Деловой квартал / Новости / Как Artsofte открыл посевную: опыт Николая Адеева

Как Artsofte открыл посевную: опыт Николая Адеева

25.06.2014 11:34

Компанию Artsofte называют кузницей стартапов. И не случайно: развивать компании внутри компаний пытались многие, но вывести их в коммерческое русло удалось пока лишь команде Николая Адеева.

На рынке веб-разработки компания Artsofte с 2003 г. Развитие дочерних стартапов появилось в кризисные 2008-2009 гг., рассказывает ее основатель и директор Николай Адеев: с одной стороны, стагнация рынка вынуждала искать новые направления, а с другой — часть персонала можно было безболезненно задействовать в отдельных проектах. Ставку сделали на модель SaaS (софт как сервис), отмечает он:

«Тогда все только-только заговорили об облачных технологиях для b2b-сектора. На этой волне мы решили за 1,5-2 месяца сделать какой-нибудь проект. Так появился конструктор сайтов Artsofte Lite — для клиентов, которым ценник веб-студий казался высоким. Затем — агрегатор предложений доставки еды «Ресторан Online». Оба блина вышли комом: ресторанный проект опередил рынок на 3-4 года и начал раскрывать свой потенциал лишь недавно. На базе Artsofte Lite мы вскоре сделали конструктор бизнес-сайтов Smartpage, а весной 2014 г. еще и совместный проект с УБРиРом — сервис создания сайтов для малого бизнеса со встроенным эквайрингом от банка».

Следующим нишевым SaaS-решением стал сервис для автосалонов. Tradeins предназначался для реализации автомобилей с пробегом по модели «трейд-ин». Г-н Адеев:

«По всем аналитическим прогнозам, на 2008-2009 гг. выпадала первая волна перепродажи иномарок представительского класса, купленных в конце 1990-х — начале 2000-х гг. Классический трейд-ин в Екатеринбурге тогда не был развит, подержанные автомобили продавались только на рынках или через объявления. Салоны, внедрившие наш сервис, могли бы стать первопроходцами. Но не случилось: если некоторые компании и проявили интерес, то дальше слов дело не пошло».

По его словам, выбор Екатеринбурга для запуска стал неудачным:

«Если бы мы сначала пришли в Москву, думаю, было бы проще. Уровень зрелости участников рынка и потребителей в Екатеринбурге был тогда крайне низким».

Впрочем, и компании-импортеры, к которым также обращалась Artsofte (среди них был, например, «Мерседес-Бенц РУС»), отнеслись к сервису без энтузиазма:

«Сейчас, спустя время, мы понимаем ошибку. Мы предложили автосалонам и импортерам инструмент, обоснованный только с точки зрения ИТ, но к самому рынку он оказался неприменим».

В 2010 г. Tradeins заморозили и вернулись к нему спустя восемь месяцев: одна из крупных сетей автосалонов в Екатеринбурге начала развивать собственную ИТ-инфраструктуру и искала комплексное решение для автоматизации. Николай Адеев:

«Изменилась бизнес-модель: от трейд-ина мы пришли к решению, включающему целый ряд инструментов, от формализации внутренних бизнес-процессов и организации складского учета — до проведения маркетинговых акций и запуска виртуальных витрин для покупателя. Сам продукт изменил название на TradeDealer, а первоначальный сервис Tradeins стал его составной частью».

Проект монетизируется по смешанной модели — за счет инсталляционных платежей, комиссий за проведение маркетинговых кампаний, а основную выручку приносят подписки (для продолжения использования продукта необходимо его оплатить). На сегодняшний день TradeDealer установлен в 150 автосалонах по всей стране. Ближайший по инструментарию конкурент TradeDealer — американская компания Dealer.com, Россия в круг ее интересов пока не входит.

Примерно по такому же сценарию развивался другой флагманский проект Artsofte — Bizerra, сервис для автоматизации работы агентств недвижимости. Идея возникла еще в 2008 г., но в кризис рынок упал, и релиз Bizerra состоялся только в начале 2012 г. Сервис развивается медленнее, чем TradeDealer, признает г-н Адеев:

«Во-первых, он стартовал позже и, во-вторых, повторил ошибку предыдущего — на старте им управлял ИТ-менеджер, не погруженный в специфику рынка недвижимости».

В начале 2014 г., когда Bizerra находилась на акселерации во ФРИИ, проект возглавил Павел Боровиков, работавший ранее директором по маркетингу ЦН «Северная казна». Как добавляет Николай Адеев, в отличие от TradeDealer, который можно удаленно развернуть в любом городе, у Bizerra успешное внедрение обуславливается только при точечной «высадке» в конкретном регионе.

«Важно выстроить отношения с отраслевыми сообществами — такими, как, например, УПН в Свердловской области. Здесь основная сложность в том, что многие люди в отрасли не привыкли работать с современными веб-сервисами», — отмечает он.

Сейчас Bizerra находится на этапе отладки бизнес-процессов и укрепления в пилотных регионах — в Екатеринбурге, Челябинске и Тюмени. Монетизация сервиса, как и в TradeDealer, выстраивается по смешанной модели — за счет подписок и комиссий.

