Подписаться
Курс ЦБ на 03.05
92,05
98,64

Как «Термофор» вытеснил с рынка кустарные печи

эксперты Константин Бессонов собственник компании «Термофор» (Новосибирск) Юрий Левчук директор компании «Теплодар» (Новосибирск) Эдуард Марус генеральный директор компании «Термофор» (Новосибирск)

Где, как не в Сибири, могли появиться два крупнейших в России производителя банных печей? Новосибирские компании «Теплодар» и «Термофор» занимают около 15% рынка каждая. Но в отличие от конкурента «Термофор» освоил еще и производство отопительных печей. Печь «Профессор Бутаков» уже теснит с российского рынка канадскую разработку Bullerian, но новосибирцы намерены побороться и за покупателей на рынках Европы.

эксперты
Константин Бессонов
собственник компании «Термофор» (Новосибирск)
Юрий Левчук
директор компании «Теплодар» (Новосибирск)
Эдуард Марус
генеральный директор компании «Термофор» (Новосибирск)
Борис Мудров
директор компании «Народный камин» (Санкт-Петербург)
Денис Поливахин
директор компании «Центр каминов» (Новосибирск)

Как внедрить ноу-хау в производство?
Чем наемный менеджер лучше управленца-собственника?
Как «Термофор» преодолел сезонность бизнеса?
Основателю компании «Термофор» КОНСТАНТИНУ БЕССОНОВУ в предпринимательской смелости не откажешь. «Когда семь лет назад мы с партнером Юрием Левчуком только начинали выпускать банные печи, производство располагалось на 50 кв. м, а в штате были слесарь и сварщик. В качестве основного конкурента я наметил крупнейшего мирового производителя — финскую компанию Harvia».

Между партнерами возникли разногласия, и в 2003 г. г-н Бессонов был вынужден начать бизнес с нуля. «Я позвонил Равилю Валетову, с которым нас связывала давняя дружба, и предложил организовать производство печей на территории разоренного завода «Сибтекстильмаш». Незадолго до этого Равиль Шайхуллович и Юнус Ислямов — акционеры завода «Труд» — купили «Сибтекстильмаш» и размышляли над его дальнейшей участью». Производить станки для текстильной промышленности оказалось невыгодно, а вот идея банных печей Равилю Валетову понравилась. Так он и Константин Бессонов на паритетных началах создали компанию «Термофор».

Как «Термофор» преодолел сезонность бизнеса

К этому времени г-н Бессонов уже изучил особенности рынка банных печей. Отличие этого бизнеса — четкая сезонность: продажи начинаются в марте-апреле и продолжаются до сентября-октября, пик спроса приходится на июль-август, а осенью наступает резкий спад.

Константин Бессонов решил, что создавать производство на заводе «Сибтекстильмаш» надо не с банных печей, а с отопительных: «Важно было сразу преодолеть этот фактор — на отопительные печи пик спроса приходится осенью, и мы могли в будущем загрузить производство с сентября до марта». Собственных разработок печей у г-на Бессонова не было.

«Совершенно случайно я увидел в одном из магазинов Новосибирска отличную печь. Ее произвели в кустарных условиях, как и многие печи в то время. Грубое исполнение не испортило моего впечатления: изящество конструкторских решений было поразительным. Я разыскал разработчика — инженера Евгения Зубкевича, и мы быстро нашли общие интересы», — вспоминает он.

На создание печи изобретатель потратил два года. Он был обладателем патента, но готов был поделиться с Константином Бессоновым разработкой взамен на проценты от продаж. Сумму роялти стороны не разглашают. Евгений Зубкевич назвал печь «Профессор Бутаков» в честь своего двоюродного деда — русского теплотехника, профессора Сергея Бутакова (автор монографий в области тепло-, газо­снабжения и вентиляции).

Лидером продаж на российском рынке отопительных печей в то время была канадская Bullerian, но разработка г-на Зубкевича ей не уступала. «Печь даже превосходила канадскую по двенадцати параметрам. Явное преимущество — площадь поверхности нагрева печи «Профессор Бутаков» больше, хотя общая площадь меньше. У технического ноу-хау Зубкевича есть поверхность для разогрева пищи, у Bullerian — нет. В печи «Профессор Бутаков» имеется выдвижной ящик, при помощи которого можно доставать золу, не прерывая горения, и есть устойчивое встроенное основание с отверстиями для крепления к полу, у Bullerian отсутствует зольный ящик, печь нельзя очистить во время горения, а дополнительное основание для устойчивости надо докупать», — сравнивает г-н Бессонов.

