«Почему стритрейсер — герой, а любитель игр — злодей?» История компании Caravan Games

«Почему стритрейсер — герой, а любитель игр — злодей?» История компании Caravan Games
Иллюстрация: личный архив

«Удивительно, но за наши игры платят в основном граждане США, живущие на пособие по инвалидности». Как заработать на играх для смартфонов и почему инвесторам не стоит вкладывать в игровой бизнес?

Алексей Дмитриев десять лет назад поменял бизнес по созданию сайтов для правительственных организаций на разработку игр. Сейчас челябинец управляет командой художников и программистов, которые разрабатывают проекты для смартфонов и соцсетей, в том числе и знаменитую игру «Три в ряд», и мечтает создать оригинальную большую игру.

Закажи игру

Свою первую игру Алексей Дмитриев сделал еще в школе на факультативе по программированию. Программист по призванию, он открыл уже второй бизнес, так и не получив диплома: на второй год обучения в ЧелГУ, где он изучал гидро-газо-динамику, ушел в академический отпуск, а потом вовсе забрал документы. Разработке игр предшествовала работа в дизайн-студии, где в начале 2000-х Алексей с друзьями делал сайты для крупных предприятий и госструктур. Но и это занятие в итоге оказалось ему не по душе — по выходным и вечерам после работы будущий основатель компании Caravan Games начал делать игры на заказ.

Я нашел одну из популярных тогда игр Mafia Wars и подумал, что могу сделать такую же. Понял, что код писать получается, а картиночки рисовать — не очень. Нужно было найти художника, которому я мог бы платить зарплату. У меня был движок для создания игр, я начал его продавать за смешные деньги, в районе $200 за копию. Потом предлагал клиентам делать какие-то доработки под их конкретные пожелания, брал почасовую оплату. В какой-то момент игры начали приносить больше денег, чем зарплата на основной работе, и я подумал, что надо, наверное, погрузиться в это полностью, — рассказывает Алексей Дмитриев.

Так в 2009 г. появилась компания Caravan Games. Ее основатель вместе с единственным на тот момент сотрудником — художником поначалу работали на дому, начальные инвестиции не потребовались. Офис арендовали позже, когда назрела необходимость масштабировать бизнес.

Создание игр на заказ не так прибыльно, как работа на конечных пользователей, признается Алексей. Но с тем периодом связано немало интересных моментов — так, однажды компания помогла клиенту получить желанное освещение в СМИ, создав провокационную игру про католическую церковь, где по сюжету кардиналы должны были выбирать Папу. Как ни странно, больше половины пользователей были итальянцами.

Первый блин — не комом

Первую собственную игру получилось создать благодаря проблемному клиенту, который попросил вернуть предоплату за дизайн игры. Решили пойти навстречу и попробовали продать «картинку» другим заказчикам. После неудачной попытки родилась идея запустить свой проект на Facebook — ролевую игру Witchcraft (колдовство — прим. ред.). Предоплату заказчику в итоге вернули, а игра начала приносить первые плоды — пользователи могли играть бесплатно, но при желании платили за дополнительные возможности. Тогда Алексей Дмитриев решил поручить сотрудникам, выполнявшим клиентские проекты, «перейти на сторону колдовства». 

Однажды я съездил на конференцию разработчиков игр в Москве, чтобы показать игру потенциальным издателям и партнерам. Рассказал одному из них, что мы параллельно делаем проекты на заказ, на что услышал: «Зачем вы фигней занимаетесь? Делайте только свое, это выгоднее». Вот тогда я задумался о полностью своих проектах, — говорит предприниматель.

Команда разработала несколько новых возможностей, устроила ряд распродаж, подтянула деньги и полностью отказалась от клиентских разработок.

Из электрика в программисты

Сейчас в компании работает 10 человек. По словам Алексея Дмитриева, персонал он набирал очень медленно и осторожно — сказался негативный опыт в прошлом бизнесе, когда за год количество сотрудников выросло в два раза. 

Это большой стресс для компании, для руководителей, сложно сохранить рассудок, чтобы процессы не путались, — говорит основатель компании. — Поэтому когда я начал создавать собственную компанию, решил, что новых людей буду нанимать только тогда, когда будет «черная дыра» на их месте. Когда встает вопрос — или берем кого-то, или не успеваем вообще ничего.

