Подписаться
Курс ЦБ на 07.05
91,31
98,47

Как приучить Екатеринбург к коворкингу и бургерам. Опыт Андрея Фролова

Андрей Фролов
Андрей Фролов. Автор фото: Игорь Черепанов . Иллюстрация: DK.RU

Чем коворкинг отличается от обычного офиса в бизнес-центре, и в чем разница между бургер-баром и рестораном? Как предприниматель Андрей Фролов запустил нетипичные для Екатеринбурга бизнесы.

Предприниматель Андрей Фролов, сын экс-владельца банка «Северная казна» Владимира Фролова, когда-то строил карьеру в банке. Он руководил офисом «Казны» и, по собственному признанию, «стал причиной рек слез у подчиненных» — требовал высокое качество сервиса. Теперь у него свои бизнесы в разных сферах. Первым появился коворкинг «Соль» — коллективное рабочее пространство, которое сдается в аренду. В прошлом году предприниматель начал развивать монопродуктовые бары «Огонь», специализирующиеся на бургерах. В текущей экономической ситуации пессимизма г-н Фролов не испытывает: вместо ежедневного мониторинга нефтяных котировок и курсов валют он предпочитает заниматься тем, чем может управлять сам.
 

«Мы не остановились, чтобы «стричь бабки»

 

Прежде чем заняться бизнесом в сфере недвижимости и общепита, Андрей Фролов поработал в банковской сфере, в частности, в Банке24.ру и сервисе для предпринимателей «Кнопка». Коворкинг «Соль» он запустил в октябре 2013 г. на собственные средства. В «Соли» можно арендовать рабочее место или переговорную комнату и место для мероприятий. Сдаются и небольшие офисы — это отдельное направление бизнеса. При этом изначально проект был рассчитан на фрилансеров — сейчас основатель «Соли» говорит, что это было основной ошибкой: клиентами оказались прежде всего малые предприниматели. 
 
«Похоже, что типичный офис бизнесменов уже не особенно интересует, и они пытаются найти что-то другое. К тому же предпринимателей больше, они генерируют постоянный доход, и поэтому в состоянии платить аренду», — считает г-н Фролов.
 
В коворкинге разместились представители разных сфер. И айтишники — наиболее ожидаемые клиенты, и руководители небольших бизнесов с малым числом сотрудников, которые, например, администрируют строительные бригады и что-нибудь согласовывают. Или контролирует небольшую группу специалистов, которые работают на западную компанию. В «Соли» работают  архитекторы, ИТ-специалисты, дизайнеры и представители других профессий. 
 
«Предприниматели очень общительны, они всегда за «движуху», которая дает их бизнесу перспективы и позволяет заработать. Поэтому они легко находят контакт, общаются друг с другом и создают проекты. К тому же они находятся в среде таких же людей, а не каких-то инертных созданий, которые мыслят совершенно иными категориями», — рассказывает он.
 
Арендовать рабочее пространство в «Соли» обойдется дороже, чем в бизнес-центре. Это обусловлено иным подходом: бизнес-центры, как правило, предоставляют квадратные метры, но клиенту нужны не только площади, объясняет Андрей Фролов: 
 
«Если у тебя есть офис, ты сразу заморачиваешься покупкой мебели, а так как не являешься специалистом в эргономике и дизайне, покупаешь то, что дешевле. После двух переездов мебель разваливается и приходится покупать новую. Тут же — принтеры, компьютеры, если дела идут хорошо — кофеварку. Самое главное — тратится время, которое можно было бы потратить на создание чего-то хорошего в бизнесе».
 
Как приучить Екатеринбург к коворкингу и бургерам. Опыт Андрея Фролова 1
 Фото: Игорь Черепанов / DK.RU
 
Коворкинг дает не столько квадратные метры, сколько офис со всей необходимой для работы инфраструктурой.
 
«Мы можем оптимизировать свои затраты на масштабе закупок и предоставляем своим клиентам полный перечень того, что нужно для бизнеса. Они не запариваются за интернет, бумагу и картриджи, а занимаются бизнесом, и поэтому платят нам не за квадратные метры. Это тренд — услуги становятся все более комплексными, и все проще удовлетворять именно комплексные потребности», — добавляет предприниматель.
 
Точный размер вложений в проект Андрей Фролов не называет, но говорит, что они сравнимы со средней стоимостью квартиры в Екатеринбурге. В городе есть и другие коворкинги, но серьезной конкуренции не ощущается, говорит он. 
 
«Мы делали проект на собственных площадях, и если из финансового результата вычесть стоимость аренды — ренты мне как собственнику — мы в плюсе. Думаю, что срок окупаемости «Соли», скорее всего, наступит этим летом, то есть составит примерно 2,5 года. Планировали раньше, но кризис внес корректировки. В целом мы ни разу не пожалели, что занялись этим бизнесом». 
 
В «Соли» есть не только коворкинг, но и небольшие офисы с обслуживанием. По словам г-на Фролова, этот проект оказался проще, чем коворкинг, и более доходным. Он должен окупиться менее чем за два года. 
 