Но лидерство марки Bullerian в мире было неоспоримо 40 лет, в России — около десяти лет. «В сезон в Москве к дилеру Bullerian выстраивались километровые очереди грузовиков со всей страны», — говорит Константин Бессонов. Впрочем, канадскому производителю не под силу было насытить российский рынок. Ниша пустовала — подобных производств в стране не было, мелкие кустари изготавливали печи под заказ.

Г-н Бессонов: «Наши первые изделия были кривые-косые. Да, у нас было ноу-хау, но его нужно было внедрять в производст­во. Мы набирали и учили рабочих, восстанавливали старое оборудование «Сибтекстильмаша», которое не было предназначено для производства печей».

К концу первого года «Термофор» произвел и продал 1 250 печей «Профессор Бутаков». Покупатели оценили достоинст­ва разработки новосибирского инженера. Постепенно компания расширила модельный ряд, взяв за основу печь Зубкевича. Названия моделей соответствуют мощностям — «Студент» (9 кВт), «Инженер» (15 кВт), «Доцент» (25 кВт), «Профессор» (40 кВт) и «Академик» (55 кВт).

После разрыва с Юрием Левчуком Константин Бессонов в августе 2003 г. подал заявку в ФИПС (Федеральный институт промышленной собственности) на регистрацию товарного знака «Термофор». «Юрий Степанович сделал это на четыре месяца позже, и ему отказали», — вспоминает г-н Бессонов. Товарный знак «Термофор» проходил регистрацию четыре года. Обладателями прав на созвучные марки в России оказались компании Merloni, Bosсh и Siemens.

«Название марки «Термофор» и логотип — языки пламени в виде буквы «М» — я придумал сразу, — утверждает Константин Бессонов. — Название я выстрадал, мне не хотелось его дарить и менять ни в коем случае». В апреле прошлого года он выиграл процесс на заседании Палаты по патентным спорам. Сейчас товарный знак защищен пятью патентами. Это вынудило г-на Левчука в 2007 г. снять с производст­ва печь «Термофор».

По словам г-на Бессонова, «Термофор» продвигает марку двумя способами — через участие в выставках и массовых городских мероприятиях. К примеру, компания — генеральный партнер празднования Дня города, организатор открытого чемпионата Сибири по спортивной сауне, спонсор новосибирского фестиваля бега и команды по скалолазанию. Спонсорство дает быстрый и относительно дешевый доступ к целевой аудитории. «Во время Дня города и фестиваля бега в Новосибирске проходят массовые гуляния, максимальное количество потенциальных покупателей видит наши баннеры и слышит нашу рекламу», — рассуждает Константин Бессонов. Но работы предстоит еще много. Согласно проведенным компанией исследованиям, узнаваемость марки в Новосибирске — 20%. В 2007 г. затраты на продвижение составили 5% оборота — около 20 млн руб., но в 2008 г. «Термофор» увеличил показатель до 7% (бюджет продвижения марки — 56 млн руб.). Помимо мероприятий в Новосибирске компания возмещает оптовым покупателям и дилерам половину затрат на рекламу; производит каталоги, листовки, изготавливает баннеры на магазины, показывает, как оборудовать стенды на выставках.

«Термофор» меняет директора

«Основная ошибка многих собственников в том, что они пытаются взять пальму первенства во всех вопросах. Но часто владелец ограничивает бизнес масштабом своей личности, загоняя его в рамки собст­венного понимания стратегии, и, вместо того чтобы активно развивать дело, пытается оценить возможные убытки от делегирования полномочий», — рассуждает г-н Бессонов. После года работы, когда основные стартовые вопросы были решены, он пригласил на должность генерального директора ЭДУАРДА МАРУСА, первого заместителя директора компании «Акор». Новый руководитель должен был развивать предприятие и продвигать продукцию. Константин Бессонов оставил за собой конструирование новых изделий. Одновременно он занимал пост директора по развитию завода «Сибтекстильмаш».

