Деловой квартал / Новости / Маркетинговые игры кончились, цены на такси вырастут — Максим Шушарин, такси «Максим»
Маркетинговые игры кончились, цены на такси вырастут — Максим Шушарин, такси «Максим»
Источник: пресс-служба такси «Максим»

Маркетинговые игры кончились, цены на такси вырастут — Максим Шушарин, такси «Максим»

08.09.2017 06:30

Как мобильные сервисы изменили рынок такси, почему онлайн не победит оффлайн и есть ли опасность в объединении «Яндекс» и Uber — в интервью директора сервиса заказа такси «Максим» Максима Шушарина.

По данным российского аналитического агентства Discovery Research Group, объем рынка таксомоторных перевозок в России в 2016 г. составил 339 млрд руб. При этом на долю мобильных агрегаторов, по мнению агентства, приходится только 5% рынка. VTB Capital Research оценивает рынок легальных перевозчиков такси в России в 501 млрд руб. в 2016 г. Доля онлайн-заказов, по мнению аналитиков, в ближайшие пять лет увеличится с текущих 20% до 80%.

В «Яндекс.Такси» в конце 2016 г. в среднем совершалось 500 тыс. поездок в сутки, в Uber — 150–170 тыс., в Gett — 150 тыс. (данные РБК). В сервисе заказа такси «Максим» этот показатель оценивается в 700-800 тыс. поездок. Директор сервиса Максим Шушарин рассказал DK.RU, почему приложения для заказа такси еще не победили оффлайн-рынок.

Как изменился рынок такси с появлением мобильных сервисов? 

— Еще 10-15 лет назад не было сервисов федерального масштаба, были только локальные таксопарки. Диспетчер записывал заказы на листок и передавал их по рации. Чтобы вызвать такси, нужно было обзвонить с десяток номеров и прилично подождать. В начале 2000-х стало происходить то, что потом кардинально и навсегда изменило рынок. Некоторые службы такси, в том числе «Максим», занялись стандартизацией и автоматизацией услуги. Разрабатывали софт для операторов и управления бизнесом такси, строили программно-аппаратные комплексы и контакт-центры, связь, системы обучения. 

Это уже получилась другая бизнес-модель? 

— Принципиально другая, нацеленная на массовый спрос. Аналитики теперь это называют технологической революцией. В ней параллельно в разных концах страны участвовали компании, которые сейчас значатся в числе крупнейших и продолжают определять развитие отрасли. А тогда энтузиасты просто мечтали сделать такси доступным и быстрым, с понятной ценой, контролируемым качеством. 

Следующим шагом была задача ускорить работу водителей. На стороне приема и обработки заказов от пассажиров уже были ИТ-технологии, а в машинах все еще стояли рации. Вот на этом стыке и появились мобильные сервисы. 

Первое приложение — Taxsee Driver мы разработали в 2007 г., оно было создано для работы водителей. Интернет был медленный, программа писалась на java и была очень простой, как игры в звонилках. Но она заменила рации и вместе с ними — неэффективную, маломобильную систему работы такси. В том же 2007 г. мы разработали мобильное приложение для пассажиров. Но тогда было сложно убедить пользователей заказывать такси через меню в телефоне. Не было магазинов приложений, WAP-интернет приходилось настраивать вручную. 

В начале 2010-х распространились современные мобильные платформы, смартфоны и достаточно быстрый интернет. Это стало вторым рождением приложений для заказа такси. 

Сегодня программно-аппаратный комплекс может принять заказ, рассчитать стоимость, найти водителя, сократить время подачи автомобиля, проложить маршрут, зафиксировать все стадии выполнения заказа, попросить у пассажира отзыв о поездке, передать его в отдел качества, вывести руководителю статистику и аналитику бизнеса. Чтобы эта система работала, трудится много специалистов в самых разных областях знаний. 

Это можно считать победой онлайна? 

— Не совсем так. Просто в какой-то момент стало модно делить рынок на онлайн и оффлайн. Но это неправильно. Для тех, кто звонит по телефону оператору, мы кто? Допустим, оффлайн-сервис. А для тех, кто у нас же заказывает такси через мобильное приложение, мы — онлайн-сервис. 

