Деловой квартал / Новости / Маркетинговые игры кончились, цены на такси вырастут — Максим Шушарин, такси «М...
Маркетинговые игры кончились, цены на такси вырастут — Максим Шушарин, такси «Максим»
Источник: пресс-служба такси «Максим»

Маркетинговые игры кончились, цены на такси вырастут — Максим Шушарин, такси «Максим»

Самое читаемое
  • «Газпром» разворачивает мегапроект на $20 млрд. Его партнером станет структура Ротенберга «Газпром» разворачивает мегапроект на $20 млрд. Его партнером станет структура Ротенберга
  • «Чаша весов уже так переполнилась бардаком, что мочи нет. Вам не надоел статус жертвы?» «Чаша весов уже так переполнилась бардаком, что мочи нет. Вам не надоел статус жертвы?»
  • Дерипаске придется уйти: США допустили снятие санкции с «Русала». На каком условии? Дерипаске придется уйти: США допустили снятие санкции с «Русала». На каком условии?
  • «Санкции оказались наднациональными»: у группы Вексельберга заморозили до $2 млрд активов «Санкции оказались наднациональными»: у группы Вексельберга заморозили до $2 млрд активов
  • «Бизнес сейчас жесток. Мало кто включает моральные принципы» «Бизнес сейчас жесток. Мало кто включает моральные принципы»
06:30   08.09.2017

Как мобильные сервисы изменили рынок такси, почему онлайн не победит оффлайн и есть ли опасность в объединении «Яндекс» и Uber — в интервью директора сервиса заказа такси «Максим» Максима Шушарина.

По данным российского аналитического агентства Discovery Research Group, объем рынка таксомоторных перевозок в России в 2016 г. составил 339 млрд руб. При этом на долю мобильных агрегаторов, по мнению агентства, приходится только 5% рынка. VTB Capital Research оценивает рынок легальных перевозчиков такси в России в 501 млрд руб. в 2016 г. Доля онлайн-заказов, по мнению аналитиков, в ближайшие пять лет увеличится с текущих 20% до 80%.

В «Яндекс.Такси» в конце 2016 г. в среднем совершалось 500 тыс. поездок в сутки, в Uber — 150–170 тыс., в Gett — 150 тыс. (данные РБК). В сервисе заказа такси «Максим» этот показатель оценивается в 700-800 тыс. поездок. Директор сервиса Максим Шушарин рассказал DK.RU, почему приложения для заказа такси еще не победили оффлайн-рынок.

Как изменился рынок такси с появлением мобильных сервисов? 

— Еще 10-15 лет назад не было сервисов федерального масштаба, были только локальные таксопарки. Диспетчер записывал заказы на листок и передавал их по рации. Чтобы вызвать такси, нужно было обзвонить с десяток номеров и прилично подождать. В начале 2000-х стало происходить то, что потом кардинально и навсегда изменило рынок. Некоторые службы такси, в том числе «Максим», занялись стандартизацией и автоматизацией услуги. Разрабатывали софт для операторов и управления бизнесом такси, строили программно-аппаратные комплексы и контакт-центры, связь, системы обучения. 

Это уже получилась другая бизнес-модель? 

— Принципиально другая, нацеленная на массовый спрос. Аналитики теперь это называют технологической революцией. В ней параллельно в разных концах страны участвовали компании, которые сейчас значатся в числе крупнейших и продолжают определять развитие отрасли. А тогда энтузиасты просто мечтали сделать такси доступным и быстрым, с понятной ценой, контролируемым качеством. 

Следующим шагом была задача ускорить работу водителей. На стороне приема и обработки заказов от пассажиров уже были ИТ-технологии, а в машинах все еще стояли рации. Вот на этом стыке и появились мобильные сервисы. 

Первое приложение — Taxsee Driver мы разработали в 2007 г., оно было создано для работы водителей. Интернет был медленный, программа писалась на java и была очень простой, как игры в звонилках. Но она заменила рации и вместе с ними — неэффективную, маломобильную систему работы такси. В том же 2007 г. мы разработали мобильное приложение для пассажиров. Но тогда было сложно убедить пользователей заказывать такси через меню в телефоне. Не было магазинов приложений, WAP-интернет приходилось настраивать вручную. 

В начале 2010-х распространились современные мобильные платформы, смартфоны и достаточно быстрый интернет. Это стало вторым рождением приложений для заказа такси. 