«На вопрос, сколько могу взять власти, я услышал ответ: сколько унесешь. Меня это устроило, — вспоминает г-н Марус. — Идея бизнеса показалась мне перспективной. Оборот компании за первый год ее существования достиг 25 млн руб., я поставил задачу довести его до миллиарда. По итогам работы мы выявили несколько проблем, их нужно было решать: наращивать мощность производства, расширять ассортимент, закупать новое дорогостоящее оборудование, развивать сеть дилеров и оптовых покупателей, налаживать поставки материалов — металла, красок, стекла». Эдуард Марус начал с продвижения и поиска дилеров. «В первый год работы у «Термофора» было два-три дилера и несколько оптовых покупателей, — рассказывает он. — Но каждый год мы втрое увеличивали их количество». Благодаря участию в выставках, «Термофор» к 2005 г. обзавелся партнерами в нескольких городах России, в том числе в Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре, но ежегодно количество дилеров и оптовых покупателей утраивали.

Сейчас продукцию «Термофора» продают около 200 организаций (из них 50% — дилеры), которые поставляют печи более чем в 1 000 магазинов в 93 городах России, Казахстана, Литвы, Украины, Беларуси и Латвии.

Своей главной заслугой г-н Марус считает то, что за пять лет ему удалось выстроить работу компании таким образом, чтобы ее дальнейшее развитие в меньшей степени зависело от личности руководителя. Собственники бизнеса результатами довольны. Оборот растет, демонстрируя ежегодное удвоение (см. «Статистику»). Выставки помогают привлечь новых дилеров.

Розничными продажами «Термофор» не занимается. Компания реализует продукцию с помощью оптовых продавцов и дилеров. Оптовым покупателям (частным предпринимателям, владельцам небольших магазинов) предоставляют скидки до 20%, для дилеров дисконт значительнее — до 40%, но у них есть обязательства. «Дилеры должны создавать собственную сеть оптовых покупателей и демонстрировать фиксированный объем продаж (формируется для каждого региона). Он должен удваиваться каждый год», — уточняет Эдуард Марус.

Партнером «Термофора» может стать любая компания, которая продает товары для бани, хозяйственные товары, строительные материалы, товары для сада и дома, системы отопления для частных домов, камины и т. д.

В этом году, по словам г-на Маруса, «Термофор» участвует примерно в 60 выставках, которые организуются в России, Восточной Европе и ближнем зарубежье. Благодаря этому компания рассчитывает пополнить список своих иностранных партнеров.

«Термофор» второй год проводит конференции, на которые приглашает ключевых партнеров. В феврале 2008 г. в Новосибирск приехало около 70 дилеров (в том числе из Беларуси, Казахстана, Украины и Латвии). Мероприятия формируют лояльность партнеров и мотивируют их на увеличение объемов продаж, уверены Эдуард Марус и Константин Бессонов.

Студия Артемия Лебедева разрабатывает дизайн сибирских печей

В ассортименте компании по восемь моделей банных и отопительных печей и четыре модели — портативных. По словам г-на Бессонова, печи «Профессор Бутаков» приносят 50% продаж, остальные 50% выручки приходятся на банные печи. «Продажи «Профессора Бутакова» в наших магазинах в разы обогнали продажи Bullerian, — констатирует БОРИС МУДРОВ, директор компании «Народный камин» (Санкт-Петербург). — Отчасти это объясняется ценовой доступностью российской марки». Средняя розничная цена печей Bullerian — 28 тыс. руб.

Банные печи «Термофора» представлены в таких ценовых сегментах: эконом («Компакт», «Шилка») — 4,5-6,5 тыс. руб., среднем («Ангара», «Тунгуска», «Тунгуска XXL») — 6,5-17 тыс. руб., экспертном («Гейзер») — 17-23 тыс. руб., премиум («Калина») — 25,5-28 тыс. руб., бизнес («Гекла») — 30-35 тыс. руб.

Конкуренцию на рынке банных печей новосибирцам составляют и российские, и зарубежные компании. «Если говорить об экономсегменте, в котором работает «Термофор», мы сотрудничаем с московским производителем печей «Бавария», словацким Thorma, сербским Tim Sistem, — уточняет ДЕНИС ПОЛИВАХИН, директор компании «Центр каминов» (Новосибирск). — Наш выбор обусловлен более высоким качест­вом их продукции и более длительным сроком службы печей, ведь таковы основные требования для конечного потребителя. Мы ожидаем выхода «Термофора» на новый технологический и качественный уровень, чтобы начать работать с продукцией этой компании».

