Подписаться
Курс ЦБ на 18.04
94,32
100,27

Колбасник из Сысерти: история Александра Карамышева

Восемь лет назад бывший военный из танкового батальона прорвался на уже поделенный екатеринбургский рынок колбасы и занял свою нишу. Тогда он не знал, с какими сложностями придется столкнуться.

Ввязался в мясной бизнес Александр Карамышев едва ли не случайно, не подозревая о многочисленных конкурентах. Сейчас, изучив все подводные камни, он собирается сделать нечто подобное еще раз.

досье

Александр Карамышев
Родился 13 июля 1969 г. в поселке Балкашине Целиноградской области (Казахстан).
Образование:
1986-1990 гг. — Новосибирское высшее военно-политическое общевойсковое училище.
Карьера:
1990-1993 гг. — служба в Западной группе войск, 2-я танковая армия, мотострелковый полк, танковый батальон, заместитель командира роты по воспитательной работе (города Шверин и Висмар — федеральная земля Макленбург — Передняя Померания);
1993-1995 гг. — служба в Забайкалье;
с 1995 г. — предприниматель;
с 2001 г. — директор колбасной фабрики «Карамышев».
Семья:
женат, сыну — 17 лет, дочери — 12 лет.
Хобби:
беговые лыжи, биатлон.

У Александра Карамышева нет в запасе истории о том, как в детские годы он торговал на базаре яблоками, мечтая открыть собственный магазин. Мальчик из казахской деревни собирался стать военным или милиционером. Тогда, в середине 80-х гг., служить было еще престижно, к тому же офицерам выделяли квартиры. Дисциплина, как ни странно, тоже привлекала: родители, в первую очередь отец-милиционер, были людьми пунктуальными и требовательными и успели приучить к этому сына. Потому после школы Александр Карамышев без раздумий отправился в Высшее военно-политическое училище в Новосибирск.

Поставщики из Казахстана

Поступить помогло увлечение биатлоном. В деревне особого выбора не было — только лыжи и биатлон. Александр начал тренироваться с 14 лет. Физическая подготовка пригодилась и после учебы — при распределении. Не будь Карамышев спортсменом, вряд ли попал бы в Западную группу войск (до 1989 г. — Группа советских войск в Германии. — Прим. ред.). Но он выступал за училище, и его отправили служить за границу... «Туда поехали лучшие. И спортсмены», — смеется Александр Карамышев. Из СССР, стоявшего на грани развала, он попал в Германскую Демократическую Республику, где военные прилично зарабатывали. Вывод войск уже начался, но Александр прослужил три года и теперь считает, что приобретенный опыт оказался полезным — жизнь людей в Восточной Германии выглядела устроенной и благополучной. Прозябать без достойного заработка уже не хотелось.

В 1993 г., после вывода войск из Германии, Карамышев попал на службу в Забайкалье. СССР уже не было, россий­ская армия бедствовала — контраст между элитными войсками и службой во внутреннем округе был разительный. Так прошло еще два года. Затем Александр Карамышев уволился — с большим трудом, так как офицеров отпускали неохотно.

В 1995 г. он вернулся в Казахстан к родителям. Но ситуация и в республике была тяжелая. Быстрыми темпами росла безработица. В деревнях не хватало продуктов питания, люди меняли мясо на сахар и соль. В то время мясо и зерно были основными статьями казахского бартера при натуральном обмене с бывшими республиками СССР.

Все это начинающий бизнесмен увидел и воспользовался случаем. Бывший замкомандира роты по воспитательной работе Александр Карамышев быстро мобилизовал свою семью, заставил уволиться обоих родителей и вместе с ними взялся за дело — что, кстати, стало маленькой революцией, ведь работа в частной компании казалась им немыслимой. Семья начала возить мясо из Казахстана в Россию. Можно было, конечно, заняться и экспортом зерна, но для этого понадобилось бы значительно больше денег на старте. Если 1 т зерна стоила тогда около $100, а предлагать к продаже меньше 1 тыс. т было бессмысленно, то уже для начала требовалось $100 тыс. А партию мяса можно было разместить в одной машине — около 20 т и $30 тыс.

Но и таких денег у Александра Карамышева не было. Бизнес он начал фактически без стартового капитала. Продали только отцовскую «шестерку», чтобы купить грузовик. И все. А первые партии мяса односельчане отдавали под честное слово. Эту базу поставщиков обеспечил Карамышев-старший. В милиции он работал давно, в Балкашине ему доверяли... Взамен Карамышевы начали возить другие продукты, и процесс пошел.