Дело в другом. Работа современного такси немыслима без профессионального программного обеспечения и мобильных приложений. Автоматизация и стандартизация позволили сократить холостые пробеги и простои водителей, удешевить услугу. Можно контролировать и улучшать качество обслуживания, быстро реагировать на изменение спроса и предложения. 

Сейчас рынок такси находится на пике существующих в мире технологических возможностей. Это факт. Конкуренция больше идет на уровне качества, гарантий и маркетинга. ИТ-разработки, улучшающие сервис, ведутся постоянно. Офлайн-компании продолжают развивать свой онлайн. Те, кто начал как чистый онлайн, постепенно внедряет офлайновые сервисы. Изменения диктует массовый пользователь, а он не готов выбрать что-то одно. 

Сколько сегодня заказов приходится на онлайн, а сколько на оффлайн?

— У нас нет данных по всему рынку. Могу сказать, что треть пользователей нашего сервиса по всей стране заказывает такси через приложение. В Екатеринбурге — активнее, чем в среднем по России. 

Не стоит рассматривать приложение как скорую замену контакт-центра, эти каналы дополняют друг друга, дают пользователю выбор. Заказать такси через оператора было легко всегда. И будет легко еще длительное время. На практике одни и те же люди в разных ситуациях используют разные способы заказа. В стандартной ситуации проще нажать кнопку в приложении. Когда нужно что-то спросить — звонят оператору. Да и вообще, очень много людей продолжает пользоваться простыми телефонами. 

«Яндекс» и Uber объявили о планах по объединению на территории России. Как это может сказаться на рынке? Не грозит ли это монополией?

— Подобные объединения либо решают организационные проблемы, либо нужны для привлечения капитала инвесторов и распределения его внутри организаций. А на деле для пассажиров и отдельно взятого водителя ничего не меняется. 

Специфика рынка такси в том, что он не может быть монопольным. Он всегда открыт. На него в любой момент могут зайти зарубежные компании. Могут проявить себя существующие российские компании, которые набирают рост. Или создадутся новые. Не надо забывать и о том, что в каждом отдельном городе есть местные фирмы. Они тоже конкуренты. 

Вопрос о монополии важен еще и потому, что от этого зависит стоимость поездок. За последние два года цена на услуги такси снизилась, но сейчас опять намечается рост.

— Цены упали тогда, когда в Екатеринбурге начали работать несколько федеральных сервисов заказа такси. Удешевление услуги было маркетинговым ходом для привлечения пассажиров. При этом у сервисов есть и другие пользователи, которых должна устраивать цена поездки, — водители.

Поначалу многие сервисы доплачивали им за выполненные заказы, но сейчас прекращают работать себе в убыток и убирают доплаты. Если водителям будет невыгодно выполнять заказ без доплат, поездка может просто не состояться. Поэтому возвращаются адекватные цены. Средняя цена поездки с нашим сервисом в Екатеринбурге составляет примерно 250 руб. 

Если говорить о прогнозах, как в долгосрочной перспективе (5-10 лет) изменится рынок такси? Что будет с ценами, какие компании смогут закрепиться на рынке, как изменится потребитель? 

— Вы ждете рассказов о беспилотных автомобилях такси? Когда-то это будет, но не так скоро. Мы стараемся реально смотреть на жизнь. С уверенностью можно говорить, что доля заказов через приложения будет увеличиваться.

Интеллектуальные технологии будут развиваться. Услуга будет качественнее и безопаснее. Будет продолжаться эволюционное развитие рынка до тех пор, пока не появятся условия для нового технологического рывка, как это случилось 10 лет назад. 

Сейчас мы в сервисе заказа такси «Максим» заканчиваем разработку и скоро предложим пассажирам сервис совместных поездок, который позволит ездить дешевле тем, у кого маршруты совпадают. 

