Подписаться
Курс ЦБ на 08.05
91,12
98,30

Драйв нах Остен

Будущее в тумане Такая услуга, как прокат автомобиля, знакома многим, кто бывал за границей. В любом аэропорту, на каждом железнодорожном вокзале Западной Европы или Северной Америки приезжих обычн

Рынок аренды автомобилей, до сих пор бывший не слишком вместительным, начинает развиваться. За последние полтора года в Екатеринбурге открылось две станции проката автомобилей под известными мировыми брендами — Hertz и Europcar. Несмотря на сдерживающие факторы — врожденное неуважение наших граждан к чужой собственности и отсутствие у большинства потенциальных клиентов «кредитных карт», — рынок готов принять новых участников.

Будущее в тумане

Такая услуга, как прокат автомобиля, знакома многим, кто бывал за границей. В любом аэропорту, на каждом железнодорожном вокзале Западной Европы или Северной Америки приезжих обычно встречают с десяток табличек «rent-a-car». Даже в аэропортах Туниса или Египта турист обязательно увидите парочку таких вывесок.

В Екатеринбурге с этим сложнее. По запросу «Прокат автомобилей» городской онлайн-справочник Uralfirm.ru выдает всего 10 ссылок. Четыре из них — «прилепившиеся» к полноценному автопрокату свадебные салоны или службы такси, которые, как правило, сдают автомобили только с водителем. Еще две — уже упоминавшиеся Hertz и Europcar. Остальные компании предлагают почасовую аренду отечественных авто — от «пятерки» до «десятки». Причем некоторые фирмы имеют свойство внезапно прекращать свою деятельность. Светлана Щипачева, директор компании «Империя Авто»: Мы присутствуем на рынке проката отечественных авто вот уже восемь лет. За это время на моих глазах возникло и ушло несколько десятков предприятий — каждый год кто-то новый открывается, потом быстро прекращает работу. Откуда-то возникло мнение, что прокатный бизнес проще простого — купил машину и сдавай ее в аренду. Но как только начинаются первые проблемы, любители быстрого обогащения расстаются с иллюзиями.

Суточная аренда почти новой «десятки» в «Империя-авто» стоит 1200 руб. — цена вполне доступная. При этом число прокатчиков, сдающих отечественные автомобили, за последние пять-шесть лет практически не увеличилось. По словам г-жи Щипачевой, в городе стабильно работают три компании. Помимо собственно «Империи-Авто», есть еще «Автотрэк» и «Профиль». Все они образовались в 1994-1998 гг. Светлана Щипачева: Раньше работать было легче — контингент шел совсем другой. Сейчас все чаще сталкиваешься с ситуацией, когда то стремятся не заплатить за услугу, то нанесут ущерб и попытаются скрыть этот факт. С автомобилями обращаются так, что страшно смотреть. Пришлось взять в штат юриста и адвоката, которые постоянно занимаются урегулированием конфликтов, не вылезают из судов. Мы уже задумываемся, стоит ли продолжать бизнес.

Пессимизм г-жи Щипачевой разделяют и большинство конкурентов «Империи-Авто». Как полагают эксперты, наиболее платежеспособных и продвинутых клиентов у прокатчиков отобрали банки. Тот, кому раньше не хватало на покупку машины пары тысяч долларов, теперь вполне может позволить себе приобрести отечественное авто в кредит с минимумом формальностей. У оставшихся уровень доходов так же низок, как и культура потребления.

Кому иномарку

Ситуация на рынке аренды иномарок куда более радужная. В конце 2003 г. проект Auto-Dealer.ru совместно с «ИМА-консалтинг» по заказу компании «Рольф-Прокат» (дочернее предприятие компании «Рольф» — дистрибьютора Mitsubishi в России) провели исследование российского рынка проката иномарок. Выяснилось, что его общий объем составляет $2–4 млн в месяц, а рост составляет примерно 20-30% в год. Совокупный размер автомобильного парка прокатных компаний России насчитывает 1500-2000 автомобилей.