Сегодня программно-аппаратный комплекс может принять заказ, рассчитать стоимость, найти водителя, сократить время подачи автомобиля, проложить маршрут, зафиксировать все стадии выполнения заказа, попросить у пассажира отзыв о поездке, передать его в отдел качества, вывести руководителю статистику и аналитику бизнеса. Чтобы эта система работала, трудится много специалистов в самых разных областях знаний. 

Это можно считать победой онлайна? 

— Не совсем так. Просто в какой-то момент стало модно делить рынок на онлайн и оффлайн. Но это неправильно. Для тех, кто звонит по телефону оператору, мы кто? Допустим, оффлайн-сервис. А для тех, кто у нас же заказывает такси через мобильное приложение, мы — онлайн-сервис. 

Дело в другом. Работа современного такси немыслима без профессионального программного обеспечения и мобильных приложений. Автоматизация и стандартизация позволили сократить холостые пробеги и простои водителей, удешевить услугу. Можно контролировать и улучшать качество обслуживания, быстро реагировать на изменение спроса и предложения. 

Сейчас рынок такси находится на пике существующих в мире технологических возможностей. Это факт. Конкуренция больше идет на уровне качества, гарантий и маркетинга. ИТ-разработки, улучшающие сервис, ведутся постоянно. Офлайн-компании продолжают развивать свой онлайн. Те, кто начал как чистый онлайн, постепенно внедряет офлайновые сервисы. Изменения диктует массовый пользователь, а он не готов выбрать что-то одно. 

Сколько сегодня заказов приходится на онлайн, а сколько на оффлайн?

— У нас нет данных по всему рынку. Могу сказать, что треть пользователей нашего сервиса по всей стране заказывает такси через приложение. В Екатеринбурге — активнее, чем в среднем по России. 

Не стоит рассматривать приложение как скорую замену контакт-центра, эти каналы дополняют друг друга, дают пользователю выбор. Заказать такси через оператора было легко всегда. И будет легко еще длительное время. На практике одни и те же люди в разных ситуациях используют разные способы заказа. В стандартной ситуации проще нажать кнопку в приложении. Когда нужно что-то спросить — звонят оператору. Да и вообще, очень много людей продолжает пользоваться простыми телефонами. 

«Яндекс» и Uber объявили о планах по объединению на территории России. Как это может сказаться на рынке? Не грозит ли это монополией?

— Подобные объединения либо решают организационные проблемы, либо нужны для привлечения капитала инвесторов и распределения его внутри организаций. А на деле для пассажиров и отдельно взятого водителя ничего не меняется. 

Специфика рынка такси в том, что он не может быть монопольным. Он всегда открыт. На него в любой момент могут зайти зарубежные компании. Могут проявить себя существующие российские компании, которые набирают рост. Или создадутся новые. Не надо забывать и о том, что в каждом отдельном городе есть местные фирмы. Они тоже конкуренты. 

Вопрос о монополии важен еще и потому, что от этого зависит стоимость поездок. За последние два года цена на услуги такси снизилась, но сейчас опять намечается рост.

— Цены упали тогда, когда в Екатеринбурге начали работать несколько федеральных сервисов заказа такси. Удешевление услуги было маркетинговым ходом для привлечения пассажиров. При этом у сервисов есть и другие пользователи, которых должна устраивать цена поездки, — водители.

Поначалу многие сервисы доплачивали им за выполненные заказы, но сейчас прекращают работать себе в убыток и убирают доплаты. Если водителям будет невыгодно выполнять заказ без доплат, поездка может просто не состояться. Поэтому возвращаются адекватные цены. Средняя цена поездки с нашим сервисом в Екатеринбурге составляет примерно 250 руб. 

Если говорить о прогнозах, как в долгосрочной перспективе (5-10 лет) изменится рынок такси? Что будет с ценами, какие компании смогут закрепиться на рынке, как изменится потребитель? 

— Вы ждете рассказов о беспилотных автомобилях такси? Когда-то это будет, но не так скоро. Мы стараемся реально смотреть на жизнь. С уверенностью можно говорить, что доля заказов через приложения будет увеличиваться.

Интеллектуальные технологии будут развиваться. Услуга будет качественнее и безопаснее. Будет продолжаться эволюционное развитие рынка до тех пор, пока не появятся условия для нового технологического рывка, как это случилось 10 лет назад. 

Сейчас мы в сервисе заказа такси «Максим» заканчиваем разработку и скоро предложим пассажирам сервис совместных поездок, который позволит ездить дешевле тем, у кого маршруты совпадают. 

