Подписаться
Курс ЦБ на 19.04
94,09
100,53

Как бизнес «переварит» запрет импорта еды: дайджест мнений

Ограничение импорта продовольствия из стран, поддержавших санкции против РФ, вызовет цепную реакцию в целых секторах экономики. О реакции пострадавших компаний на нововведения – в дайджесте DK.RU.

Указ Президента РФ от 6.08.2014 № 560 и последовавший правительственный перечень запрещенных к импорту продуктов, несмотря на летнее информационное затишье (или благодаря ему), вызвал лавину комментариев в медийном поле.

Комментаторы, обычно поддерживающие решения Путина, поддерживали и в этот раз, или по крайней мере, не «раскачивали лодку», как это сделала в своем Твиттере Маргарита Симоньян, главный редактор Russia Today: 

Ну что там, утих плач по пармезану? Можно уже ленту почитать?

«Плачущих по пармезану» было больше, возможно потому, что тема качественной еды непосредственно затрагивает активных интернет-пользователей, в отличие, например, от смены премьер-министра в ДНР. Ксения Собчак так прокомментировала твит Симоньян:

марго,то есть это ты тоже считаешь правильным,да? Будем бобрами питаться?

Поставщики продовольственных бобров и все компании, намеревающиеся расширить рынок сбыта за счет импортозамещения, пока оценивают перспективы (увеличить производство овощей и фруктов невозможно как минимум до урожая 2015 г., а рост поголовья мясного и молочного стада вообще потребует нескольких лет). Зато активно высказываются бизнесмены из ритейла, общепита и смежных отраслей, чей бизнес страдает уже сейчас.

Больше всего потеряют – в деньгах и клиентах – компании, работающие в премиальном сегменте, поскольку многие продукты здесь уникальны (колбасы, фуа гра, хамоны, сыры и т.д.). «Коммерсант» цитирует высказывание Андрея Яковлева, гендиректора "Глобус Гурмэ" - одной из крупнейших российских сетей, специализирующейся на premium-продуктах:

Думаю, что в сегменте мясных деликатесов мы потерям примерно 50%, в сырах — 90%, в другой молочной продукции — французские йогурты и молоко, финские сливки — около 20%.

Потрясения ожидают компании, чей бизнес зависит от поставок охлажденной рыбы, импортированной в 2013 г. в объеме 200 тыс. тонн. «Коммерсант» приводит мнение главы Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров Александра Фомина:

В ближайшее время эта рыба (охлажденная – прим ред.) просто исчезнет с прилавков и из ресторанов Центральной России, так как заменить ее практически нечем.

Впоследствии цена такой рыбы вырастет на 20-30% из-за удлинения транспортного плеча и необходимости заключения контрактов с новыми поставщиками. Председатель «Рыбного союза» Юрий Алашеев обращает внимание на неожиданность решения об ограничении импорта:

Указ не предполагает ни одного дня переходного периода. Если уже заключенные и оплаченные контракты не пропустят через границу, большая часть российских импортеров понесет большие убытки.

Зато выиграют импортеры и переработчики рыбы в Белоруссии и Казахстане. Они смогут перерабатывать и завозить в РФ, например, норвежскую форель и семгу. О  белорусской компании «Санта-Бремор» говорит в материале РБК исполнительный директор Союза переработчиков морепродуктов Алексей Тихон:

Это не преференции в адрес белорусских компаний, которые получат доступ к каналу поставок, которого лишаются отечественные производители. В этом нет ничего плохого, потому что Россия и Белоруссия – это единый Таможенный союз.

Комментаторы высказывают сомнения в том, что от запрета импорта в

выиграют российские рыбаки. Рустем Адагамов (блогер drugoi) в своем блоге приводит письмо читательницы, знакомой с состоянием рыболовецкой отрасли в Мурманске:

Для мурманского рыбака подобные меры “по подъему российской экономики” как пищание комара. В том смысле, что хуже уже некуда. Рыболовный флот развален настолько, что там нечего ни спасать, ни поднимать. Работающих траулеров, которые ходят в море, можно пересчитать по пальцам, как и команд. В самом порту не работает элементарно холодильник для рыбы, которая пришла.
Рыбу как продавали, так и будут продавать (в Норвегию – прим ред.). Конечно, что-то будет приходить в Россию, но это такие крохи. […] А для мужчин моей семьи, которые ходят на разваливающихся судах в море уже много лет, ничего не изменится. Они так же будут продавать рыбу норвежцам, так же будут получать ее “для домашних”, так же будут отдавать эту рыбу пограничникам и платить бешеный штраф за провоз этой рыбы своей семье. И так же ждать рейса по полгода. 
    

Рестораторы готовятся к оттоку клиентов из-за исчезновения некоторых блюд с запрещенными продуктами. «Коммерсант» пишет, что, например, в ресторанах группы «Росинтер» (сети IL Patio, "Планета суши", Costa Coffee, "1-2-3") доля импортного продовольствия превышает 50%. Представитель ресторанного оператора заявил газете:

Это различные виды мяса и птицы, овощи, фрукты, сыры, соусы, рыба, в частности норвежский лосось. […] Запрет на ввоз этих продуктов приведет к росту цен на российские аналоги, а также исчезновению из меню некоторых блюд. […] Специфические национальные продукты, например сыр грана падано, моцарелла, пармезан, вяленые помидоры могут пропасть из меню или станут дорогим дефицитом.

Изменение котировок лидеров российского food-ритейла фиксирует ту же закономерность: чем больше в ассортиментной матрице сети дорогих импортных продуктов, тем серьезнее ее потери. Так, по состоянию на 16.30 мск 7.08.2014 больше всего потеряли в цене акции X5 Retail Group («Пятерочка», «Перекресток», «Карусель» и др.) — на 5,37%, «Дикси» - минус 4,47%, «Магнит» и «О'кей» снизились на 4,36% и 2,86% соответственно.

Самое читаемое
  • Крупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнесКрупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнес
  • Авиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит названиеАвиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит название
  • Машина через маркетплейс. Wildberries начинает торговлю автомобилямиМашина через маркетплейс. Wildberries начинает торговлю автомобилями
  • Строительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долговСтроительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долгов
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.