то каждый из них — это точка продаж. Ну, а если дилер продает продукт параллельно с вами, то он может перетянуть клиентов к себе, например, больше вложив в маркетинг, рекламу или предложив клиенту дополнительные бонусы. Вы же упустите долю рынка и прибыль.

Так, наш клиент (крупный импортер расходников для промышленного оборудования) организовал часть продаж через дилера. И не понимает, почему покупают в основном именно через этого дилера, а не у него напрямую: он же первичный импортер, цена хорошая! Ответ прост: цена хорошая, а дополнительный сервис? А отсрочка платежа? А комплектация заказа (куда входит продукция не только нашего клиента, но и его конкурентов)?

Похожий пример возник с агентством недвижимости. Его руководитель тоже не сомневался в отсутствии конкурентов. Тогда мы начали их искать вместе. Выяснили, что агентство действительно является лидером рынка аренды недвижимости в Екатеринбурге. Но одновременно с ним действует огромное количество бывших сотрудников — агентов, забирающих существенную часть заказов. Кроме того, на рынке работают различные информационные агентства, которые предоставляют контакты собственников, не заботясь об актуальности предложения и без юридического сопровождения сделки, зато по значительно меньшей стоимости.

Конечно, по качеству и другим параметрам услуги будут абсолютно разные. Но для клиента, который сталкивается с рынком аренды впервые и не знает всех подводных камней, единственным критерием выбора будет именно цена.

Есть случаи, когда клиент становится конкурентом сам себе без всяких дилеров, через вторичный рынок. Пример — компания по производству станков для холодной ковки. Выпускает надежный продукт из качественных материалов, продает сама и лидирует на рынке. Но через три-пять лет в продаже всплывают ее же станки б/у по цене вдвое ниже новых. Из-за соотношения цена/качество они начинают пользоваться большим спросом, чем новое оборудование. Получается, компания начала сама убивать собственный рынок. Должно быть, именно поэтому Toyota в свое время перестала делать надежные автомобили, на которых можно без проблем ездить по 10-15 лет минимум.

Народные средства против высоких технологий

Еще стоит помнить, что конкуренты могут быть не прямыми и не очевидными. Но с точки зрения маркетинга конкурентами являются те, кого клиент рассматривает как вариант для решения своей задачи. Однажды мы работали с производителем инсектицидов. Компания создала действенный, высококачественный, и, как следствие, недешевый продукт. Ирония в том, что ее конкурентами по факту являлись… народные средства, такие как разжигание полыни, мухоморы и заговоры от насекомых. Смех смехом, а рекламная кампания по этим ключевым словам давала хорошие результаты.

Беда стартаперов

Проблема с мнимым отсутствием конкуренции возникает не только у крупного бизнеса, но и у стартаперов. Любой стартапер стремится найти «пустой» рынок или «нишу» и стать на нем безусловным лидером. Но есть вероятность, что на рынке нет конкурентов потому, что такой продукт попросту никому не нужен.

Мы работали с высокотехнологичным производителем средств для дезинфекции поверхности, применяющихся в основном на производстве пищевых продуктов и в медицинских учреждениях. Компания считала, что средство будет востребовано на рынке, так как позволит учреждениям не только повысить санитарно-гигиеническую безопасность, но и сэкономить на уборке (наносить средство на поверхность требовалось раз в год).

А нам хватило буквально трех-четырех интервью с потенциальными заказчиками, чтобы понять — они никогда не купят этот продукт, даже если его эффективность будет подтверждена официально.

Все потому, что закон обязывает организации, связанные с медициной, пищепромом и подобные им, проводить ежедневную санобработку. И та же птицефабрика не сможет не обработать оборудование хлоркой раз в день, потому что после очередной проверки СЭС ее оштрафуют.

Так в чем же опасность?

Многим компаниям действительно очень сложно разглядеть конкурентов. Всему виной профессиональная деформация на всех уровнях бизнеса. Руководители бизнеса могут видеть свой продукт идеальным и считать, что конкурентов у него нет. Менеджеры, продающие этот продукт, видят четкую разницу между ним и аналогами на рынке, так как знают множество технических нюансов. И уверены, что по этим нюансам у товара тоже нет конкурентов.

Все забывают уточнить, как воспринимает продукт конечный потребитель. А потребитель может не замечать технических различий, может ориентироваться на самые странные критерии при выборе. И вполне возможно, что он никогда не будет пользоваться продуктом в силу множества разных причин.

Если вы считаете, что конкурентов нет, помните: в этот момент кто-то точно отбирает ваших клиентов. Вы просто не видите, куда они уходят, с кем работают помимо вас — а значит, не можете защитись свои конкурентные позиции и рискуете однажды потерять рынок.

«Нашли свободную нишу? Рано радуетесь, возможно, ваш продукт просто никому не нужен» 1

Самое читаемое
  • На бывшем заводе «Рено» началось производство автомобилей по технологии полного циклаНа бывшем заводе «Рено» началось производство автомобилей по технологии полного цикла
  • Озвучены новые площадки под застройку в ЕкатеринбургеОзвучены новые площадки под застройку в Екатеринбурге
  • Как на Среднем Урале создают будущее атомной энергетикиКак на Среднем Урале создают будущее атомной энергетики
  • В историческом центре Екатеринбурга власти рублем борются за ротацию парковочных местВ историческом центре Екатеринбурга власти рублем борются за ротацию парковочных мест
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.