«Почему стритрейсер — герой, а любитель игр — злодей?» История компании Caravan Games 1Сейчас в штате работают программисты, художники, аналитики, дизайнер уровней, специалисты техподдержки. Бухгалтерию и юридическую помощь отдали на аутсорсинг. Идет набор стажеров — молодых специалистов, готовых работать за опыт и хороший отзыв. Немногие из них могут попасть в команду — человек, только что перешагнувший порог вуза, главе компании мало интересен. По словам Алексея Дмитриева, «мышцу практики» бывшим студентам придется наращивать два-три года, а в программировании ждать не принято. Поэтому в компанию проще взять человека, который будет получать в два раза больше денег, но уже через месяц-два начнет продуктивно работать.

Кстати, зарплата у создателей игр в Caravan Games варьируется от 50 до 100 тыс. руб., но наличие профильного образования, опять же, погоды не делает.

«До этого у нас работал программист — электрик по образованию, 3D-моделлер — тоже электрик. Художник — с дипломом психолога. Ну, и я — недоучившийся физик», — говорит предприниматель.

Челябинск — столица «Три в ряд»

За годы существования Caravan Games запустила три игры — это «первенец» Witchcraft для соцсетей, головоломки «Бон Вояж» и Foks для пользователей Android. Главным героем последней, словно Тамагочи, стал виртуальный лисенок. В работе находятся гонки для мобильных устройств и детектив-нуар в стиле «Бегущего по лезвию».

Головоломку популярного формата «Три в ряд» загрузили несколько сотен тысяч человек. Алексей Дмитриев отмечает, что у лидеров индустрии этот показатель достигает сотен миллионов скачиваний. В Челябинске есть компании с более крупными проектами — это «Ева» и TAPCLAP. У последних игра «Сокровища пиратов» — в топе «Одноклассников», они входят в тройку лидеров по России по количеству установок. «В городе развит этот рынок, что удивительно. Мы даже иногда смеемся, что Челябинск — это столица «Три в ряд». У нас не меньше десяти компаний, которые занимаются разработкой игр», — говорит бизнесмен.

Между тем у игроков рынка на Южном Урале нет цели привлечь внимание властей и заявить о себе общественности — лишь бы палки в колеса не вставляли. Да их, впрочем, и так нет, признается Алексей. В пример он приводит компанию Playrix из Вологды:

Ребята благодаря головоломке Gardenscapes находятся в топ-10 по заработку в мобильных играх. Никто же из-за этого не ездит за играми в Вологду!

В то же время глава компании придумал свой способ взаимодействия с внешним миром. Каждую неделю Алексей Дмитриев собирает коллег по цеху, начинающих программистов и просто интересующихся этой темой в одном из кафе в центре Челябинска. «Обед с разработчиками» — так он назвал это мероприятие.

«Одна из причин, по которой я люблю разработку игр, — это общение, тусовка, где все молодые, бодрые, всем интересно что-то делать, обсуждать, — объясняет предприниматель. — С каждым отдельно бывает сложновато встречаться. Кто-то спрашивал, почему в Кремниевую долину стоит ехать за своим стартапом. Да потому что с утра ты заходишь в кафе за чашкой кофе, а за одним столом сидят ребята из Google и что-то обсуждают, за другим — на салфетке новый стартап рисуют, можно кого-то из инвесторов в очереди встретить. Я подумал: вот было бы прикольно, чтобы у нас в Челябинске так же было, и придумал «обеды». Иной раз один могу сидеть, иной раз — 15 человек приходит. Всегда есть что обсудить, в крайнем случае — посмотреть игры друг у друга, поиграть».

Роль директора — не мешать людям работать

Отойти от производственных процессов и посвятить себя управлению командой Алексей Дмитриев решил не так давно — чем больше директор вовлекался в разработку, тем больше работа стопорилась. От контроля программистов и художников решено было отказаться и доверить роль проверяющих — как анимации, так и кодов, — им самим. Директор же исполняет роль продюсера и отвечает за маркетинг, а координирует работу сотрудников теперь менеджер проектов.

Я постепенно отхожу от конкретных деталей, все больше смотрю на картину в целом. Моя роль как владельца компании как раз состоит в том, чтобы как можно меньше мешать людям создавать классные продукты. Мы стали сейчас делать так: часть решений по продуктам принимают конкретные люди. Поэтому я говорю художнику: рисуй то, что тебе нравится, — говорит бизнесмен.

На создание одной игры может уйти от нескольких месяцев до нескольких лет. Так, на «Бон Вояж» ушел один год — от написания первой строчки года до первого запуска во «ВКонтакте», еще год понадобился на доработку, и только тогда можно было сказать, что все получилось. Впрочем, по словам Алексея, игра все еще не окупила себя — только на зарплаты ушло больше 6 млн руб., и это основная статья расходов. Все остальное — аренда офиса, налоги, лицензии — меркнет на фоне зарплат, на которые компания тратит 95% бюджета.