Как приучить Екатеринбург к коворкингу и бургерам. Опыт Андрея Фролова 2
 Фото: Игорь Черепанов / DK.RU
 
В прошлом году «Соль» попала в число лучших коворкингов в мире по версии блога Indiewalls.com за неоклассический дизайн. А журнал Inc включил в свой топ и ее рабочие пространства, которые разделены на мини-офисы.
 
«Мы не остановились в какой-то момент, чтобы «стричь бабки», а решили оглянуться и посмотреть, что происходит в мире, как можно улучшить проект? Достаточно быстро поняли ошибки в концепции, кое-что изменили и попали в топы лучших рабочих пространств мира»,— рассказывает г-н Фролов.
 

Задать «Огня»

 
В мае 2015 г. Андрей Фролов запустил бургер-бар. Монопродуктовое заведение расположилось в центре города — в здании бывшей типографии «Уральский рабочий» и получило название «Огонь». Спустя полгода появился второй» ресторан с таким же названием — напротив Ж/Д вокзала, в здании «Маринс Парк Отель». Это осмысленные проекты, ориентированные на изменения, которые уже произошли на рынке или произойдут в ближайшее время, уверен предприниматель Каждый человек хочет, чтобы у него был ресторан и имеет собственные представления, как он должен быть устроен. В этом желании было что-то иррациональное, говорит Андрей Фролов. Тем не менее это еще и диверсификация: когда в недвижимости спад, можно заняться общепитом — есть люди будут всегда.
 
«В прошлом году множество ресторанов ушли с рынка. Спрос из высокой ценовой категории плавно перетекает в более низкую. То есть клиентура заведений уровня выше среднего постепенно переходит в средний сегмент, потому что у людей становится меньше денег. Те, кто ходил в дешевые забегаловки, вообще стали есть дома. Мы учитывали эти тенденции», — говорит г-н Фролов.
 
Бургеры на самом деле недороги в производстве, и к тому же для них используются в основном отечественные продукты, продолжает он:
 
«Мало кто заказывает для бургеров австралийскую говядину — все ориентируются на местных производителей, тем более что у нас есть крупные компании, которые научились производить мясо достаточно высокого качества. Поэтому стоимость нашего продукта мало привязана к доллару, и, в отличие от многих других ресторанов, мы можем сохранять более низкие цены» (средняя стоимость бургера в «Огне» — 300 рублей).
 
По сути ресторан — это конвейер: чем меньше структура предложения, тем проще он работает. 
 
«Мы сделали так, что наши рестораны с точки зрения кухни устроены очень просто, и это позволяет нам иметь себестоимость ниже, чем у конкурентов. Плюс у нас меньше персонала, проще структура потребляемых продуктов, соответственно, мы являемся более крупными заказчиками для наших поставщиков и можем влиять на снижение цен», — говорит Андрей Фролов.
 
Первый «Огонь» был запущен в конце мая, его бюджет также сравним со средней стоимостью квартиры в Екатеринбурге. Бюджет на запуск второго ресторана оказался примерно таким же, хотя само заведение больше: удалось сэкономить за счет появившегося опыта, а на рынке стало гораздо больше предложений.
 
«Оба «Огня» были открыты уже в условиях резкого падения арендных ставок. Поэтому те места, где появились заведения, два года назад были заняты, и никто даже мечтать не мог о том, что они освободятся. Сейчас можно ткнуть пальцем в любое место в городе: «Хочу быть здесь», и, уверен, запросто арендовать помещение. Для ресторанов это очень существенно. В наших расходах доля аренды не столь значительна», — отмечает предприниматель. 
 
Удалось сэкономить и на приобретении оборудования. В условиях убытков и закрытия многие собственники были готовы расставаться с ним за копейки, чем и воспользовалась команда «Огня» при запуске. 
 
«Когда это было существенно для бизнеса, мы покупали новое оборудование, а когда могли сэкономить — брали б/у. На клиентах это не отражается. Мы помогли выйти из ресторанного бизнеса очень многим людям, купив их оборудование, приняли людей, которые когда-то работали в других ресторанах. Конечно, все это обошлось в разы дешевле, чем стоило до кризиса», — добавляет владелец заведений.
 
Сейчас оба ресторана приносят достаточно существенный денежный поток, говорит Андрей Фролов. Он планирует открыть в Екатеринбурге еще один «Огонь» в необычном формате, но в каком и где, пока не говорит.
 
Как приучить Екатеринбург к коворкингу и бургерам. Опыт Андрея Фролова 3
  Фото: Игорь Черепанов / DK.RU
 
Пока главная цель на 2016 г. — сделать в заведениях лучший сервис среди ресторанов средней ценовой категории, заявляет владелец «Огня». Качество сервиса планируется значительно улучшить Его уровень тяжело измерить, но работы над этим уже начались, добавляет он.
 
С одной стороны, есть опасения, что специалистов переманят, признается г-н Фролов, с другой, необходимо создать кузницу кадров, чтобы весь бизнес не зависел от одного человека, который умеет классно обслуживать клиентов. Будем воспитывать новых официантов и создавать условия, чтобы люди оставались работать, отмечает он. Наконец, заведения требуют постоянных доработок:
 
«Если вы перфекционист и хотите открыть свой ресторан, то лучше этого не делать. Постоянно что-то не так, как вам хотелось бы». 
 

