Подписаться
Курс ЦБ на 20.04
93,44
99,57

«Есть только один путь создать корпоративную культуру, приносящую прибыль» — Артем Черанёв

«Есть только один путь создать корпоративную культуру, приносящую прибыль» — Артем Черанёв
Иллюстрация: profintel.ru

«Не ищите на краю света то, что у вас под самым носом. Найдете только фейк». Глава «Инсис» разоблачает практику «вечных улучшений» и делится опытом создания эффективной корпоративной культуры.

Рубрика «Особое мнение» на DK.RU

Артем Черанёв, генеральный директор компании «Инсис»: 

—  Одна из самых страшных вещей, которую можно сделать в бизнесе  это «поставить телегу впереди лошади», то есть перепутать причину и последствие успеха или неудачи. 
 
У нас в российском бизнесе это встречается сплошь и рядом. Вот поучится предприниматель у очередного гуру или, не дай бог, за границу съездит в отпуск или в деловую командировку. Там он насмотрится на внешние формы организации управления в бизнесе и давай тащить в свою компанию самые красивые из них, то есть такие, которые больше всего бросаются в глаза и создают внешний эффект. Получается воровство пустых «фантиков», причем такое оголтелое, как будто именно их применение и есть причина успеха. 
 
Что происходит в итоге? В лучшем случае крепкая и активно развивающаяся фирма отягощается пустыми процедурами, ее персонал начинает играть в разные посторонние процессы, что тормозит работу. 
 
В худшем —  когда «фантики» пытаются использовать как спасение от серьезной болезни бизнеса — лекарство не помогает, и организация просто разваливается.
 
Потому что вместо полезной таблетки, пускай и горькой, руководство глотает сладкие пилюли «корпоративного счастья». И корабль идет ко дну с гордо поднятым флагом под торжественный гимн, который поют выстроившиеся на палубе сотрудники в парадной форме. 
 
Мне все вспоминается в качестве примера недавнее посещение одной уфимской компании, про которую я уже писал на DK.RU. Начинавшись книг про японскую практику постоянных улучшений, руководители начали создавать на этой фирме какие-то комитеты по улучшениям, вводить правила, чтобы обязательно было по три улучшения за месяц и прочий маразм. Очевидно, владельцы бизнеса стремились перенять что-то полезное у японской корпоративной культуры. Но получился откровенный цирк. Невозможно перенести путем прямого копирования практику иностранного менеджмента в работу российских компаний. Забудьте про всю эту фигню с «гембой», «мудой» и т.п. вещи. Это исключительно азиатские штуки, восточные люди «пляшут» от процесса, а мы  от результата. 
 

У нас надо не придумывать улучшения, чтобы добиваться цели, а ставить цели, чтобы улучшения рождались сами собой.

 
Просто в свое время на Востоке вполне понятная и логичная борьба с издержками обросла философией, как это часто бывает у японцев. Наши люди увидели только этот философский «фантик» и бездумно его копируют. А выливается это во всякие извращения, вроде борьбы с издержками как самоцель менеджмента. 
 
Естественно, возникает вопрос: как создать что-то реально полезное, а не просто  воровать «фантики»?  Особенно в такой сложной сфере, как корпоративная культура. Ответ довольно прост: посмотрите внутрь своей компании.
 

Я считаю, что учить людей какой-то особой практике работы или корпоративной культуре  глупое и бесполезное занятие.

Это как с анекдотом: если суть шутки слушателю надо отдельно объяснять, значит, это плохой анекдот. Также и с корпоративной культурой: если ее нужно специально создавать, значит, делать это бесполезно. 

Корпоративная культура — это то, что формируется само по себе.  Как естественная реакция людей на определенную организацию труда и создавшиеся рабочие отношения в коллективе. И, конечно, она зависит от характера и личности первого лица компании. Хотите знать, где у вас прячется настоящая корпоративная культура? Вся она, как дуб в желуде, заключена в отношениях руководителя компании с его непосредственными подчиненными, его командой.  Логика работы с людьми, отношение к изменениям, инструменты и практика обмена информацией — все это и многое другое для моей фирмы взято из того, как я работаю с 11-ю своими подчиненными, моими топ-менеджерами. Нужно только правильно считать эту культуру и тиражировать на другие команды. 
 
Принцип такой же, как в спорте. Когда я начинал заниматься скалолазанием, у нас были эстафеты на тренировочной стенке на скорость. И тренер постоянно повторял, что самое важное и ценное начнется, когда раз пять подряд подниметесь. Вот тогда, когда все будет болеть, ваш организм сам начнет экономить энергию и выбирать наиболее точные движения. Техника начнет вырабатываться бессознательно. Также и тут: честный и единый для всей команды принцип мышления выбраковывает лишние ресурсы, идеи и людей. 
 

Моя корпоративная культура, которую я транслирую на всех подчиненных, а они — далее на свои команды, основана на простом правиле: ставьте четкие и амбициозные цели и давайте людям свободу в выборе инструментов.

 
Сотрудники сами сообразят, как делать, не надо лезть с советами. Нормальный человек сам поймет, как решить задачу. А если что-то не так, он сам сообразит, что мешает, или найдет способ понять. Этот принцип взят из комфортной мне практики, которая сложилась сама собой, и поэтому он работает. И у вас все будет работать, если вы заглянете внутрь своего бизнеса, найдете это самое ядро и возьмете его правила, его техники и его принципы. Они у вас точно есть, иначе у вас не было бы компании. Задача только разглядеть и распространить, а не бегать, как дураки, по разным концам планеты в поисках некой суперэффективной спасительной идеи.
 
Самое читаемое
  • Россия удвоила поставки товаров в Африку и сократила экспорт в АмерикуРоссия удвоила поставки товаров в Африку и сократила экспорт в Америку
  • Бывший завод Mercedes в Подмосковье выходит из простоя. Он возобновит работу в маеБывший завод Mercedes в Подмосковье выходит из простоя. Он возобновит работу в мае
  • Премия «Предприниматель года» укомплектована участниками. Впереди финалПремия «Предприниматель года» укомплектована участниками. Впереди финал
  • Forbes назвал 10 самых обедневших российских миллиардеров по итогам 2023 г.Forbes назвал 10 самых обедневших российских миллиардеров по итогам 2023 г.
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.