Типичный игрок — американка на пособии

Самые увлеченные игроки могут потратить на игру тысячи долларов в течение несколько лет. Бывает и так, что человек за один день спускает $500-600, а кто-то решается на первую покупку лишь спустя пять лет активного геймерства. 

Что удивительно, за Witchсraft платят в основном граждане США, живущие на пособие по инвалидности, и пенсионеры. Американцы приносят компании 90% доходов, а если говорить о количестве пользователей, то половина игроков приходится на Россию, 20% на Украину и Белоруссию. Сами продукты рассчитаны на женскую аудиторию старше 50 лет — для них это своеобразный кроссворд нашего времени.

«Почему стритрейсер — герой, а любитель игр — злодей?» История компании Caravan Games 2

Так выглядит первый проект, который выпустил Caravan Games — RPG игра Witchcraft в сети Facebook

По словам Алексея, игры создаются так, чтобы человек играл долго, и рано или поздно начал платить. По статистике Caravan Games, примерно половина игроков начинает тратить деньги в первые две недели. Окупается стандартный пользователь примерно за полгода.

«Должно быть много уровней, они должны быть в меру сложные, человек должен проигрывать, иначе, хоть он сам этого не понимает, ему будет неинтересно. Часто пользователи пишут: «Да пошли вы! Ваша игра — мозголомка, ненавижу вас». А по факту это как раз то, зачем он играет — чтобы проиграть. Проиграть три раза, а потом выиграть и получить удовольствие», — объясняет разработчик.

Алексей не считает, что он и его команда прививают людям зависимость — человек должен сам уметь проводить грань между игроманией и хобби.

Я много об этом думал. В наркоманию можно превратить все что угодно: спорт, диету, «ВКонтактик», можно Дарью Донцову читать не вылезая из дома. Игры — это просто один из способов взаимодействия человека с внешним миром. У нас наиболее вовлеченные игроки воспринимают игру как хобби, и деньги они туда вкладывают, как в любое другое увлечение. Почему-то человек, который занимается стритрейсингом — герой, а человек, который увлекается играми — злодей. Это неправда, — говорит Алексей Дмитриев.

Большой проект как мечта

Разговоры о том, когда же компания приступит к разработке первой большой игры, не прекращаются ни на один день. Г-н Дмитриев хочет сделать что-нибудь действительно крутое — игру интересную, сложную, уникальную и прибыльную. И последний пункт в этом списке самый сложный в реализации. По словам Алексея, чтобы игра окупила себя, нужно серьезное внимание уделить маркетингу, пиару, всему тому, что не касается непосредственно создания проекта. Дилемма возникнет и с вопросом доступности — у платных игр и формата free-to-play есть свои как плюсы, так и минусы. Предприниматель осторожно делает прогноз — за большой проект он с командой возьмется не раньше, чем через год. Но для этого придется нанять еще с десяток программистов и художников, а процесс может затянуться на несколько лет. И, конечно, стартап потребует больших вложений, а компания еще не созрела для этого.

Я пока не готов к таким рискам. Проблема в том, что у нас пока нет свободного «жирка», чтобы можно было в случае чего пережить неудачу. Деньги инвесторов я привлекать не буду, хотя мне много раз предлагали. В Челябинске с этим обычно приходят ребята, которые где-то в неигровой индустрии заработали денег и хотят их куда-нибудь вложить. Они не знают игрового рынка — а он очень рискованный, — рассуждает бизнесмен.

Так, на площадке для платных игр Steam в день выходит порядка 50 игр, и из них меньше 5% окупают затраты на разработку. И если инвестор вложит 10 млн руб. в разработку конкретной игры, то не факт, что он получит деньги обратно. Есть смысл вкладываться в компанию в целом, но и этот путь не близок челябинцу.

«У меня был негативный опыт на прошлом месте работы — мы делали уникальные сайты, и однажды я предложил создавать решения не для одного, а сразу для целой категории клиентов, — объясняет Алексей. — В моем решении масштабировать бизнес партнеры меня не поддержали, и я ушел. Так что со стороны привлекать инвестора — это для меня такой же ответственный шаг, как женитьба. Потом придется делить имущество, если что-то пойдет не так».

Автор: Полина Худякова

Самое читаемое
  • Крупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнесКрупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнес
  • Авиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит названиеАвиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит название
  • Машина через маркетплейс. Wildberries начинает торговлю автомобилямиМашина через маркетплейс. Wildberries начинает торговлю автомобилями
  • Строительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долговСтроительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долгов
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.