«Огненная критика»

 
В январе оба «Огня» посетил ресторанный критик Яков Можаев. Гурмэ остался недоволен: то слишком остро, то грибной бургер был без вкуса грибов, то с разваливающимися булочками. Резюмируя, он заявил:
 
«Сказать себе, что потраченные деньги соответствуют полученному удовольствию до последнего рубля, сможет только бесконечно добрый человек».
 
В «Огне» к критике г-на Можаева отнеслись внимательно: отзывы клиентов о вкусе бургеров, качестве работы заведений и сервисе целенаправленно собирают и стараются делать выводы — поэтому благодарны ему за критику. Некоторых вещей, о которых он писал, не должно быть в принципе, признает Андрей Фролов: 
 
«Например, неработающий Wi-Fi — конечно, это безалаберность. В день, когда вышел обзор, мы с персоналом переписывались в WhatsApp до двух часов ночи. Иногда полезно, чтобы тебя покритиковали на весь город, даже за что-то несерьезное, чтобы запомнить это на всю жизнь и больше так не делать. Простые замечания, которые однозначно трактуются как наш недостаток, мы устранили за день-два. А дальше в основном были замечания к кухне, и они делятся на две категории. Первая, например — разваливающиеся булки. Мы взяли их качество на контроль: нельзя сказать, что зафиксировали какую-то проблему, но будем уделять им повышенное внимание». 
 
С некоторыми замечаниями сложнее, потому что они более субъективны и лежат за гранью подхода «плохо/хорошо», считает основатель «Огня». 
 
 

«Проблемы не с котировками на нефть»

 
Пока лучше искать новые ниши, чем ждать у моря погоды, отмечает бизнесмен:
 
«Может, это ошибка в условиях кризиса, может, надо прижать уши и сидеть, но я лично предпочитаю создавать новые проекты». 
 
Сейчас у него есть несколько проектов, связанных с улучшением офисов. Один из них — организация офисов под ключ для крупных компаний: уже ведутся переговоры, отмечает г-н Фролов. 
 
Катастрофического развития событий в России предприниматель не ждет. Трудности надо учитывать, экономить деньги, адаптировать концепцию под рыночную ситуацию, но не ставить цены на нефть во главе угла, считает он: 
 
«В России проблемы не с котировками на нефть, а с тем, насколько эффективно люди работают. Допустим, что нефть вообще станет бесплатной, и мы перестанем ее продавать. Но у нас в стране 146 млн человек, они могут, например, собирать «айфоны» на фабриках, углубиться в медицину и создавать лекарства. Произойти может все что угодно, но думаю, апокалипсиса не будет. Надо заниматься своим делом и не думать о проблемах государства».
 
Читайте также на DK.RU:
 
 
 
ГК «Митал» отказалась от производства стиральных порошков в Новосибирске, чтобы вложить 150 млн руб. в предприятие на Урале. Преимуществ два — сырья много, и цена на него не изменится еще 10 лет.

 

 
Как приучить Екатеринбург к коворкингу и бургерам. Опыт Андрея Фролова 5
 
 
Уральской пивоварне Jaws Brewery понадобилось шесть лет, чтобы привлечь внимание любителей пива по всей России. Сегодня за ним выстраиваются в очередь заведения Москвы, Петербурга и Екатеринбурга.
 
 
 
 
 

Как приучить Екатеринбург к коворкингу и бургерам. Опыт Андрея Фролова 6Как все закрутилось у «Сушкоф»: опыт Ивана Зайченко 

Ресторан доставки готовых блюд eda1.ru, объединяющий бренды «Сушкоф», «Дель Песто» и «Лапша тетушки Бунси», вырос из маленькой кухни, которую в 2008 г. открыл Иван Зайченко. 

 

Как приучить Екатеринбург к коворкингу и бургерам. Опыт Андрея Фролова 7«После Олимпиады в Сочи — ничего не страшно»: бизнес-опыт Александра Докучаева

Как художник стал банкиром, а топ-менеджер из телеком-отрасли — владельцем софтверной компании: за свою карьеру екатеринбургский предприниматель Александр Докучаев не раз круто менял вектор.

 

 

Самое читаемое
  • В Екатеринбурге выбрали еще два участка под КРТ. На этот раз — в центральных районахВ Екатеринбурге выбрали еще два участка под КРТ. На этот раз — в центральных районах
  • «Ситуация на рынке труда сложная, но управляемая. Теперь все зависит от смекалки HR-ов»«Ситуация на рынке труда сложная, но управляемая. Теперь все зависит от смекалки HR-ов»
  • В РФ 20 млн владельцев криптокошельков плюс юрлица. Что изменит для них закон о майнинге?В РФ 20 млн владельцев криптокошельков плюс юрлица. Что изменит для них закон о майнинге?
  • Рекорд за всю историю наблюдений. Россияне стали чаще покупать загородные домаРекорд за всю историю наблюдений. Россияне стали чаще покупать загородные дома
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.