Автор: Екатерина Тарханова
Система Orphus
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter.
Публикации по теме
Стать партнером

Материалы партнеров

Новости

«Мы любим тебя там, где ты есть». Как потерять своих лучших сотрудников «Мы любим тебя там, где ты есть». Как потерять своих лучших сотрудников
Гендиректор крупнейшего российского ритейлера ушла в отставку
«Нужно это остановить». Крупный ритейлер пожаловался на «кондитеров из соцсетей»
Каждый десятый на грани: скольким российским банкам грозит дефолт в 2018 г.
Устал: Игорь Шувалов уйдет из правительства. Он может заняться проектом «дочери Путина»
Как Михаил Прохоров помог вице-премьеру Хлопонину заработать миллиарды на продаже виллы
«Это слабый уровень подготовки». ГИБДД изменит экзамен по сдаче на водительские права

Бизнес

Время подачи деклараций истекает. Что стоит указать владельцам иностранных активов Время подачи деклараций истекает. Что стоит указать владельцам иностранных активов
Парашют для бизнеса: три ключевых стратегии налоговой безопасности
«Ребята, я понял, что это — предел. Дальше мы так работать не сможем!»
«Все логично: если ты привел предприятие к банкротству, то должен отвечать за это»
«Те, кто думает, что продажниками рождаются, допускают тяжелую ошибку»
«Забудьте все, что было». Как оспорить решение налоговой
«Женщину без сопровождения мужчины к нам не пустят». Изнанка кабаре-клуба Show Girls

Свое дело

«Надо отучить людей просить бабки». Как Cocco bello кормит всю Москву деревенским медом «Надо отучить людей просить бабки». Как Cocco bello кормит всю Москву деревенским медом
Антирейтинг брендов: как предприниматели начинают банкротить проект еще до его старта
Сергей Тонков: «Распродажи роняют ценность бренда, понятие sale не должно существовать»
Еноты, секс-игрушки, офисы. Как зарабатывать на шеринге — братья Никоновы, OneTwoRent
«Этот пирог не поделить». Сколько стоит аутсорсинг маркетинга и как на нем заработать/КЕЙС
«Почему стритрейсер — герой, а любитель игр — злодей?» История компании Caravan Games
«Хорошая жизнь производителей яхт — иллюзия». Как на Урале делают парусные суда / ФОТО

Качество жизни

«Хватит стесняться секса и эротики». Опыт компании «Казанова 69» «Хватит стесняться секса и эротики». Опыт компании «Казанова 69»
«Бизнес сейчас жесток. Мало кто включает моральные принципы»
«Почему наших предпринимателей не любят? Потому что хамство — наша национальная черта»
«Это ловушка экономии! Я могу легко пояснить, за что платить риелтору его 60-80-100 тыс.»
«Учителя хамят родителям, родители — учителям, но дело не в них. Их развращает система»
«Нет смысла платить 60 тыс. за то, что я могу сделать сам». Нужны ли риелторы? — ДИСКУССИЯ
«Школа отражает происходящее в стране. Мы живем в ситуации, когда никто никого не уважает»

Мнения

Грудогейт, или давайте запретим ходить с детьми в кафе и рестораны. — Евгений Енин Грудогейт, или давайте запретим ходить с детьми в кафе и рестораны. — Евгений Енин
«Стыдно!» — ИТ-бизнесмен о блокировке Telegram, абсурде Роскомнадзора и своих убытках
«Чаша весов уже так переполнилась бардаком, что мочи нет. Вам не надоел статус жертвы?»
«Если лично вы против контрсанкций, это не значит, что можно выходить на улицы и орать»
«Из двух зол — соцсеть Цукерберга и мессенджер Дурова — я выбираю Telegram»
«Трагедия в Кемерово — симптом опасной болезни» — Алексей Ширинкин, политолог
Раскол в России — не вокруг Путина, это спор об устройстве мира — режиссер Юрий Быков

Лайфхаки

Игла для населения или спасение: приживется ли идея с базовым доходом в России Игла для населения или спасение: приживется ли идея с базовым доходом в России
Кем вы хотели быть в 10 лет? Как понять, что вы выбрали правильную карьеру
Дайте ребенку совершить свои ошибки. Как воспитать настоящего биг босса?
Ловкость рук. Как мошенники крадут деньги с наших пластиковых карт: пять основных приемов
Конкуренция не страшна по-настоящему современному бизнесу. И вот почему
Строил-строил, не построил. Как корпоративная культура может сгубить коллектив компании
Проверять коноплю или работать «европейцем»? Легко. 14 странных востребованных профессий
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 5 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.
Читайте лучшие публикации каждое утро. Подпишитесь на рассылку «Делового квартала».
Я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.