Предприниматель двинулся в разные города России: казахстанское мясо отправляли в Омск, Новосибирск, Тюмень и Екатеринбург. Три года он экспортировал мясо в Россию и в 1998 г. переехал всей семьей в Екатеринбург, где, как ему показалось, условия для развития бизнеса были самые благоприятные.

Захотелось колбасы

Если бы Александр Карамышев в 2000 г. знал, что представляет собой колбасный рынок, то, наверное, никогда бы не взялся за этот бизнес. Он признается, что занялся этим делом фактически по незнанию. Просто очень захотелось. Только потом стало понятно, что серьезно рисковал. В то время крупнейшим производителем колбас в области был Екатеринбургский мясокомбинат. Он лидировал на рынке, выпуская несколько сотен наименований продукции. Тогда никто и подумать не мог, что спустя несколько лет предприятие закроется (в 2008 г. ЕКМК из-за споров между собственниками остановил производство). Помимо ЕКМК в сегменте колбас трудилась целая армия конкурентов — кто поменьше, кто покрупнее. Рынок был четко поделен между ними.

Но поставщик мяса Александр Карамышев таких нюансов не знал. В Екатеринбурге он случайно встретил четверых земляков, и вместе они решили открыть новое мясоперерабатывающее предприятие — выпускать колбасу. Некоторые из них уже работали на мясокомбинатах, поэтому взялись за производство, а Карамышев отвечал за организацию и финансы.

«А почему не пельмени? Это проще», — поинтересовался тогда Александр Черкашин (мясокомбинат в Полевском) — один из партнеров, которому Карамышев поставлял мясо. Но выпускать пельмени Александр Карамышев не захотел, посчитав, что это скучно — с полуфабрикатами нового ничего не придумаешь, конкурировать придется только в стратегиях продвижения и рекламе.

Под будущую колбасную фабрику бизнесмен нашел заброшенное овоще­хранилище в поселке Октябрьском Сысертского района. Подыскивать площадку в Екатеринбурге не стал по двум причинам: во-первых, это намного дороже, во-вторых, уже тогда наметилась тенденция вывода предприятий за пределы города. Землю поначалу арендовали (сейчас она в собственности предпринимателя). Подготовительные работы начались в декабре 2000 г., за четыре месяца г-н Карамышев получил нужные документы, закупил оборудование, и в марте 2001 г. появилась первая продукция — 200 кг сарделек и полукопченой колбасы.

Только когда решение уже приняли и дело закрутилось, Александр Карамышев стал детально изучать отрасль. Почти год вникал в его специфику. Итог был неутешительным — колбасный рынок сложный, безумно консервативный. Но предприятие уже работало, отступать было поздно.

Очень стандартный ход

Фабрика «Карамышев» изначально ориентировалась на гостовскую продукцию. То есть на колбасы, которые производят только из мяса, без растительных белков. Такой выбор ниши подсказала бизнесмену Нина Овчинникова, опытный технолог с одного из екатеринбургских мясокомбинатов, в то время уже пенсионер. Она считала разумным входить в премиум-сегмент и выпускать качественные недешевые колбасы. В то время на прилавках екатеринбургских магазинов большая часть продукции, заявляемой как гостовская, была фальсифицирована. К мнению профи Александр Карамышев прислушался. Получилось, опять же случайно, что бывший военный, попавший в свое время в элитную группу войск, решил производить элитную колбасу.

Впрочем, продажи дорогой колбасы у «Карамышева» шли откровенно плохо. Гостовская продукция залеживалась на прилавках, покупатель брал в основном недорогие колбасы, напичканные добавками. Однако г-н Карамышев не стал менять выбранную стратегию. Ровно через год он понял, что денег, необходимых для покупки оборудования, не хватает, а кредитной истории еще нет — банки крупных кредитов не дадут, и решился на крайнюю меру.

В 2002 г. Александр Карамышев продал все свое имущество, чтобы вложить деньги в бизнес. Машина, квартира, мебель — пригодилось все, на чем можно было выручить деньги. В администрации Чкаловского района предпринимателю пришлось убеждать чиновников, чтобы они согласились выписать его детей из квартиры и прописать к бабушке. Сыну и дочери было тогда по одиннадцать и семь лет. В объяснительной г-н Карамышев уверял, что в квартире его мамы вся семья поместится без проблем, а потом он купит для детей дом в деревне, где им будет уютно. «Ну что ты нам мозги пудришь? — сказали ему. — Ты же эти деньги сейчас в бизнес вбухаешь, потом прогоришь, а дети твои без наследства останутся. Жить у бабушки можно, но собственные квадратные метры дети теряют». — «Что ж теперь делать?! Папа рискует!»