90-95% этого автопарка, разумеется, ездит по Москве, где с начала 90-х работают практически все «гранды» мирового автопрокатного бизнеса: AVIS, Hertz, Budget, Sixt, Dollar, Europcar. Примерно два года назад первые западные прокатчики начали проникать и на местный рынок. Первооткрывателем стал американский Hertz. По словам директора «Hertz Екатеринбург» Вадима Магурина, официальное соглашение было подписано в июле 2002 г. (помимо Екатеринбурга, станции Hertz есть в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Самаре и Тольятти). На формирование парка, обучение персонала, подготовку документации стандарта Hertz ушло несколько месяцев: уже в ноябре 2002 г. екатеринбургская станция Hertz приняла первые заказы. Монополистом «Hertz-Екатеринбург» был не так уж долго: 1 марта 2004 г. еще один западный прокатчик — Europcar — начал предоставлять горожанам свои услуги (помимо уральского, у Europcar еще три представительства в России — в Самаре, Москве и Санкт-Петербурге).

Методы завоевания российской глубинки у мировых прокатных бюро одинаковые — компании продают франшизу местным предприятиям. Назвать ее точную стоимость отказались и в Hertz, и в Europcar. Правда, Вадим Магурин заметил, что в его случае плата за использование всемирно известного бренда не превышает $100 тыс. в год.

Примечательно, что екатеринбургские партнеры обоих западных прокатчиков начинали с продажи и ремонта иномарок. «Europcar Екатеринбург», — это, по сути, отдел холдинга «Автоплюс» (автосалоны «Тойота Центр Екатеринбург Север» и «Ауди Центр Екатеринбург»). Как говорят сотрудники екатеринбургского Europcar, идея открыть новое направление принадлежит непосредственно главе холдинга Павлу Шестопалову. «Hertz Екатеринбург» выросла из уральского дилера BMW — компании «Автомир». Но на этапе подготовки к пуску станции среди учредителей произошел конфликт, и руководство «Автомира» предпочло выйти из бизнеса.

Появление прокатной конторы в автомобильном салоне, в принципе, логично: опыт в продажах и сервисном сопровождении автомобилей уже есть, на аренде же можно заработать дополнительные деньги. Кроме того, собственная ремонтная база позволяет существенно экономить на издержках. Хотя на данный счет есть и другое мнение. Вадим Магурин: На мой взгляд, такой подход может дать больше минусов. Конечно, независимость удорожает бизнес: нет своего механика, нет собственного сервиса. Но посмотрите на это с другой стороны. Когда ты имеешь возможность практически бесплатно обслуживать автомобиль у себя в центре, получается, что часть средств искусственно изымается из одного бизнеса и переносится в другой. В любом случае это вызовет конфликт внутри компании. Ходят слухи, что подобная судьба постигла прокатное отделение компании «Рольф». Его оторвали, что называется, «от сиськи» — и сегодня «Рольф-Прокат» переживает тяжелейший кризис.

Кстати, примеры независимых станций проката есть как раз в российской сети Hertz. Например, станцией Hertz в Самаре владеют профессиональные юристы, а в Москве бренд Hertz представляет компания, фрахтующая суда.

Полоса препятствий

Как уверяют сами прокатчики, рынок аренды иномарок мог бы быть еще более привлекательным, если б не две вещи. В прокатной сети западных компаний принято брать в качестве платежного средства только кредитные карты — они позволяют практически гарантированно получить с клиента деньги за предоставленные услуги или за нанесенный ущерб. На Урале кредитные карты — диковинка. Елена Колесникова, менеджер по продажам «Europcar Екатеринбург»: Кредитки пока есть не у всех, хотя город и пытается прослыть современным мегаполисом. Эта услуга относительно новая. Порой даже банки сталкиваются с проблемами, обслуживая владельцев карт. Поэтому мы пока оставляем за собой право выбирать в каждом конкретном случае: принять наличные от клиента или нет.

Однако гораздо больше проблем прокатчикам доставляет врожденная склонность некоторых россиян к противоправным действиям. Ни одна местная компания не выдает клиенту машину сразу после того, как он предъявит паспорт, права и кредитную карту. Обычно сотрудники станции берут тайм-аут на 1-2 часа, во время которого клиента пробивают по «черным спискам», проверяют кредитку и т.д. Во всех рекламных проспектах прокатчики пишут, что могут отказать клиенту в услуге без объяснения причин. Елена Колесникова: У нас пока случай отказа был всего один. Пришел такой человек из цикла «Бригада». У него даже была кредитная карта, но она так и не понадобилась — мне сразу показалось, что клиент неблагонадежен. Отказать клиенту мы можем по самым разным причинам на наше усмотрение: запах алкоголя изо рта, неопрятный внешний вид и т.д.