Потенциальные потребители «Термофора» — владельцы частных домов. Только в Новосибирской области, по данным «Новосибирскгражданпроекта», располагаются 30 поселков, включающие около 10 тыс. домов на разной стадии строительства. По собственным оценкам, «Термофор» занимает около 50% российского рынка банных печей. Точно назвать долю рынка отопительных печей и емкость печного рынка г-да Марус и Бессонов затрудняются. Оценки Юрия Левчука выглядят скромнее: продукция «Теплодара» и «Термофора» занимает по 15% рынка банных печей. По словам г-на Левчука, выручка его компании за 2007 г. — 250 млн руб. Мощность производства банных печей он не раскрывает. Объемы производства отопительных печей «Теплодара» незначительны.

«Термофор» осваивает сегмент госзаказов. В 2007 г. компания выиграла несколько федеральных тендеров на поставку отопительных печей на склады Федерального агентства по государственным резервам и в МЧС. Изделия «Термофора» внесены в государственные каталоги продукции, рекомендованной для Минобороны и Министерст­ва природных ресурсов.

«В последние полтора-два года повысилась активность корпоративных потребителей: производственных предприятий, фирм, работающих вахтовым методом. В таких условиях чем агрессивнее политика продвижения, тем быстрее удается занять рынок», — убежден Эдуард Марус. В планах компании на 2008 г. — разработка банных печей на угле и газе, коммерческих печей для эксплуатации в клубных и общественных банях, печей для барбекю и др.

В среднесрочных планах — освоение производства каминов. «Но это произойдет после того, как в сознании массового потребителя «Термофор» закрепится в качест­ве крупнейшего в России производителя банных и отопительных печей», — говорит Константин Бессонов.

Над созданием новых моделей в компании сегодня работают двенадцать конструкторов. В 2008 г. «Термофор» планирует начать серийное производство еще двенадцати новых печей, различных по стоимости, габаритам и функциональности.

Разработку дизайна новой продукции новосибирцы доверили московской Студии Артемия Лебедева. «Мы готовы вкладывать деньги. Благодаря хорошему дизайну мы сможем успешно конкурировать с мировыми производителями печей на их территории», — заглядывает в будущее г-н Бессонов.

«Термофор» нацелен на рынки Европы

В конце 2007 г. производство «Термофора» обосновалось в новом корпусе (площадью 6 тыс. кв. м). В мае этого года его оснастят тремя автоматизированными линиями: по лазерной и механической резке металла, формообразованию и роботизированной сварке. Г-н Марус сообщил, что на их покупку компания потратила 1,5 млн евро. «Линию по лазерной резке металла Mazak (производство Японии) ввели в эксплуатацию в начале марта. Новое немецкое оборудование для механического раскроя и формообразования EHT, а также сварочные роботы Kuka поступили на завод в апреле», — уточняет Эдуард Марус.

В 2008 г. компания планирует инвестировать в производство 3 млн евро. Мощность предприятия увеличится с 6 до 10-12 тыс. печей в месяц. Г-да Бессонов и Марус нацелились на рынки зарубежных стран. «Термофор» рассчитывает получить сертификат качества ISO, что откроет путь на рынки стран Евросоюза.

«Банные печи — все же экзотика для европейцев. Мы не надеемся, что наши разработки будут пользоваться большой популярностью. В Европе собираемся продвигать отопительные твердотопливные печи, этот сегмент нам понятен. Наша основная мишень в Европе — рынки Bullerian. Мы уже участвовали в нескольких выставках — в Германии, Польше, Италии. А наши литовские и латвийские дилеры поставляют в Евросоюз небольшие партии», — кон­статирует Эдуард Марус.

Но это далеко не полный перечень задач. На одной из выставок менеджеры «Термофора» познакомились с представителями крупнейшего европейского производителя печей и каминов — итальян­ской фирмы Palazzetti. «В мире актуальна тема альтернативного топлива. Совместно с Palazzetti мы планируем продвигать в России бытовые печи, топливом для которых будут пеллеты — гранулы на основе отходов переработки леса, — поясняет Константин Бессонов. — Это экологически чистое, восстанавливаемое в природе сырье. Итальянские производители считают нас подходящим партнером в освоении пер­спективного, но пока абсолютно непонятного им российского рынка».