Автор: Екатерина Тарханова
Система Orphus
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter.
Публикации по теме
Стать партнером

Материалы партнеров

Как максимально эффективно пройти обучение в школе бизнеса Как максимально эффективно пройти обучение в школе бизнеса
«Дорожная карта» от выпускников программы МВА.
11 главных вопросов о кадровом аудите и восстановлении документов 11 главных вопросов о кадровом аудите и восстановлении документов
Автор: Юлия Орехова, Руководитель направления «Аутсорсинг бизнес-процессов. Аудит. Консалтинг»,Coleman Services
Как открыть счет в зарубежном банке Как открыть счет в зарубежном банке
Международная деятельность, привлечение партнеров и денег из-за рубежа, желание сохранить капитал – вот неполный список поводов для взаимодействия с финансовыми учреждениями других стран.

Новости

«Меня перекрыло. Я ничего не хотел слышать». Олег Тиньков отзывает все иски к Nemagia «Меня перекрыло. Я ничего не хотел слышать». Олег Тиньков отзывает все иски к Nemagia
Треть миллиарда за кухни и пекарни: полковника Минобороны арестовали за рекордную взятку
Что случилось с «ВИМ-Авиа» и что делать ее клиентам / ИНСТРУКЦИЯ
«Идеальный вариант — лицо, телефон, все следы». Сбербанк оценит заемщиков по соцсетям
ЦБ займется строительным бизнесом? Регулятору могут отойти компании совладельца Бинбанка

Свое дело

«Возможно, денег у вас не будет. Это плата за свободу» — КЕЙС о смене карьеры после 40 лет «Возможно, денег у вас не будет. Это плата за свободу» — КЕЙС о смене карьеры после 40 лет
Как фитнес-блогер и мама троих детей стала производителем детской мебели / ОПЫТ
«McDonald’s на рынке ЖКХ». Как уральская УК собирается завоевывать российский рынок
«Тайцы думают, что русские отнимают у них кусок хлеба». Как живут свадебные генералы
«У меня нет юрлица, я не плачу налоги. Взятки полицейским — вот мои налоги!»

Качество жизни

«В кризис покупают по-настоящему дорогие вещи» — почему растет популярность аукционов «В кризис покупают по-настоящему дорогие вещи» — почему растет популярность аукционов
Виртуальный тур по будущей квартире. Когда в регионах услуга станет общедоступной
«Власть, заигрывая с православием, сама вскормила радикалов»
Скажите «Сыыыыр». Илья Борзенков — о трех годах без «санкционки»
Жить в России — платная услуга. «Продлевать будете?»

Мнения

«Если делаешь бизнес для себя, то никогда не создашь великую компанию» — Арсен Рябуха «Если делаешь бизнес для себя, то никогда не создашь великую компанию» — Арсен Рябуха
Екатерина Шульман: «Уберите с горла веревку, и вы увидите, как это изменит самочувствие»
«Источником денег для агрессивных скупок были... «пенсии». МНЕНИЕ о ситуации с Бинбанком
Илья Борзенков: «Давайте будем честны: гуманитарное образование — путь к бедности»
Жизнь в стране розовых единорогов, или загадочные выверты губернаторских выборов

Лайфхаки

Вы отнимаете счастье, когда оцениваете себя. Как перестать заниматься самокритикой Вы отнимаете счастье, когда оцениваете себя. Как перестать заниматься самокритикой
Как «процессника» превратить в «результатника»
«Интернеты» не работают? Можно ли выловить покупателя в онлайне
Девять автомобилей, владельцы которых забыли дорогу в автосервис
Золотой человек? Как распознать в себе деловитого страдальца

Недвижимость

Новостройки пошли в рост: как в России изменились цены на новое жилье Новостройки пошли в рост: как в России изменились цены на новое жилье
Виртуальный тур по будущей квартире. Когда в регионах услуга станет общедоступной
«Оказаться без денег и жилья». 8 причин, по которым новостройкам предпочитают вторичку
Иностранцы уходят: крупная сеть российских торговых центров меняет владельца
Задержали начало продаж квартир на день? Потеряли 3 млн руб. прибыли! — Денис Злоказов
НОВОСТИ РОССИИ
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 5 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.
Читайте лучшие публикации каждое утро. Подпишитесь на рассылку «Делового квартала».