Поскольку прокат автомобилей в России — бизнес повышенного риска, это выливается и в высокие цены. По статистике, в России стоимость аренды иномарок процентов на 20 выше, чем за рубежом — тарифы на прокат машин напрямую зависят от стоимости страховки. А она съедает половину прибыли от аренды автомобиля. Но иначе, утверждают прокатчики, нельзя. Этим же объясняются и более жесткие требования. За границей человек берет машину в одной стране и спокойно переезжает в другую. В России же при заключении договора аренды приходится специально оговаривать и район передвижения, и пробег автомобиля в сутки.

Перспективный парк

Несмотря на все сложности, у рынка аренды иномарок хорошие перспективы. О востребованности этой услуги говорит хотя бы тот факт, что загрузка екатеринбургской станции Hertz, по словам г-на Магурина, достигает 75%. То есть автомобильный парк компании — 12 автомобилей — ездит 75% возможного времени. В Europcar этот показатель пока меньше. В отделе продаж компании сказали, что клиенты заказывают 1-2 машины в день. «Hertz Екатеринбург» начинал с двух машин и сумел за полтора года увеличить автопарк в шесть раз. Europcar уже сейчас оперирует двенадцатью и планирует увеличивать количество машин.

Большую часть — от 60-80% — клиентуры местных автопрокатных станций составляют именно российские клиенты. Более того, в «Hertz Екатеринбург» утверждают, что в преддверии чемпионата Европы по футболу на компанию обрушился просто шквал звонков уральцев, желающих забронировать машины на португальских станциях Hertz.

С ростом въездного туризма и открытием в Екатеринбурге новых офисов иностранных компаний число арендаторов будет только расти, а действующие станции могут и не справиться. Эксперты полагают, что в ближайшие год-полтора следует ожидать прихода новых игроков. Если не мировых брендов, то известных московских компаний — Global National, «Гринлайн», «Скарлет», «А.М. Рент», Delta rent-a-car и др.

Не стоит забывать и про корпоративных клиентов, битва за которых еще впереди. Многие компании сегодня отказываются от собственного автопарка — слишком хлопотно и дорого содержать машины, платить зарплату водителям. Коммерсанты предпочитают отдавать эту услуг в аутсорсинг. На Западе это весьма распространенное явление, многие прокатные компании имеют прямые договоры с крупнейшими корпорациями мира. Например, IKEA сотрудничает с Europcar. Программа корпоративного клиента предполагает некоторые привилегии в плане первоочередности предоставления машины, скидки, бонусы. И екатеринбургская станция уже готовится к грядущему появлению в городе торгового центра шведского концерна.

Обратная связь: kazarin@apress.ru

www.autorenta.ru

Сайт Российской Ассоциации прокатных компаний. Организация была создана в 2003 г. и объединила в своих рядах почти все основные российские национальные и франчайзинговые автопредприятия, занимающиеся перевозкой пассажиров и сдачей автомобилей в аренду в России: Hertz, Sixt, Avis, Europcar, «Рольф-прокат», «Бизнес Кар», «Ольга», «Скарлет», «Пингвин-автомобили» и многие другие. Посетители найдут здесь справочную информацию по рынку автоаренды России, правовые документы и т.д.

www.naitiprosto.ru/prokat_avtomobiley.html

Удобный поиск станций аренды автомобилей для людей, направляющихся в Москву. Искать можно предложения фирм в каждом конкретном районе столицы: по станции метро, названию района, улице и другим ориентирам. В результатах указываются телефоны, адреса, web-страницы и e-mail.

http://rentacar.report.ru

Раздел, посвященный аренде автомобилей на известном экспертном портале Report.Ru. Сведущие в прокатном деле специалисты дают практические советы: где и как лучше арендовать автомобиль, каковы нюансы аренды машины в Интернете и т.д. Публикуются регулярные новости от прокатных компаний России.

Самое читаемое
  • В Екатеринбурге выбрали еще два участка под КРТ. На этот раз — в центральных районахВ Екатеринбурге выбрали еще два участка под КРТ. На этот раз — в центральных районах
  • «Ситуация на рынке труда сложная, но управляемая. Теперь все зависит от смекалки HR-ов»«Ситуация на рынке труда сложная, но управляемая. Теперь все зависит от смекалки HR-ов»
  • В РФ 20 млн владельцев криптокошельков плюс юрлица. Что изменит для них закон о майнинге?В РФ 20 млн владельцев криптокошельков плюс юрлица. Что изменит для них закон о майнинге?
  • Рекорд за всю историю наблюдений. Россияне стали чаще покупать загородные домаРекорд за всю историю наблюдений. Россияне стали чаще покупать загородные дома
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.