Так Александр Карамышев начал планомерно вкладываться в оборудование. Качество продукции напрямую зависело от техники, поэтому следующие шесть лет вся прибыль предприятия шла на покупку машин и механизмов (четыре года из шести бизнесмен с семьей жил у своей мамы в трех комнатах). Высококачественный продукт был единственной возможностью заявить о себе на рынке. На быструю раскрутку у «Карамышева» не было денег. Почти никакой рекламы в период становления фабрика не запускала. Только планомерно увеличивала объем производства — каждый год примерно на 10-15%, как было прописано в стратегии компании.

А кто покупать будет?

Полигоном для сбыта стал Сысертский район, колбасы «Карамышев» продавали и в отдельных торговых точках Екатеринбурга. В качестве эксперимента открыли свой фирменный магазин на Химмаше. Александр Карамышев хотел посмотреть, есть ли смысл развивать собственную торговую сеть. Но особых результатов магазин не принес: покупателей, ходивших в супермаркеты, специализированные магазинчики не интересовали.

В целом с продажей колбасы были серьезные проблемы. Руководители крупных торговых сетей предъявляли, по сути, единственный, но неоспоримый аргумент: у продукции, которую выпускает производитель из Сысерти, нет статистики продаж в Екатеринбурге, а желающих рисковать выручкой не нашлось. Предлагали Карамышеву: сначала заработайте имя, потом приходите.

Переломным моментом для предприятия стало появление в Екатеринбурге федеральной сети «Пятерочка». Первый ее магазин открылся осенью 2003 г. Франшизу на развитие сети в городе получил местный бизнесмен Владимир Дмитриев. Однако уральские производители под разными предлогами сотрудничать с «Пятерочкой» отказались. Такое решение они приняли под давлением местных торговых сетей, пригрозивших убрать свою продукцию с полок. В числе объявивших бойкот был и Екатеринбургский мясокомбинат. Г-н Дмитриев искал альтернативных поставщиков в городах области и вышел на Александра Карамышева, у которого не было обязательств перед другими сетями (а по сути, не было и выбора). Несмотря на жесткие условия сотрудничества, предусмотренные внутренними стандартами ритейлера (требования к доставке, ассортименту и пр.), работа с «Пятерочкой» была единственной дорогой на рынок.

В 2005 г. в Екатеринбурге открылся «Парк Хаус» с продуктовым гипермаркетом «Гроссмарт», который тоже позвал на свои полки «Карамышева». Затем пришел «Ашан». И только после этого на фабрику взглянули местные сети. Сейчас продукция предприятия представлена во всех торговых сетях, кроме «Монетки». «Не дошли еще до них», — объясняет Александр Карамышев. Теперь у фабрики появилась возможность отказывать в сотрудничестве магазинам, которые не могут гарантировать сохранность продукции.

Человек-бренд

Через восемь лет после выпуска первых сарделек «Карамышев» вышел на объем 8 т продукции в сутки (в месяц — 180 т). Для сравнения: комбинат «Хороший вкус» производит 50 т в сутки. Александр Карамышев соглашается, что объемы его фабрики небольшие. Однако сегмент премиум-класса — это 15% рынка, на эту долю и ориентируется предприятие.

Сейчас фабрика выпускает вареные колбасы (около 50% всей продукции), варено-копченые, полукопченые и сырокопченые (которые после ухода с рынка ЕКМК больше никто из мясокомбинатов не делает), а также сосиски, сардельки и разные деликатесы. Как и другие производители, предприятие использует знакомые всей стране бренды — «джентльменский набор» колбасника: «Докторскую», «Любительскую», «Столичную», «Краков­скую» и др. В раскрутку этих продуктов можно уже не вкладываться. А продажи бывших советских колбас составляют у «Карамышева» до 70% оборота. С 2003 г., когда восстановился платежеспособный спрос, сократившийся во время кризиса 1998 г., фабрика запускает и собственные разработки — по оригинальной рецептуре. Агрессивной рекламы Александр Карамышев не дает, полагая, что сложившиеся предпочтения быстро не изменить. Телевизионные ролики, на которые компания все-таки раскошелилась в 2007 г., были сделаны тщательно, и многие потребители решили, что речь идет о федеральном бренде.