Кроме проектов, выведенных в отдельные юрлица, Artsofte развивает ряд внутренних стартапов. Как правило, они ориентированы на недостаточно развитые рынки, выход на которые возможен лишь в перспективе. Один из них — сервис для банков, позволяющий интегрировать внешние каналы коммуникаций с внутренними платформами и базами данных. Г-н Адеев:

«По сути, это информационная веб-шина, с помощью которой мы можем конструировать интернет-сервисы для оказания традиционных банковских услуг. Например, для дистанционного выпуска карты или открытия расчетного счета. Проблема в том, что и банковская система, и банковский менеджмент неповоротливы. Количество потенциально возможных внедрений в России сейчас вряд ли превысит 100, но с учетом политики ЦБ и отзыва лицензий даже это количество будет только сокращаться. Выводить его в отдельную компанию просто нет смысла».

Другой неформализованный проект — платформа для создания интернет-магазинов под рабочим названием Acommerce. Сейчас это отдельное подразделение Artsofte — со своим менеджментом и командой разработки. Это направление в компании видят перспективным, но на данный момент решение не поставляется как коробочное для внедрения другими разработчиками — это инструментарий для интеграционных проектов в сегменте e commerce, которые Artsofte выполняет самостоятельно.

Основная часть дочерних стартапов Artsofte к настоящему моменту вышла на самоокупаемость, а флагманские TradeDealer и Bizerra — на прибыль.

«Еще в прошлом году проекты перестали высасывать инвестиции из материнской компании. Но полученную прибыль из стартапов мы не изымаем — она нужна на дальнейшее развитие», — комментирует Николай Адеев.

По его словам, главное отличие корпоративного бизнес-инкубатора от венчурных фондов в том, что если команде требуется время на осмысление ошибок и изменение бизнес-модели — они его получают. В классическом посевном фонде тот же Tradeins закрылся бы навсегда после первой неудачи. Так, сегодня в замороженном состоянии находится программа лояльности в соцсетях BalaLIKEa. По словам г-на Адеева, ставка только на один цифровой канал продвижения оказалась неэффективной.

Впрочем, не все такие замыслы Artsofte выходят из консервации. Например, в 2012 г. закрылся совместный проект с Mail.ru — витрина платных электронных открыток в проекте cards@mail.ru, рассказывает Николай Адеев:

«В ходе смены руководства в Mail.ru новые топ-менеджеры посчитали продажу открыток неинтересным бизнесом, и направление просто свернули. А оно было только-только запущено: 3-4 месяца мы потратили на разработку сайта, интеграцию с Mail.ru, привлечение иллюстраторов, проработку лицензионных соглашений. Но спустя месяц после старта Mail.ru просто выключил нам трафик. Формально условия договора нарушены не были, но заработать мы уже ничего не смогли».

Начальные инвестиции в разработку дочерних стартапов г-н Адеев оценивает в 3-3,5 млн руб., еще столько же приходится вливать в проект ежегодно при органическом росте — до его выхода на самоокупаемость (при агрессивном входе в регионы вливания значительно выше). В нишевых SaaS-проектах он видит будущее и Artsofte, и отрасли в целом:

«Сегодня формируется новый тип ИТ-компаний — веб-интеграторы. Это вендоры облачного ПО, вышедшие не из классической разработки, а из веба. Традиционные интеграторы вряд ли смогут поставлять такое ПО — они никогда не работали с веб-сервисами. Им это и не нужно: они плотно сидят на жирных контрактах с Microsoft, SAP и др. Поэтому задачу по внедрению и сопровождению продуктов такой вендор тоже замыкает на себя. Мы осознанно встали на этот путь: на наш взгляд, рынок будет двигаться именно в сторону комплексных нишевых веб-решений».

Сейчас в Artsofte планируют выпускать по одному новому дочернему стартапу каждые два года.

Кузница стартапов Artsofte

Семь ключевых дочерних стартапов компании:

TradeDealer
SaaS-сервис автоматизации продаж подержанных и новых автомобилей для автосалонов

Bizerra
SaaS-сервис для автоматизации работы агентств недвижимости

«Ресторан Online»
агрегатор заказов из традиционных ресторанов и служб доставки

Jit Logistic
веб-сервис для интернет-магазинов, для размещения заказов на доставку в режиме реального времени с элементами биржи

BalaLIKEa
программа по геймификации в вебе и соцмедиа

Smartpage
SaaS-сервис создания персонального сайта для бизнеса

«Вкусно дома»*
доставка ингредиентов изысканных блюд на каждый день

* - проект, в котором Artsofte имеет долю как технологический партнер

Источник: данные компании.

Читайте также:

«Эти ваши интернеты...» Как изменился интернет-рынок Екатеринбурга

Стадия бурного роста интернет-рынка в Екатеринбурге закончилась. Его участники констатируют: это закономерно, ведь поменялись и правила. Как изменились расклады на рынке — в материале DK.RU.

 

Топ-50 интернет-ресурсов и порталов Екатеринбурга по версии DK.RU

Согласно новому исследованию портала DK.RU, городские и развлекательные порталы, справочники, объявления имеют самый большой охват интернет-пользователей из Екатеринбурга (более 49%).

