Подписаться
Курс ЦБ на 19.04
94,09
100,53

Поднялись на «петушках»: как на Урале вяжут шапки для всей страны. ОПЫТ компании Coompol

Поднялись на «петушках»: как на Урале вяжут шапки для всей страны. ОПЫТ компании Coompol
Иллюстрация: DK.RU

Хозяйка производства головных уборов Coompol Лариса Одинцова — о том, как развивает свой бренд, кто покупает шапки и какие результаты дает сотрудничество с федеральной интернет-площадкой.

«Мне не стыдно за свои шапки. Думаю, это важно, когда не стыдно за то, что ты делаешь», — говорит Лариса, пока мы едем в Пышму на бывшую фабрику металлических игрушек «Радуга», где в одном из корпусов с 2011 г. обосновалось производство головных уборов Coompol
 
Лариса Одинцова занимается шапками 10 лет, а ее муж, Александр, 22 года. История началась в 90-е, когда мама Александра перебралась с двумя сыновьями-подростками в Екатеринбург из Кургана. Чтобы прокормить двух взрослых парней, она начала вязать на спицах береты из шерсти и продавать их на Центральном рынке. Постепенно к этому делу подключились и сыновья. Так, Александр однажды поставил личный рекорд — связал четыре берета за день. Со временем семья купила небольшую вязальную машину и стала делать популярные в то время «петушки». За основу взяли финские шапки, отрисовали по ним лекала и запустили в производство товар, который пришелся уральцам не только по вкусу, но и по карману. «На «петушках» и поднялись, получается», — говорит Лариса. 
 
 
Поднялись на «петушках»: как на Урале вяжут шапки для всей страны. ОПЫТ компании Coompol 1
 
 
Однако сама она, по образованию дизайнер одежды, шапки делом своей жизни тогда не считала. Она участвовала в конкурсах модельеров, занимала призовые места и запускала с подругой свой бренд молодежной одежды. Но однажды решила помочь семье и придумала новинку — полосатую шапочку-бини, оптовики сказали: «Мы возьмем», и с тех пор Лариса присоединилась к бизнесу мужа. Было это в 2007-м. Тогда же появилось и название марки: Coompol — и с юмором, и по сути. 
 

Производство

Поднялись на «петушках»: как на Урале вяжут шапки для всей страны. ОПЫТ компании Coompol 2
 
 
Команда на тот момент была небольшая: три человека плюс две вязальные машины. Сегодня в «Кумполе» работают 10 человек. Производственные мощности состоят из двух основательных агрегатов весом по две тонны каждый (советскому лет 30, японцу — около 10-ти) — на них вяжется полотно, из которого шьют шапки; а также из техники с узкой специализацией — для изготовления помпонов, шнурков и плоских шнурочков. 
 
В месяц компания отшивает от пяти до десяти тысяч изделий, которые едут к оптовикам в Москву, Питер, Тюмень, Новосибирск, Минск, Караганду. В Екатеринбурге три последних года шапкодилером «Кумпола» выступает конгломерат «Сима-Ленд». 
 
 
Поднялись на «петушках»: как на Урале вяжут шапки для всей страны. ОПЫТ компании Coompol 3
 
 
Но, по словам Ларисы, производство загружено только наполовину. Поэтому тут берут заказы и сторонних брендов — местных (сейчас это 5-6 уральских компаний) и федеральных. К примеру, одна московская марка несколько месяцев назад заказала у Одинцовых полную линейку «Кумпола» и будет продавать ее под своим именем.
 
«Мне не жалко. Это позволяет загружать производство и давать работу нашим сотрудникам», —  рассказывает  Лариса.  
 
Выполняет Coompol и заказы для корпоративных клиентов — от «Газпрома» и «Билайна» до администрации Пыть-Яха. Позапрошлой зимой список заказчиков пополнился буддистским центром, который просил отшить 200 теплых шапок для российского тура ламы Оле Нидала.
 
 
Поднялись на «петушках»: как на Урале вяжут шапки для всей страны. ОПЫТ компании Coompol 4
 
 
Кроме того, цех Одинцовых выпускает «сувенирные» головные уборы из серии Made in Ural. К слову, именно «петушок» марки Coompol в качестве уральского специалитета группе Limp Bizkit подарили фанаты после концерта в Екатеринбурге. Но «уральской» свою компанию Лариса не считает — наоборот, стремится уйти от таких ассоциаций и стать федеральной торговой маркой.
 