Колбасник убежден, что предприятие должно проработать не один год, а то и не одно десятилетие, чтобы завоевать имя и авторитет среди покупателей. «У нас амбиции такие — чтобы о нас заговорили. Хочется, конечно, узнаваемости на рынке. Но не от массы проданного, а от качества», — признается г-н Карамышев. Быстрых денег и короткой славы, говорит, не надо. Поэтому восемь лет корпел над оснащением фабрики, над качеством колбасы, медленно, но верно шел, как танк, к своей рыночной нише. И ведь получилось. Екатеринбург теперь знает бренд «Карамышев», а конкуренты (обычно при личной встрече) признают, что колбаса у него хорошая.

Показателем того, что конкуренты забеспокоились, стал инцидент с Роспотребнадзором в начале 2008 г. Тогда сотрудники ведомства обнаружили в продукции «Карамышева» следы сои. На этот счет у Александра Карамышева свое объяснение. Он говорит, что Роспотребнадзор провел самое простое исследование, устанавливающее только наличие следов сои. А сколько ее там, исследование показать не может (есть максимально допустимое количество сои даже в гостовской продукции). Г-н Карамышев: «А так как на фабрике «Карамышев» в одних и тех же цехах производится не только гостовская колбаса, то соя в незначительном количестве может попасть и в те продукты, где ее быть не должно». Такое случается даже при контакте с ножом, которым до этого резали другую колбасу. И поскольку о сое в колбасе «Карамышев» написали многие СМИ, бизнесмен решил, что без черного пиара не обошлось.

Эксперименты с ассортиментом

Колбасный рынок, на который Александр Карамышев попал случайно, он взял если не штурмом, то измором. Теперь же задумал провернуть подобную операцию еще раз. Вновь побороть консервативность потребителя и заявить о себе. Конечно, речь идет о новой нише. Но новой она будет только для г-на Карамышева... Предприниматель решил посягнуть на самую забитую, самую плотную часть колбасного рынка, где работает большинство мясокомбинатов, — выпускать массовую продукцию среднего ценового сегмента.

Сколько и что именно будет производить фабрика, Александр Карамышев пока не готов сказать из соображений коммерческой тайны. Но уже известно, что это будет новая торговая марка, не имеющая никакого отношения к бренду «Карамышев». Продукцию начнут поставлять в область, где покупателей на дорогую колбасу недостаточно, зато есть стабильный спрос на изделия экономкласса.

Г-н Карамышев называет этот шаг вынужденной мерой. Хоть и не стремился к большим деньгам за счет массовой продукции, но ради этого и запускает сейчас «Уралочку». Нужны деньги — быстро и много. Для этого колбасу можно сделать и дешевле, но зато выпускать в больших количествах. Александр Карамышев собирается загрузить мощности фабрики полностью, чтобы они не простаивали. Сейчас машины загружены только на 35-40%. Вместо 500 т в месяц делают только 180. Новый проект — временный, рассчитан примерно на пять лет. Затем торговую марку «Уралочка» продадут или прикроют. А выручку пустят на расширение производства дорогих изделий. «Уралочка» — это чистый бизнес, экономика без эмоций, а «Карамышев» — любимое детище», — говорит предприниматель.

Небольшим предприятием в Сысерти уже интересовались потенциальные покупатели, но продавать бизнес г-н Карамышев не хочет. В том, что баснословную цену не предложат, он уверен на 100%. А за малую сумму или вполне адекватную расставаться со своим делом желания нет... Чем еще заниматься, когда столько лет и сил бросил на этот бизнес? Только профильными проектами. Александр Карамышев не исключает, что впоследст­вии может заняться развитием собственной сырьевой базы, производством мяса. Российские мясопереработчики сейчас на 80% зависят от импортной говядины и на 50% — от свинины. Поле для деятельности — широкое, если учесть, что и сам он покупает импортное мясо. Скучно не будет, говорит колбасник.

 

Самое читаемое
  • В Академическом районе Екатеринбурга собираются построить храм и военкоматВ Академическом районе Екатеринбурга собираются построить храм и военкомат
  • Строительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долговСтроительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долгов
  • Загородные дома в Свердловской области подорожали на 46%Загородные дома в Свердловской области подорожали на 46%
  • Вместо «горнолыжки» — событийный туризм: что будет в «Большой Сысерти»?Вместо «горнолыжки» — событийный туризм: что будет в «Большой Сысерти»?
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.