Борис Лепинских: «Поиск дополнительных доходов — это нормальное состояние для бизнеса»

В 2012 г. контрольный пакет E96.RU перешел ГК IQ One Holdings: это позволило интернет-магазину значительно расширить географию присутствия в 2013 г. Премьеры 2014 г. — СП с крупными ритейлерами.

DK.RU составил рейтинг крупнейших интернет-магазинов Екатеринбурга

Соотношение локальных и федеральных интернет-магазинов на Среднем Урале изменилось. Теперь общероссийские торговые сети занимают долю в 64% в объеме крупнейших игроков местного рынка e-commerce.

 

Автор: Сергей Дружинин
Публикации по теме
Система Orphus
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter.
Как попасть?

Материалы партнеров

Как открыть счет в зарубежном банке Как открыть счет в зарубежном банке
Международная деятельность, привлечение партнеров и денег из-за рубежа, желание сохранить капитал – вот неполный список поводов для взаимодействия с финансовыми учреждениями других стран.
С начала этого года основные криптовалюты показали феноменальный рост С начала этого года основные криптовалюты показали феноменальный рост
Инвестировавшие в них получили серьезную прибыль. Эксперты считают: цифровые валюты продолжат расти.
Перчатки для пищевой промышленности: как лучше защитить руки и продукт Перчатки для пищевой промышленности: как лучше защитить руки и продукт
Производители предлагают широкий спектр перчаток для пищевой промышленности. Как сориентироваться?

Бизнес

«Эти банкротные дела — развлечение. Выбрать что-то реально выгодное на торгах сложно» «Эти банкротные дела — развлечение. Выбрать что-то реально выгодное на торгах сложно»
Михаил Жуков, HeadHunter: «Профессиональный директор» — это фокусник. Сфера имеет значение
«На торги выставляется несколько тысяч объектов в день». Как заработать на банкротстве
«Для нас это лучшее, что могло произойти». Борис Лепинских — откровенно о возвращении Е96
Собственникам ТРЦ: решайтесь на изменения, меняйте менеджмент! — Алексей Мальцев

Свое дело

Как фитнес-блогер и мама троих детей стала производителем детской мебели / ОПЫТ Как фитнес-блогер и мама троих детей стала производителем детской мебели / ОПЫТ
«McDonald’s на рынке ЖКХ». Как уральская УК собирается завоевывать российский рынок
«Тайцы думают, что русские отнимают у них кусок хлеба». Как живут свадебные генералы
«У меня нет юрлица, я не плачу налоги. Взятки полицейским — вот мои налоги!»
«То, что я начал шить плащи, — это Вселенский замес. Какого черта я все это знаю и умею?»

Качество жизни

Скажите «Сыыыыр». Илья Борзенков — о трех годах без «санкционки» Скажите «Сыыыыр». Илья Борзенков — о трех годах без «санкционки»
Жить в России — платная услуга. «Продлевать будете?»
Оглянитесь вокруг: каких людей больше, поддакивающих или критически мыслящих? — Олег Кузин
Тайная проверка фитнес-клубов Москвы и Екатеринбурга: 65% до финиша не дошли
«Нам можно дробовик, с которым хоть Кремль штурмуй, но нельзя короткоствол для самозащиты»

Мнения

«Бизнес убивают не ленивые и вороватые сотрудники, а «тараканы» в голове собственника» «Бизнес убивают не ленивые и вороватые сотрудники, а «тараканы» в голове собственника»
«Это уникальная ситуация! «Новые деньги» позволяют положить в карман 10 млрд за раз»
Задержали начало продаж квартир на день? Потеряли 3 млн руб. прибыли! — Денис Злоказов
«Ройзман выиграл на выборах губернатора. Не выборы, но на выборах». Что именно?
«В России благотворители умоляют не раскрывать имена, иначе их бизнес заклюют проверками»

Лайфхаки

Не верь, не бойся, не проси: как перестать создавать себе проблемы Не верь, не бойся, не проси: как перестать создавать себе проблемы
500 000 за год: во сколько обходится владение автомобилем в России. ЦИФРЫ и ФАКТЫ
Повзрослевшие в сети: как социальные сети делают нас умнее
Четыре великих катализатора богатства / ЛАЙФХАК
Какая утренняя привычка поможет сэкономить 20 часов рабочего времени

Недвижимость

Задержали начало продаж квартир на день? Потеряли 3 млн руб. прибыли! — Денис Злоказов Задержали начало продаж квартир на день? Потеряли 3 млн руб. прибыли! — Денис Злоказов
Стать рантье: можно ли прожить, сдавая в аренду однокомнатную квартиру
Собственникам ТРЦ: решайтесь на изменения, меняйте менеджмент! — Алексей Мальцев
Россияне покупают все меньше жилья: предложение в пять раз превышает спрос
«Стагнация до 2020 года». Когда цены на жилье стабилизируются и начнут расти?
НОВОСТИ РОССИИ
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 5 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Подпишитесь
на «Деловой квартал»
Нас читают более 7000 владельцев бизнеса и топ-менеджеров