детали
 
Как появились два «Термофора»
В 2001 г. два новосибирских инженера-механика по самолетостроению Константин Бессонов и Юрий Левчук основали компанию «Нарва», в которой им принадлежало 20 и 80% соответственно.
В «Нарве» г-н Бессонов отвечал за конструкторскую разработку ассортиментного ряда печей, за маркетинг и за построение дистрибьюторской сети. Финансовые вопросы и производство были прерогативой г-на Левчука.
По словам Константина Бессонова, в 2003 г., когда предприятие уже немного окрепло и его мощность достигала 5 тыс. печей в год, Юрий Левчук решил развивать бизнес один, объявив партнеру, что разрывает с ним деловые отношения. Свои права на долю в «Нарве» г-н Бессонов сейчас оспаривает в суде.
После разрыва с г-ном Левчуком Константин Бессонов совместно с Равилем Валетовым основал компанию «Термофор».
У Юрия Левчука другая версия: «Я начинал бизнес один в 1997 г. В 2001 г. расширил штат сотрудников и принял на работу г-на Бессонова в качестве заместителя директора (без доли в бизнесе). В отношениях произошел разлад, и в 2003 г. пришлось Константина Бессонова уволить».
В августе 2003 г. г-н Бессонов подал заявку в ФСИП на регистрацию товарного знака «Термофор». Четырьмя месяцами позже в ФСИП обратился и г-н Левчук, которому в регистрации отказали.
В этом же году компанию «Нарва» переименовали в «Теплодар».
Источник: «ДК».
 
мнение
 
У «Термофора» не хватает мощности, чтобы закрыть спрос

Борис Мудров
директор компании «Народный камин» (Санкт-Петербург):
— Мы продаем банные и отопительные печи российских («Термофор», «Теплодар») и иностранных (Harvia, Kastor) производителей. Все компании стараются преодолеть сезонность благодаря выпуску не только банных, но и отопительных печей, однако тут дело скорее не в ассортименте, а в популярности продукции. Спрос на печи «Термофора» превышает предложение, поэтому предприятию приходится работать на полную мощность и летом и зимой.
Информационная политика компании также стимулирует спрос. Многие производители выпускают каталоги и делают баннеры, но маркетинговая политика «Термофора» более продуманная. В изданном ими буклете удачно изображены сцены из простой жизни, без прикрас: обыкновенные люди, бани не блещут отделкой, но именно это и трогает.
Конкуренты «Термофора» в России — финские компании: они начали производить красивые и удобные печи уже тогда, когда наши фирмы еще делали убогие и грубые изделия. Благодаря близости Финляндии Harvia удалось стать лидером в Центральном и Северо-Западном регионах. За Уралом Harvia менее известна, и тут «Термофор» крепче стоит на ногах. Сейчас российский рынок банных и отопительных печей далек от насыщения. У «Термофора» достаточно большой модельный ряд, способный отвечать потребностям широкого круга потребителей. Однако предприятию не хватает мощности, чтобы насытить спрос. Что касается ассортиментной политики компании, здесь тоже есть возможности для развития. Абсолютно пусты ниши отопительно-варочных печей, легких каминов и дымоходов отечественного производства, изготовленных на достойном уровне.
Самое читаемое
  • Высокопоставленный свердловский чиновник отправлен в СИЗОВысокопоставленный свердловский чиновник отправлен в СИЗО
  • Выдача ипотеки просела почти на 40%. Зачем Центробанк охлаждает рынок?Выдача ипотеки просела почти на 40%. Зачем Центробанк охлаждает рынок?
  • «Зенит»? Ну и чё? БК «Уралмаш» бьется за выход в полуфинал плей-офф Единой Лиги ВТБ«Зенит»? Ну и чё? БК «Уралмаш» бьется за выход в полуфинал плей-офф Единой Лиги ВТБ
  • Поуехавшие возвращаются. Их вклад в ВВП России достигает третиПоуехавшие возвращаются. Их вклад в ВВП России достигает трети
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.