Продажи

Пока четкой концепции продвижения у бренда нет, но первым шагом по его масштабированию пять месяцев назад стал выход на интернет-площадку WildBerries. Практически год агрегатор рассматривал заявку небольшой фирмы из Екатеринбурга, но в итоге сотрудничеством обе стороны довольны. WildBerries берет весомую комиссию, но обеспечивает не только доступ к покупателю, но и всю логистику. При этом, говорит Лариса, продавать в розницу ей выгодней, потому что шапку, себестоимость которой около 150 руб., оптовик берет за 200-450 руб., тогда как в интернет-магазине Coompol продает свои изделия по 550-1200 руб. 
 
Поднялись на «петушках»: как на Урале вяжут шапки для всей страны. ОПЫТ компании Coompol 5
 
Через WildBerries компания уже продала три тысячи головных уборов, несмотря на то что к старту сезона немного опоздала. По расчетам Одинцовых, со временем дистрибуция марки должна выстроиться в такую схему: 60% продаж — опт, 10% — корпоративные заказы и 30% — розничные продажи через интернет. 
 
КЕЙС

Поднялись на «петушках»: как на Урале вяжут шапки для всей страны. ОПЫТ компании Coompol 6

Мода

Казалось бы, шапки — такой товар, где фантазии дизайнера особо не разгуляться. Лариса не спорит, а просто рассказывает, что сама лично придумала около 500 моделей, в числе которых и готические, и супрематические. Какие-то стали популярными (таких около 200), какие-то естественного отбора не выдержали.
 
«Мода на шапки все равно существует, — говорит хозяйка «Кумпола». — Взять ту же бини (то есть самую простую форму) — ее носят уже года три-четыре и, думаю, еще год-два носить будут. Еще сейчас популярны объемные мохеровые шапки». 
 
Для синхронизации с мировой модой каждый январь Лариса едет в Париж на выставку Who’s Next. И так уже восемь лет подряд.
 
«Выставка проходит дважды в год, но я езжу зимой, потому что там показывают весь зимний ассортимент. Если брать конкретно Европу, то как таковой моды на шапки там нет — всё очень демократично. Но я смотрю на тенденции в одежде, цветовые решения, вдохновляюсь. Я пытаюсь воспитывать вкус и стараюсь делать свои шапки на европейском уровне, чтоб это не был «колхоз» и «совдепия»», — делится Одинцова.
 

Поднялись на «петушках»: как на Урале вяжут шапки для всей страны. ОПЫТ компании Coompol 7

 

Состав

В планах у нее запустить линейку головных уборов из итальянской пряжи, но приходится с ней повременить: такая продукция будет уже в разы дороже, а по отзывам оптовиков, продажи шапок сокращаются даже в масс-маркете, где цена не кусается. Если раньше девушки (а основные покупатели шапок — именно они, и в линейке «Кумпола» женский ассортимент составляет 60%) могли приобрести несколько головных уборов в сезон (с сентября по март), то теперь большинство покупательниц обновляет «шапочный гардероб» примерно раз в два года.
 
Сейчас практически все шапки Coompol делаются из семеновской и пехорской пряжи, которая производится в Москве. Состав отечественного сырья — 60% шерсть и 40% акрил. Лариса считает, что на данный момент это самое удачное соотношение «цена — качество». Закупает она и белорусское сырье. А вот попытка наладить взаимодействие со Свердловским камвольным комбинатом (СКК) не удалась: оказалось, что там готовы продавать пряжу одного цвета объемом от 100 кг, а за весь сезон «Кумпол» расходует не больше четырех тонн, при этом использует около 20 цветов.
 
На СКК, в свою очередь, говорят, что пряжа для них товар не основной, в отличие от тканей, и с белорусами, которым их государство выделяет на это направление большие преференции, конкурировать нет смысла. Словом, коллаборация с земляками потому и не получается. 
 

Семья

 
За 10 лет в свое производство Одинцовы вложили около 4 млн руб. Как окупался бизнес, сходу не ответишь, потому что вкладывали только то, что зарабатывали — кредитов не брали, в государственных субсидиарных программах не участвовали. Дальше развивать компанию супруги намерены по такому же сценарию. 
 
Поднялись на «петушках»: как на Урале вяжут шапки для всей страны. ОПЫТ компании Coompol 8
 
 
В Пышму из Екатеринбурга оба они ездят каждый рабочий день, иногда выходят по выходным и праздникам — считают, что пока без их постоянного участия в бизнесе будут неувязки. Когда температура на улице растет, а продажи начинают падать, Александр ведет переговоры с поставщиками и пишет новые программы для оборудования, а Лариса садится за разработку новых коллекций — потому что зима придет снова, и это неизбежно. 
Самое читаемое
  • Крупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнесКрупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнес
  • Авиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит названиеАвиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит название
  • Машина через маркетплейс. Wildberries начинает торговлю автомобилямиМашина через маркетплейс. Wildberries начинает торговлю автомобилями
  • Строительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долговСтроительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долгов
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.